МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
Наш клуб
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
Детские неврозы. Часть первая. / Дошкольники (от 3 до7 лет) / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

Детские неврозы. Часть первая.
Детские неврозы. Часть первая.



Ваш ребенок стал неуправляем или подавлен, у него повторяются ритмичные движения или его состояние необычно. Вы обращаетесь к неврологу, малышу выставляют диагноз «невроз» и назначают лечение… Неужели всё так серьёзно?

Давайте разберёмся в природе неврозов и в том, опасны ли они для здоровья.



Что такое невроз?

К неврозам относят функциональные нарушения в нервной системе, которые не сопровождаются грубыми органическими изменениями в структуре нервной ткани. Однако такое определение весьма условно, поскольку природа неврозов долгое вре­мя была мало изучена. Некоторые нарушения в общей соматике организма (малокровие, расстройство обмена ве­ществ, истощение и др.) являются, по существу, только фоном.
Основная причина неврозов – психическая трав­ма, однако имеет значение и изначальная личностная предрасположенность (например, унаследованная от роди­телей эмоциональная неустойчивость, ранимость психики и т. п.). Невроз есть результат перенапря­жения нервной системы, срыв нервной деятельности.
Те­чение неврозов может иметь двоякий характер. Одни фор­мы развиваются постепенно в результате целого ряда условий. В более редких случаях таким условием может явиться врожденная слабость нервной системы. Неблагоп­риятная обстановка в семье, неправильное воспитание способны обострить проявление врожденной нервной слабости и способствовать формированию выраженных форм невро­за. В других случаях невроз возникает остро, как реакция нервной системы на те или иные неблагоприят­ные ситуации в жизни ребенка.

Что же лежит в основе не­врозов? Каков физиологический механизм указанных рас­стройств нервной деятельности?



Физиологические основы.


Работы И. П. Павлова и его учеников помогли раскрыть патофизиологические механизмы, которые обусловливают развитие неврозов. Сущность подобных расстройств заклю­чается, прежде всего, в нарушении баланса между раздра­жительным и тормозным процессами. Речь идет о так на­зываемой сшибке, «трудной встрече» (по Павлову), которая возникает в результате нарушения равновесия, присущего нормальному состоянию физиологической дея­тельности больших полушарий. Нарушение взаимодей­ствия между основными нервными процессами изменяет течение высшей нервной деятельности, что в последующем может вызвать патологическое преобладание либо раздра­жительного, либо тормозного процесса.
Изучение нервных детей в детских садах позволяет вы­делить среди них две основные группы. Первая группа характеризуется повышенной возбудимостью нервной системы, непоседливостью, двигательной расторможенностью. В жизни это излишне под­вижные, шумливые дети, которые не могут сосредоточить внимание даже на короткий срок, вертятся, шумят. Они бы­стро, не подумав, отвечают на вопросы воспитателя, речь их излишне тороплива. Такое поведение, по-видимому, связано с лабильностью возбудительного процесса и ослаб­лением внутреннего торможения. Реже встречается дру­гая группа детей, которым свойственны вялость, апатич­ность, моторная недостаточность, что является результа­том наклонности к тормозимости, инертности тормозного процесса.



Виды неврозов.


В практике выделяется ряд различных форм неврозов. Мы остановимся на характеристике только некоторых из них. Это неврастения, невроз навязчивых состояний и ис­терия. Прежде всего, следует сказать, что все указанные неврозы имеют много общих признаков, главный из кото­рых – неустойчивость нервного тонуса. Однако каждая из выделенных форм имеет и свои специфические осо­бенности. Правда, выражены они скорее у взрослых пациентов. В детском возрасте специ­фичность невротических симптомов, относящихся к той или иной форме, нередко носит стертый характер. В то же время имеет место и ряд особенностей, свойственных пре­имущественно детскому возрасту.

Истерия (истерический невроз) у детей характеризу­ется целым рядом особенностей. Это, прежде всего, повы­шенная эмоциональность, чрезмерная впечатлительность, склонность к самовнушению и фантазерству и множество других симптомов.
В легких случаях истерического невроза патология преимущественно выражается в особенностях характера. Типичны выражен­ный эгоцентризм, желание привлекать внимание окружа­ющих. При отсутствии такового истерик может давать ряд отрицательных реакций – гру­бость, эффектные вспышки, плач и т.д. В более тяжелых случаях истерический невроз сопровождается припадками в качестве реакции на неудовлетворение требований, а так­же ослаблением или исчезновением некоторых двигатель­ных или сенсорных функций (параличи, парезы, истери­ческая глухота, слепота), носящих всегда временный ха­рактер.
Сложный комплекс невропсихических особенностей, возникающий у истерика, обусловлен своеобразными па­тофизиологическими механизмами, сущность которых была изучена И. П. Павловым.
Истерический невроз возникает чаще всего у лиц, при­надлежащих к так называемому художественному типу (по Павлову). Как известно, у таких людей отмечается некоторое преобладание первой сигнальной системы над второй, что обусловливает яркий, конкретный, образный тип их мышления. При срыве нервной деятельности нормальный физиологический вариант взаимодействия между сигналь­ными системами нарушается в сторону уже патологически преобладающей первой сигнальной системы. Кроме того, происходит нарушение взаимодействия и с подкорковыми образованиями, влияние которых усиливается в связи с ослаблением регулирующей роли коры. Преобладание подкор­ковых влияний приводит к насыщению эмоциональными моментами, чем и объясняется та повышенная впечатли­тельность, которая характеризует поведение истерика. От­сюда аффективные вспышки и импульсивные поступки, свойственные этой группе людей.
Симптомы истерического невроза у детей не отличаются такой яркостью, как это можно наблюдать у взрослых. Надо отметить некоторую пестроту признаков, характеризующих истерические проявления у детей. Так, иногда истеричность может проявляться в форме повышенной впечатлительнос­ти, особой хрупкости конституции. Такие дети под маской внешней холодности, безразличия скрывают большой за­пас эмоциональных переживаний. Каждое резкое слово, неосторожный намек, жест со стороны окружающих могут причинить им массу тяжелых страданий. Они привязчивы и требовательны к дружбе, чрезвычайно обидчивы, ревни­вы и подозрительны. Мечтательность, склонность к фанта­зии – нередкие свойства их натуры. Им также свойствен эгоцентризм. Однако он выражается не в грубых примитив­ных требованиях к окружающим в смысле признания свое­го «я», а в чрезмерно болезненно развитом самолюбии. От­сюда постоянная настороженность, приобретающая форму своеобразной защитной реакции от возможных ущемлений со стороны окружающих, иногда болезненно преувеличен­ных. Именно этим детям и подросткам (чаще девочкам) свой­ствен целый ряд неприятных соматических ощущений: го­ловные боли, тошнота, иногда онемение в различных частях тела, ощущение клубка в горле, приступы нервной икоты.
Наличие особой хрупкости внутренней конституции таких детей, соединенной с большой эмоциональностью, может явиться неблагоприятным фоном, особенно в подростковом возрасте, в связи с возникновением сексуальных пережива­ний, могущих привести к душевным катастрофам. В отдель­ных случаях при конфликтных ситуациях, а также в мо­менты психических травм слабая нервная система истерика не справляется, и он реагирует истерическим припадком. Истерический припадок может развиваться сразу на высо­те аффекта и сопровождаться плачем или хохотом. Боль­ной падает (чаще осторожно), сознание может частично за­темняться, появляются судороги и на лице различные гримасы, иногда больной выгибается, принимает вычурные (страстные) позы. Обычных для эпилептического припадка выделения пены изо рта, прикуса языка, самопроизвольных мочеиспускания и дефекации не бывает. Зрачки реагируют на свет нормально. В отдельных случаях истерический при­ступ может выражаться в своеобразном оцепенении, сниже­нии чувствительности (истерический ступор). Сравнитель­но редко результатом нервного срыва может быть развитие истерических парезов или параличей: отнимается полови­на тела, развивается слабость или неподвижность в руке и ноге с одной стороны. Иногда может возникнуть утрата речи или слуха – истерический мутизм, сурдомутизм или потеря голоса – истерическая афония.
Все указанные патологические явления носят временный характер, обычно они не связаны со структурными пораже­ниями, а являются результатом возникших очагов застой­ного торможения, вследствие чего происходит выключение или ослабление той или иной двигательной или сенсорной функции.
В других случаях истерический невроз проявляется в фор­ме повышенной капризности, слезливости. Такие дети иног­да часами могут плакать, требуя, чтобы окружающие вы­полнили их желание, бросаться на пол, бить ногами, кри­чать, драться. Обычно черты эгоцентризма, свойственные истерикам, в этих случаях проявляются в желании насто­ять на своем, привлечь внимание окружающих, быть в цен­тре внимания, властвовать. Некоторые дети рано становят­ся деспотами в семье и, видя слабость родителей, использу­ют ее в своих интересах в самой грубой форме.
Непризнание со стороны окружающих их желания быть лидером вызывает у них ряд агрессивных действий. Однако, будучи слабыми натурами, они нередко ищут обходных путей для доказательства сверстникам своего превосходства, своей исключительности. Отсюда наклонность к патологи­ческой лжи. Выдумываются целые истории, например о сво­их родственниках, якобы очень известных людях. Приук­рашиваются и собственные поступки и способности. Такая псевдология, принимающая у некоторых детей довольно пышный характер, есть своеобразное прикрытие собствен­ной неполноценности, слабости.

Во второй части статьи мы поговорим о других видах неврозов у детей.





© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.



Дата: 14 февраля 2012

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Оценка: 3 средняя оценка: 3 (голосов: 1)
Поместить ссылку в:
Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
От года до 3-х
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты