Расстройства двигательных функций
Часто у детей отмечаются неврологические расстройства двигательной функции. Они возникают по многим причинам, но имеют схожие симптомы. Даже сами родители, понаблюдав за ребенком, могут заметить тревожные признаки и обратиться к врачу.
Какие нарушения возможны?
Нарушение двигательных функций может быть как органического, так и функционального характера. Полная обездвиженность носит название «паралич», частичная обездвиженность, ограничение объема движений – «парез». Параличи (парезы) зависят от локализации поражения: «центральный» паралич возникает при поражении пирамидального пути в головном мозге, «периферический» – при поражении ядер черепно-мозговых нервов, периферических нервов или передних рогов спинного мозга. Различают «монопарез», когда страдает одна конечность, «гемипарез» (гемиплегия), когда страдает одна половина тела: лицо, рука и нога на одной стороне, «тетрапарез» (тетраплегия), когда страдают обе половины тела, все четыре конечности.
«Гиперкинезы» – насильственные движения, возникающие при поражении подкорковых образований. Кроме органических параличей (парезов) бывают и функциональные параличи при истерии (неврозы). В отдельных случаях в основе двигательной недостаточности лежит заболевание нервно-мышечной системы, например, миопатия и миостения, имеющие генетический характер возникновения.
Различия в диагностике.
Для диагностики паралича большое значение имеют симптомы поражения. При центральных параличах (парезах) характерным является повышение мышечного тонуса (мышечная гипертония), спастичность, рано появляющиеся контрактуры; повышение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперрефлексия); наличие патологических рефлексов Бабинского, Россолимо и др. До 1-го года, пока пирамидный путь еще не созрел, рефлекс Бабинского является физиологическим. После 1-го года наличие симптома Бабинского говорит о несформированности пирамидного пути. Парализованная конечность иногда может быть отечной ввиду расстройства кровообращения и бездействия.
При периферических поражениях отмечается снижение мышечного тонуса (гипотония или атония), снижение сухожильных рефлексов (гипорефлексия или арефлексия), нарастающая мышечная атрофия (трофика питания), конечность отстает в росте и в объеме – висит плетью.
Параличи, возникающие в результате органического поражения центральной нервной системы, не излечиваются полностью, но под влиянием медикаментозного воздействия могут ослабляться. Остаточные следы поражения могут проявляться в разной степени в любом возрасте. Функциональные параличи или парезы в своей основе не имеют структурных нарушений нервной системы, а развиваются из-за образования застойных очагов торможения в двигательной области коры. Чаще причиной их являются острые реактивные состояния (истерия). В большинстве случаев они имеют благоприятный исход.
Гиперкинезы.
Наряду с паретическими симптомами могут наблюдаться и другие проявления неврологических расстройств, например, гиперкинезы (насильственные движения в лицевой мускулатуре и в дистальных и проксималъных отделах верхних и нижних конечностей), связанные с нарушением деятельности подкорковых образований.
Нарушения координации движений.
Расстройства движений выражаются в нарушениях не только силы и объема, но и в их точности, соразмеренности, содружественности, что обозначается как патология координации движений, и связано с функцией вестибулярного аппарата и мозжечка.
Нарушение координации носит название атаксии и проявляется в виде расстройства ходьбы (походки), стояния с закрытыми глазами (симптом Ромберга), мимопромахивания при выполнении целенаправленных движений (пальценосовая проба и др.). Различные формы атаксии зависят от преимущественной локализации поражения головного и спинного мозга. Так, при поражении пирамидных путей возникающий гемипарез обусловливает паретическую походку (больной подтаскивает ногу, вся парализованная сторона туловища при движении как бы отстает от здоровой). Слабая нога при ходьбе цепляется за любой выступ, ребенок сбивает обувь на этой ноге быстрее, чем на здоровой, часто падает, о чем свидетельствует большое количество синяков на ногах.
Атаксическая походка часто наблюдается при поражении задних столбов спинного мозга, несущих глубокую чувствительность. Такой больной ходит, широко расставив ноги и сильно ударяя пяткой об пол, как бы с размаху ставит ногу. Такая походка наблюдается при спинной сухотке (третичная фаза сифилиса) и алкогольных полиневритах.
Мозжечковая атаксия характеризуется особой неустойчивостью: больной ходит с широко расставленными ногами и балансирует из стороны в сторону; такая походка носит название «походка пьяного».
При обследовании больному предлагают встать ровно, сдвинув ноги и закрыв глаза, попасть кончиком указательного пальца в кончик носа (проба Ромберга). При этом обследуемого подстраховывают, чтобы он не упал. Если больной устойчив, то координация у него не нарушена, в случаях патологии мозжечка больной неустойчив и при приближении указательного пальца к кончику носа усиливается тремор или мимопромахивание.
При некоторых формах неврально-мышечных атрофий, например, при болезни Шарко-Мари, походка приобретает своеобразный тип: больной как бы выступает, высоко поднимая ноги («походка цирковой лошади»).
Менингеальные симптомы.
К симптомам двигательных нарушений условно могут быть отнесены менингеальные симптомы, наблюдающиеся при воспалении мозговых оболочек независимо от этиологического фактора. К менингеальным симптомам относятся:
1) поза больного – голова заброшена кзади, руки приведены к груди, а ноги – к животу;
2) если больного положить удобно на спину, руки вытянуть вдоль туловища, а ноги выровнять на постели и попытаться приподнять голову ребенка, ноги вновь приводятся к животу, ребенок плачет, что указывает на выраженные болевые ощущения (симптом Брудзинского);
3) если ногу больного согнуть в тазобедренном суставе и разогнуть в коленном, тоже возникает болевая реакция (симптом Кернига), при которой ребенок плачет.
Перечисленные признаки указывают на то, что в мозговых оболочках идёт воспалительный процесс (так называемый оболочечный симптом). Кроме двигательных расстройств, может наблюдаться повышенная кожная чувствительность (гиперестезия) и проявления менингита (сыпь, расстройства сознания).
Для доктора особенно важно знать о возрастных особенностях моторного развития и вовремя видеть возможные отклонения, чтобы предотвратить серьезные проблемы со здоровьем в будущем. Так, например, если ребенок низко наклоняется над рабочим столом или держит книгу далеко от себя, это говорит о нарушении зрения (близорукости или дальнозоркости).
Характерное двигательное расстройство со стороны глазных яблок – косоглазие. Если у ребенка присутствует такое нарушение, ему необходима консультация у офтальмолога и грамотное лечение.
К двигательным нарушениям со стороны лицевой мускулатуры относятся мимика, артикуляция, жевание. Все дети, плохо и медленно жующие, нуждаются в наблюдении. У них может быть повышенное слюноотделение во время разговора и сухость во рту во время еды, поэтому они просят воды, чтобы запить пищу, и для них это не баловство, а необходимость. У детей с нарушением артикуляционной моторики может быть расстройство звукопроизношения различной степени выраженности, истощаемость голоса и короткое дыхание.
В состоянии общей моторики обращает на себя внимание походка, умение выполнять физкультурные движения: поднять руки вверх, попрыгать на одной ножке, ходить по лестнице и др.
Особенно большое значение придается состоянию мелкой моторики: как ребенок держит карандаш, проводит прямую линию, рисует, выполняет задания педагога.
Возможные отклонения со стороны речевой и моторной сферы нужно как можно раньше выявлять, чтобы начать занятия по их исправлению.
Особенности двигательных нарушений у аномальных детей.
К аномалиям относятся различные отклонения в умственном и речевом развитии, а также ранняя утрата слуха и зрения. Медико-педагогическая практика обращает внимание на то, что у детей с умственным и речевым недоразвитием выявляются различной степени выраженности парезы и параличи центрального и периферического характера, охватывающие как артикуляционную, так и общую моторику (при детском церебральном параличе). Парезы сочетаются с гиперкинезами, вестибулярными расстройствами, нарушением координации и восприятием пространства.
Своеобразной формой расстройства движений у детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями является апраксия. При этом паралич отсутствует, но совершить сложный двигательный акт пациент не может, поскольку утрачены или не приобретены способности для выполнения необходимых последовательных движений. Патофизиологический механизм апраксии сложен. В норме каждый момент движения фиксируется в теменной доле мозга и сохраняется там. В патологии не формируются или распадаются стереотипы заученных движений, которые приводят к тому, что больной не может выполнить задание по инструкции, например: открой рот, высуни язык, нарисуй кружок и т.д. Наличие неврологической симптоматики связано с тем, что интеллектуальная недостаточность обусловлена нарушением нервной системы.
Все дети с нарушением двигательного анализатора нуждаются не только в занятиях с логопедом и дефектологом, но и специалистом по лечебной физкультуре с использованием игрового материала для развития общей и мелкой моторики, с музыкальным работником для выработки ритмичных движений и регуляции дыхания.
Роль двигательного анализатора.
Она исключительно велика в структуре нервной системы и не ограничивается только регуляцией произвольных и непроизвольных движений, входящих в состав обычных двигательных актов. Двигательный анализатор принимает участие и в таких сложных функциях, как слух, зрение, осязание.
Дети, рано утратившие слух, имеют различные неврологические расстройства, так как вирусная инфекция, интоксикация, родовая травма вызывает нарушения не только слуха, но и деятельности нервной системы. Для выявления особенностей моторных нарушений проводились специальные наблюдения.
Было отмечено, что у слабослышащих нередко возникают проблемы с координацией: при ходьбе они шаркают подошвами, движения их порывисты и резки. Моторная недостаточность проявляется как в динамике (при движениях), так и в статике (при стоянии): неустойчивое равновесие, затруднения в позе Ромберга и др. Моторная заторможенность глухих чаще носит функциональный характер и при соответствующих упражнениях может быть преодолена. Значимым стимулом в развитии моторной сферы глухих является лечебная физкультура, дозированная трудотерапия, спорт.
Исследования двигательной сферы рано потерявших зрение детей показали, что выраженная моторная недостаточность встречается у большинства детей и характеризуется паретичностью как лицевой, так и общей моторики. Симптоматика органических нарушений зависит от этиологического фактора: родовые черепно-мозговые травмы, вирусные инфекции, интоксикации.
Отсутствие зрения снижает объем двигательных возможностей в широком пространстве. Многие слабовидящие нерешительны и боязливы в своих движениях. Они протягивают руки вперед, чтобы не наткнуться на предметы, волочат ноги, ощупывают почву и идут согнувшись. Движения их угловаты и неловки, во время разговора они мало манипулируют руками. В результате правильного воспитания ряд недостатков моторной сферы слабовидящих может быть устранен. В зависимости от степени снижения зрения дети могут заниматься физкультурой, трудотерапией. В настоящее время рано начатое лечение и обучение дает таким детям возможность получить полноценное среднее и высшее образование и найти свое место в жизни.
Особенности моторных нарушений у детей с расстройствами речи.
В настоящее время в специальной литературе понятие расстройства речи объединяет различные проявления речевых нарушений, как, например, общее недоразвитие речи (ОНР), задержку речевого развития, фонетико-фонематические расстройства (ФФН), ускоренный темп речи (тахилалию), замедленный темп речи (брадилалию), заикание.
Все перечисленные речевые нарушения связаны с различными патологиями нервной системы (парезы, гиперкинезы, сенсорные и моторные расстройства) и степенью их выраженности.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.