Ваш ребенок стал неуправляем или подавлен, у него повторяются ритмичные движения или его состояние необычно. Вы обращаетесь к неврологу, малышу выставляют диагноз «невроз» и назначают лечение… Неужели всё так серьёзно?
Давайте разберёмся в природе неврозов и в том, опасны ли они для здоровья.
Что такое невроз?
К неврозам относят функциональные нарушения в нервной системе, которые не сопровождаются грубыми органическими изменениями в структуре нервной ткани. Однако такое определение весьма условно, поскольку природа неврозов долгое время была мало изучена. Некоторые нарушения в общей соматике организма (малокровие, расстройство обмена веществ, истощение и др.) являются, по существу, только фоном.
Основная причина неврозов – психическая травма, однако имеет значение и изначальная личностная предрасположенность (например, унаследованная от родителей эмоциональная неустойчивость, ранимость психики и т. п.). Невроз есть результат перенапряжения нервной системы, срыв нервной деятельности.
Течение неврозов может иметь двоякий характер. Одни формы развиваются постепенно в результате целого ряда условий. В более редких случаях таким условием может явиться врожденная слабость нервной системы. Неблагоприятная обстановка в семье, неправильное воспитание способны обострить проявление врожденной нервной слабости и способствовать формированию выраженных форм невроза. В других случаях невроз возникает остро, как реакция нервной системы на те или иные неблагоприятные ситуации в жизни ребенка.
Что же лежит в основе неврозов? Каков физиологический механизм указанных расстройств нервной деятельности?
Физиологические основы.
Работы И. П. Павлова и его учеников помогли раскрыть патофизиологические механизмы, которые обусловливают развитие неврозов. Сущность подобных расстройств заключается, прежде всего, в нарушении баланса между раздражительным и тормозным процессами. Речь идет о так называемой сшибке, «трудной встрече» (по Павлову), которая возникает в результате нарушения равновесия, присущего нормальному состоянию физиологической деятельности больших полушарий. Нарушение взаимодействия между основными нервными процессами изменяет течение высшей нервной деятельности, что в последующем может вызвать патологическое преобладание либо раздражительного, либо тормозного процесса.
Изучение нервных детей в детских садах позволяет выделить среди них две основные группы. Первая группа характеризуется повышенной возбудимостью нервной системы, непоседливостью, двигательной расторможенностью. В жизни это излишне подвижные, шумливые дети, которые не могут сосредоточить внимание даже на короткий срок, вертятся, шумят. Они быстро, не подумав, отвечают на вопросы воспитателя, речь их излишне тороплива. Такое поведение, по-видимому, связано с лабильностью возбудительного процесса и ослаблением внутреннего торможения. Реже встречается другая группа детей, которым свойственны вялость, апатичность, моторная недостаточность, что является результатом наклонности к тормозимости, инертности тормозного процесса.
Виды неврозов.
В практике выделяется ряд различных форм неврозов. Мы остановимся на характеристике только некоторых из них. Это неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Прежде всего, следует сказать, что все указанные неврозы имеют много общих признаков, главный из которых – неустойчивость нервного тонуса. Однако каждая из выделенных форм имеет и свои специфические особенности. Правда, выражены они скорее у взрослых пациентов. В детском возрасте специфичность невротических симптомов, относящихся к той или иной форме, нередко носит стертый характер. В то же время имеет место и ряд особенностей, свойственных преимущественно детскому возрасту.
Истерия (истерический невроз) у детей характеризуется целым рядом особенностей. Это, прежде всего, повышенная эмоциональность, чрезмерная впечатлительность, склонность к самовнушению и фантазерству и множество других симптомов.
В легких случаях истерического невроза патология преимущественно выражается в особенностях характера. Типичны выраженный эгоцентризм, желание привлекать внимание окружающих. При отсутствии такового истерик может давать ряд отрицательных реакций – грубость, эффектные вспышки, плач и т.д. В более тяжелых случаях истерический невроз сопровождается припадками в качестве реакции на неудовлетворение требований, а также ослаблением или исчезновением некоторых двигательных или сенсорных функций (параличи, парезы, истерическая глухота, слепота), носящих всегда временный характер.
Сложный комплекс невропсихических особенностей, возникающий у истерика, обусловлен своеобразными патофизиологическими механизмами, сущность которых была изучена И. П. Павловым.
Истерический невроз возникает чаще всего у лиц, принадлежащих к так называемому художественному типу (по Павлову). Как известно, у таких людей отмечается некоторое преобладание первой сигнальной системы над второй, что обусловливает яркий, конкретный, образный тип их мышления. При срыве нервной деятельности нормальный физиологический вариант взаимодействия между сигнальными системами нарушается в сторону уже патологически преобладающей первой сигнальной системы. Кроме того, происходит нарушение взаимодействия и с подкорковыми образованиями, влияние которых усиливается в связи с ослаблением регулирующей роли коры. Преобладание подкорковых влияний приводит к насыщению эмоциональными моментами, чем и объясняется та повышенная впечатлительность, которая характеризует поведение истерика. Отсюда аффективные вспышки и импульсивные поступки, свойственные этой группе людей.
Симптомы истерического невроза у детей не отличаются такой яркостью, как это можно наблюдать у взрослых. Надо отметить некоторую пестроту признаков, характеризующих истерические проявления у детей. Так, иногда истеричность может проявляться в форме повышенной впечатлительности, особой хрупкости конституции. Такие дети под маской внешней холодности, безразличия скрывают большой запас эмоциональных переживаний. Каждое резкое слово, неосторожный намек, жест со стороны окружающих могут причинить им массу тяжелых страданий. Они привязчивы и требовательны к дружбе, чрезвычайно обидчивы, ревнивы и подозрительны. Мечтательность, склонность к фантазии – нередкие свойства их натуры. Им также свойствен эгоцентризм. Однако он выражается не в грубых примитивных требованиях к окружающим в смысле признания своего «я», а в чрезмерно болезненно развитом самолюбии. Отсюда постоянная настороженность, приобретающая форму своеобразной защитной реакции от возможных ущемлений со стороны окружающих, иногда болезненно преувеличенных. Именно этим детям и подросткам (чаще девочкам) свойствен целый ряд неприятных соматических ощущений: головные боли, тошнота, иногда онемение в различных частях тела, ощущение клубка в горле, приступы нервной икоты.
Наличие особой хрупкости внутренней конституции таких детей, соединенной с большой эмоциональностью, может явиться неблагоприятным фоном, особенно в подростковом возрасте, в связи с возникновением сексуальных переживаний, могущих привести к душевным катастрофам. В отдельных случаях при конфликтных ситуациях, а также в моменты психических травм слабая нервная система истерика не справляется, и он реагирует истерическим припадком. Истерический припадок может развиваться сразу на высоте аффекта и сопровождаться плачем или хохотом. Больной падает (чаще осторожно), сознание может частично затемняться, появляются судороги и на лице различные гримасы, иногда больной выгибается, принимает вычурные (страстные) позы. Обычных для эпилептического припадка выделения пены изо рта, прикуса языка, самопроизвольных мочеиспускания и дефекации не бывает. Зрачки реагируют на свет нормально. В отдельных случаях истерический приступ может выражаться в своеобразном оцепенении, снижении чувствительности (истерический ступор). Сравнительно редко результатом нервного срыва может быть развитие истерических парезов или параличей: отнимается половина тела, развивается слабость или неподвижность в руке и ноге с одной стороны. Иногда может возникнуть утрата речи или слуха – истерический мутизм, сурдомутизм или потеря голоса – истерическая афония.
Все указанные патологические явления носят временный характер, обычно они не связаны со структурными поражениями, а являются результатом возникших очагов застойного торможения, вследствие чего происходит выключение или ослабление той или иной двигательной или сенсорной функции.
В других случаях истерический невроз проявляется в форме повышенной капризности, слезливости. Такие дети иногда часами могут плакать, требуя, чтобы окружающие выполнили их желание, бросаться на пол, бить ногами, кричать, драться. Обычно черты эгоцентризма, свойственные истерикам, в этих случаях проявляются в желании настоять на своем, привлечь внимание окружающих, быть в центре внимания, властвовать. Некоторые дети рано становятся деспотами в семье и, видя слабость родителей, используют ее в своих интересах в самой грубой форме.
Непризнание со стороны окружающих их желания быть лидером вызывает у них ряд агрессивных действий. Однако, будучи слабыми натурами, они нередко ищут обходных путей для доказательства сверстникам своего превосходства, своей исключительности. Отсюда наклонность к патологической лжи. Выдумываются целые истории, например о своих родственниках, якобы очень известных людях. Приукрашиваются и собственные поступки и способности. Такая псевдология, принимающая у некоторых детей довольно пышный характер, есть своеобразное прикрытие собственной неполноценности, слабости.
Во второй части статьи мы поговорим о других видах неврозов у детей.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.