Режим дня детей-школьников.
Школа в ее современном виде – достаточно серьезное испытание для ребенка. Посещение школы накладывает на него множество ограничений и запретов, формирует ответственность и начинает его сознательную социализацию.
При построении режима дня школьника необходимо учитывать его биологические ритмы. У большинства здоровых детей высокий уровень возбудимости коры больших полушарий отмечается утром и особенно в дневные часы, постепенно снижается после обеда и резко падает в вечерние часы.
Режим дня для школьников должен предусматривать:
• учебные занятия в рамках школы и в домашних условиях;
• периоды отдыха с максимальным временем пребывания на воздухе;
• отдельное время для кружков, секций, собственной деятельности по выбору ребенка;
• время для регулярного и достаточного питания;
• время для гигиенически полноценного сна.
Учебные занятия в рамках школы определяются учебным планом. Учебный год для школьников первых-шестых классов более короткий, чем для учащихся 7-11-х классов. Продолжительность осенних, зимних и весенних каникул единая для всех. Каникулы являются необходимым отдыхом, во время которого восстанавливаются работоспособность учащегося и его здоровье.
Учебный день в школе лучше всего начинать с 9 часов утра, что не всегда возможно. При двухсменной работе школы разрешается начинать занятия с 8 часов или 8 часов 30 минут. Более раннее начало занятий неблагоприятно сказывается на работоспособности учащихся. Учебный день строго регламентируют исходя из действующей недельной учебной нагрузки. Занятия первоклассников в первом полугодии не должны превышать в общей сложности 140 минут. После трех укороченных занятий необходим более длительный перерыв, после которого может быть еще один урок, например, труда, рисования или дидактической игры. Предметы, требующие напряженного внимания, лучше ставить на вторых-третьих уроках, так как в это время у учащихся отмечается высокая работоспособность.
В старших классах необходимо чередование различных предметов в режиме учебных занятий, при которых обеспечивается переключение внимания учащегося с одного вида деятельности на другой, и создаются благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга.
Максимальная продолжительность урока – 45 минут. Удлинение уроков влечет за собой более резкое утомление учащегося. Для учащихся первых классов рекомендуется 35-минутная продолжительность урока или проведение комбинированных уроков, во время которых в течение 45 минут предусматривается последовательная смена деятельности детей. Например, после 30-минутного основного урока проведение физкультурной паузы или игры. После каждого урока необходим отдых для восстановления работоспособности. Учащиеся утомляются на уроках не только от умственной деятельности, но и от большой статической нагрузки – длительного сидения за партой. Поэтому во время перемены важно дать детям возможность побегать и поиграть. Лучшим отдыхом можно считать перемены, проведенные на школьном участке в свободных движениях или играх. Установлена следующая продолжительность перемен: первая, третья и четвертая по 10 минут, а вторая – 30 минут. Во время второй перемены необходимо организовать для учащихся прием пищи.
Делаем уроки.
Учебные занятия дома (домашние задания) – это самостоятельная работа учащегося, которая выполняется после еды и отдыха. По времени занятия должны совпадать с повышением интенсивности работы всех систем организма и с периодами возбудимости коры мозга. Для учащихся в первую смену домашние занятия проводятся после обеда и продолжительного отдыха, а для учащихся второй смены – после утреннего завтрака. Работоспособность учащегося повышается, если перед выполнением домашнего задания он погуляет на свежем воздухе.
Продолжительность выполнения домашнего задания в 1-м классе не должна превышать 1 часа, во 2-м классе – 1,5 часов, в 3-4-х классах – 2 часов, в 5-6-х классах – 2,5 часов, в 7-м классе – 3 часов, в 8-11-х классах – 4 часов. Превышение отведенного времени на выполнение домашних заданий может привести к переутомлению и снижению качества выполненного задания. Для приготовления уроков школьнику необходимо отвести постоянное место, оно должно быть удобным и хорошо освещенным. Во время занятий надо устранить все отвлекающие факторы. Домашнее задание должно выполняться примерно в одно и то же время, через каждые 35-45 минут занятий необходим короткий перерыв. При выполнении заданий более 2 часов необходим длительный перерыв, желательно на свежем воздухе, для повышения работоспособности.
Гуляем. Отдыхаем.
Для восстановления функционального состояния организма школьнику необходимо определенное время пребывать на свежем воздухе. Отдых на воздухе может сопровождаться подвижными играми, работами на земельном участке или прогулкой. Активные виды отдыха на свежем воздухе являются мощными оздоровительными факторами, так как происходит оксигенация крови, увеличивается легочная вентиляция и нормализуется корковая нейродинамика. Пребывание на свежем воздухе очень полезно перед приемом пищи, перед тем, как сесть за уроки, после их выполнения (если не очень поздно) и перед сном. Общая продолжительность пребывания на воздухе составляет:
• для младшего школьного возраста – не менее 3-3,5 часов;
• для среднего школьного возраста – 2,5-3 часа;
• для старшего школьного возраста – 2-2,5 часа.
В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам. Это время дети должны использовать по своему усмотрению – они читают книги или журналы, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере, вышивают, конструируют, рисуют, могут просто поваляться на диване. Свободное время для школьников младшего возраста должно быть не менее 1-1,5 часа; для среднего и старшего школьного возраста – 1,5-2,5 часа в день. Свободное время желательно оставлять после приготовления заданий. Занятия в кружках, участие в спортивных секциях, общественная работа должны быть интересны для школьника. При этом обязательно надо учитывать возрастные возможности, индивидуальные интересы, успеваемость и состояние здоровья детей и подростков. Не рекомендуется участие детей более чем в двух кружках. Продолжительность таких занятий в начальных классах не должна превышать 45 минут, а в средних и старших классах – 1,5-2 часа. Общая продолжительность занятий в неделю составляет:
• в 1-3-х классах – 1-2 часа;
• 4-8-х классах – 2-3 часа;
• 9-11-х классах – 3-4 часа.
Труд.
В свободное от занятий время учащиеся должны привлекаться к самообслуживанию и общественно полезному труду дома и в школе. Дети 7-9-летнего возраста в состоянии убирать постель, проводить влажную уборку в комнате или в классе, ухаживать за цветами и животными, сервировать обеденный стол, мыть посуду. Дети 10-11 лет, помимо перечисленного выше, способны поддерживать чистоту и порядок в своей комнате, стирать свои мелкие вещи, выполнять мелкий ремонт одежды. В 12-13 лет они уже могут дежурить на кухне, чистить овощи, мыть столовую и чайную посуду, сажать деревья и кустарники, участвовать в устройстве и оборудовании дома. Дети 14-15 лет привлекаются к полной уборке помещений, разливу и раздаче готовой пищи, работам на дачном или сельскохозяйственном участке.
Категорически запрещается привлекать учащихся к работам, связанным с риском для жизни и превышающим их физические возможности.
Продолжительность общественно полезного труда не должна превышать:
• для учащихся 1-4-х классов – 30 минут;
• для учащихся 5-8-х классов – 40 минут;
• для учащихся 9-11-х классов – 1,5 часа.
Сон.
Для восстановления функциональной работоспособности центральной нервной системы необходим гигиенически полноценный сон. Находясь во время сна в состоянии глубокого торможения, кора головного мозга перестает воспринимать раздражения, поступающие из внешней среды, вследствие чего новое торможение не нарастает, а прежнее ослабевает. Под полноценным сном подразумевается сон, имеющий достаточные для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждению. Продолжительность сна для детей 7-14 лет составляет 10-9 часов, а для детей и подростков 15-18 лет – 9-8 часов. Дневной сон показан детям 7-8 лет и в период выздоровления после перенесенной болезни между учебными занятиями в школе и дома в течение 1 часа. Глубокий сон можно обеспечить в том случае, если ребенок будет ложиться спать и вставать в одно и то же время, последние часы перед сном отводить спокойным играм и 20-30-минутным прогулкам на воздухе. Комнату, где спит ребенок, необходимо проветривать перед сном, желательно спать с открытым окном. Необходимо исключить громкие разговоры, музыку, яркое освещение, которые будут мешать сну. Постель должна быть чистой и не слишком мягкой. Перед сном не рекомендуется принимать пищу. Очень важно соблюдать правила личной гигиены. Сокращение продолжительности сна у детей отрицательно сказывается на функциональном состоянии всех органов и приводит к резкому падению работоспособности.
Питание.
Правильный рост и развитие детского организма невозможны без полноценного питания. Хорошему пищеварению способствует соблюдение режима.
Для школьников приемы пищи устанавливаются 4 раза в сутки. Не допускается еда урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита. Возбуждает аппетит и способствует пищеварению разнообразная, правильно и вкусно приготовленная пища. Здоровому аппетиту способствует также хорошая обстановка, в которой происходит прием пищи. Желание есть вызывает стол, накрытый скатертью, аккуратно нарезанный хлеб и красиво расставленные столовые приборы. Детей приучают есть не спеша, хорошо прожевывая пищу, не занимаясь во время еды посторонними делами, так как это неблагоприятно отражается на отделении желудочного сока. Пищу, богатую белками, нужно давать детям на завтрак и обед, в период их наиболее активной деятельности, так как белковая пища повышает возбудимость нервной системы. Ужин детям и подросткам дается малообъемный, из легких овощей и молочных блюд, не позднее, чем за 1,5-2 часа до отхода ко сну. Употребление перед сном пищи, богатой белками, неблагоприятно для пищеварения, так как белковая пища дольше задерживается в желудке, что может привести к ухудшению переваривания пищи и плохому сну.
Во время подготовки к экзаменам в режиме дня не изменяются часы пробуждения, отхода ко сну, питания и пребывания на воздухе. Занятия по подготовке к экзаменам должны проводиться в утренние часы, когда наблюдается наибольшая активность организма. Через каждые 45 минут занятий необходим короткий перерыв, а через 3 часа – более длительный отдых на воздухе. Во время экзаменов школьники освобождаются от других занятий. Общая продолжительность занятий не должна превышать 8-9 часов. В режиме дня выходных дней и каникулярных периодов следует предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе. Большое внимание должно быть отведено подвижным и спортивным играм, экскурсиям и туристическим походам. В этот период дети должны читать книги, посещать кинотеатры и театры, помогать семье и заниматься творческой деятельностью. Целесообразно оздоровление детей в различных лагерях.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.