МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
Наш клуб
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
серьги сердце
 
Неврологические нарушения движений у ребенка. / / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

Неврологические нарушения движений у ребенка.
Неврологические нарушения движений у ребенка.


Расстройства двигательных функций

Часто у детей отмечаются неврологические расстройства двигательной функции. Они возникают по многим причинам, но имеют схожие симптомы. Даже сами родители, понаблюдав за ребенком, могут заметить тревожные признаки и обратиться к врачу.



Какие нарушения возможны?


Нарушение двигательных функций может быть как орга­нического, так и функционального характера. Полная обездвиженность носит название «паралич», частичная обездвиженность, ограничение объема движений – «парез». Параличи (парезы) зависят от локализации поражения: «цен­тральный» паралич возникает при поражении пирамидаль­ного пути в головном мозге, «периферический» – при по­ражении ядер черепно-мозговых нервов, периферических нервов или передних рогов спинного мозга. Различают «мо­нопарез», когда страдает одна конечность, «гемипарез» (гемиплегия), когда страдает одна половина тела: лицо, рука и нога на одной стороне, «тетрапарез» (тетраплегия), когда страдают обе половины тела, все четыре конеч­ности.

«Гиперкинезы» – насильственные движения, возни­кающие при поражении подкорковых образований. Кроме органических параличей (парезов) бывают и функциональные параличи при истерии (неврозы). В отдельных случаях в основе двигательной недостаточ­ности лежит заболевание нервно-мышечной системы, на­пример, миопатия и миостения, имеющие генетический ха­рактер возникновения.



Различия в диагностике.


Для диагностики паралича большое значение имеют симп­томы поражения. При центральных параличах (парезах) характерным является повышение мышечного тонуса (мышечная ги­пертония), спастичность, рано по­являющиеся контрактуры; повы­шение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперрефлексия); наличие патологических рефлек­сов Бабинского, Россолимо и др. До 1-го года, пока пира­мидный путь еще не созрел, реф­лекс Бабинского является физиологическим. После 1-го года наличие симптома Бабинского го­ворит о несформированности пи­рамидного пути. Парализованная конечность иногда может быть отечной ввиду расстройства кро­вообращения и бездействия.
При периферических пораже­ниях отмечается снижение мы­шечного тонуса (гипотония или атония), снижение сухожильных рефлексов (гипорефлексия или арефлексия), нарастающая мы­шечная атрофия (трофика питания), конечность отстает в росте и в объеме – висит плетью.
Параличи, возникающие в ре­зультате органического поражения центральной нервной системы, не излечиваются полностью, но под влиянием медикаментозного воздействия могут ослабляться. Остаточные следы поражения могут проявляться в разной степени в любом возрасте. Функциональные параличи или парезы в своей основе не имеют структурных нарушений нервной системы, а развиваются из-за образования застой­ных очагов торможения в двигательной области коры. Чаще причиной их являются острые реактивные состояния (ис­терия). В большинстве случаев они имеют благоприятный исход.



Гиперкинезы.


Наряду с паретическими симптомами могут наблюдаться и другие проявления неврологических расстройств, на­пример, гиперкинезы (насильственные движения в лице­вой мускулатуре и в дистальных и проксималъных отделах верхних и нижних конечностей), связанные с нарушением деятельности подкорковых образований.



Нарушения координации движений.


Расстройства движений выражаются в нару­шениях не только силы и объема, но и в их точности, соразмеренности, содружественности, что обозначается как патология ко­ординации движений, и связано с функцией вестибулярного аппарата и мозжечка.
Нарушение координации носит название атаксии и про­является в виде расстройства ходьбы (походки), стояния с закрытыми глазами (симптом Ромберга), мимопромахивания при выполнении целенаправленных движений (пальценосовая проба и др.). Различные формы атаксии зависят от преимущественной локализации поражения головного и спинного мозга. Так, при поражении пирамидных путей возникающий гемипарез обусловливает паретическую по­ходку (больной подтаскивает ногу, вся парализованная сто­рона туловища при движении как бы отстает от здоровой). Слабая нога при ходьбе цепляется за любой выступ, ребенок сбивает обувь на этой ноге быстрее, чем на здоровой, часто падает, о чем свидетельствует большое количество синяков на ногах.
Атаксическая походка часто наблюдается при пораже­нии задних столбов спинного мозга, несущих глубокую чув­ствительность. Такой больной ходит, широко расставив ноги и сильно ударяя пяткой об пол, как бы с размаху ставит ногу. Такая походка наблюдается при спинной сухотке (тре­тичная фаза сифилиса) и алкогольных полиневритах.

Мозжечковая атаксия характеризуется особой неустой­чивостью: больной ходит с широко расставленными ногами и балансирует из стороны в сторону; такая походка носит название «походка пьяного».
При обследовании больному предлагают встать ровно, сдвинув ноги и закрыв глаза, попасть кончиком указатель­ного пальца в кончик носа (проба Ромберга). При этом об­следуемого подстраховывают, чтобы он не упал. Если боль­ной устойчив, то координация у него не нарушена, в случаях патологии мозжечка больной неустойчив и при приближе­нии указательного пальца к кончику носа усиливается тремор или мимопромахивание.
При некоторых формах неврально-мышечных атрофий, например, при болезни Шарко-Мари, походка приобретает своеобразный тип: больной как бы выступает, высоко под­нимая ноги («походка цирковой лошади»).



Менингеальные симптомы.


К симптомам двигательных нарушений условно могут быть отнесены менингеальные симптомы, наблюдающие­ся при воспалении мозговых оболочек независимо от этио­логического фактора. К менингеальным симптомам отно­сятся:
1) поза больного – голова заброшена кзади, руки приведены к груди, а ноги – к животу;
2) если больного положить удобно на спину, руки вытянуть вдоль тулови­ща, а ноги выровнять на постели и попытаться приподнять голову ребенка, ноги вновь приводятся к животу, ребенок плачет, что указывает на выраженные болевые ощущения (симптом Брудзинского);
3) если ногу больного согнуть в та­зобедренном суставе и разогнуть в коленном, тоже воз­никает болевая реакция (симптом Кернига), при которой ребенок плачет.
Перечисленные признаки указывают на то, что в мозговых оболочках идёт воспалительный процесс (так называемый оболочечный симптом). Кро­ме двигательных расстройств, может наблюдаться повышенная кожная чувствительность (гипер­естезия) и проявления менингита (сыпь, расстройства сознания).



Для доктора особенно важно знать о возрастных особеннос­тях моторного развития и вовремя видеть возможные отклонения, чтобы предотвратить серьезные проблемы со здоровьем в будущем. Так, например, если ребенок низко наклоняется над рабочим столом или держит книгу далеко от себя, это говорит о нарушении зрения (близорукости или дальнозоркости).


Характерное двигательное расстройство со стороны глазных яблок – косоглазие. Если у ребенка присутствует такое нарушение, ему необходима консультация у офтальмолога и грамотное лечение.


К двигательным нарушениям со стороны лицевой мус­кулатуры относятся мимика, артикуляция, жевание. Все дети, плохо и медленно жующие, нуждаются в наблюде­нии. У них может быть повышенное слюноотделение во время разговора и сухость во рту во время еды, поэтому они просят воды, чтобы запить пищу, и для них это не баловство, а необходи­мость. У детей с нарушением артикуляционной моторики может быть расстройство звукопроизношения различной степени выраженности, истощаемость голоса и короткое дыхание.

В состоянии общей моторики обращает на себя внима­ние походка, умение выполнять физкультурные движения: поднять руки вверх, попрыгать на одной ножке, ходить по лестнице и др.

Особенно большое значение придается состоянию мел­кой моторики: как ребенок держит карандаш, проводит пря­мую линию, рисует, выполняет задания педагога.

Возможные отклонения со стороны речевой и моторной сферы нужно как можно раньше выявлять, чтобы начать занятия по их исправлению.



Особенности двигательных нарушений у аномальных детей.


К аномалиям относятся различные отклонения в умственном и речевом развитии, а также ранняя утрата слуха и зрения. Медико-педагогическая практика обращает внимание на то, что у детей с умственным и речевым недоразвитием вы­являются различной степени выраженности парезы и пара­личи центрального и периферического характера, охваты­вающие как артикуляционную, так и общую моторику (при детском церебральном параличе). Парезы сочетаются с гиперкинезами, вестибулярными расстройствами, нарушени­ем координации и восприятием пространства.

Своеобразной формой расстройства движений у детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями является апраксия. При этом паралич отсутствует, но совершить сложный двигательный акт пациент не может, поскольку утрачены или не приобретены способности для выполнения необходимых последовательных движений. Патофизиоло­гический механизм апраксии сложен. В норме каждый мо­мент движения фиксируется в теменной доле мозга и сохраняется там. В патологии не формируются или распадаются стереотипы заученных движений, которые приводят к тому, что больной не может выполнить задание по инструкции, например: открой рот, высуни язык, нарисуй кружок и т.д. Наличие неврологической симптоматики связано с тем, что интеллектуальная недостаточность обусловлена нару­шением нервной системы.

Все дети с нарушением двигательного анализатора нуж­даются не только в занятиях с логопедом и дефектологом, но и специалистом по лечебной физкультуре с использовани­ем игрового материала для развития общей и мелкой моторики, с музыкальным работником для выработки ритмичных движений и регуляции дыхания.



Роль двигательного анализатора.


Она исключительно велика в структуре нервной системы и не ограничивается только регуляцией произвольных и непроизвольных движений, входящих в состав обычных двигательных актов. Двига­тельный анализатор принимает участие и в таких сложных функциях, как слух, зрение, осязание.
Дети, рано утратившие слух, имеют различные невроло­гические расстройства, так как вирусная инфекция, инток­сикация, родовая травма вызывает нарушения не только слуха, но и деятельности нервной системы. Для выявления особенностей моторных нарушений проводились специаль­ные наблюдения.
Было отмечено, что у слабослышащих нередко возникают проблемы с координацией: при ходьбе они шаркают по­дошвами, движения их порывисты и резки. Моторная не­достаточность проявляется как в динамике (при движениях), так и в статике (при стоянии): неустойчивое равновесие, затруднения в позе Ромберга и др. Моторная заторможенность глухих чаще но­сит функциональный характер и при соответствующих уп­ражнениях может быть преодолена. Значимым стимулом в развитии моторной сферы глухих является лечебная физ­культура, дозированная трудотерапия, спорт.
Исследования двигательной сферы рано потерявших зрение детей показали, что выраженная моторная недостаточность встречается у большинства детей и характеризуется паретичностью как лицевой, так и общей моторики. Симптоматика органических нарушений зависит от этиологического фактора: родовые черепно-моз­говые травмы, вирусные инфекции, интоксикации.
Отсутствие зрения снижает объем двигательных возмож­ностей в широком пространстве. Многие слабовидящие не­решительны и боязливы в своих движениях. Они протягива­ют руки вперед, чтобы не наткнуться на предметы, волочат ноги, ощупывают почву и идут согнувшись. Движения их угловаты и неловки, во время разговора они мало манипу­лируют руками. В результате правильного воспитания ряд недостатков моторной сферы слабовидящих может быть ус­транен. В зависимости от степени снижения зрения дети могут заниматься физкультурой, трудотерапией. В настоя­щее время рано начатое лечение и обучение дает таким детям возмож­ность получить полноценное среднее и высшее образование и найти свое место в жизни.



Особенности моторных нарушений у детей с рас­стройствами речи.


В настоящее время в специальной ли­тературе понятие расстройства речи объединяет различ­ные проявления речевых нарушений, как, например, общее недоразвитие речи (ОНР), задержку речевого развития, фонетико-фонематические расстройства (ФФН), ускоренный темп речи (тахилалию), замедленный темп речи (брадилалию), заикание.
Все перечисленные речевые нарушения связаны с различными патологиями нервной системы (парезы, гиперкинезы, сенсорные и моторные расстройства) и степенью их выраженности.




© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.



Дата: 12 марта 2012

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Оценка: 23 средняя оценка: 4.6 (голосов: 5)
Поместить ссылку в:
Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
От года до 3-х
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты