Мы с вами уже поговорили об особенностях физического развития ребенка. Продолжим говорить о специфике формирования органов и систем детей и связанных с ней возможных проблемах.
Кровь и кроветворные органы.
Кровь обладает огромным значением в жизни и работоспособности всего организма и его органов. Все питательные вещества поступают в нее, ее движением доставляются к клеткам тканей и органов. Продукты обмена из тканей и органов переносятся к выделительным органам. Также кровь осуществляет приток кислорода к тканям и перенос углекислого газа в легкие. Гормоны, поступающие из желез внутренней секреции, разносятся по всему организму.
Важной функцией крови является ее защитная роль. Белые кровяные тельца – лейкоциты – обладают способностью фагоцитоза, т.е. поглощения попадающих в организм микробов. Кроме того, белки плазмы крови обладают иммунными свойствами. Соотношение различных форменных элементов крови на протяжении развития ребенка периодически изменяется. Эта периодичность зависит от деятельности кроветворных органов: костного мозга, селезенки и печени. Большое количество эритроцитов в крови и высокий показатель гемоглобина при рождении ребенка к 5-6-му дню после рождения уменьшается из-за снижения эритробластической (кровеобразовательной) функции костного мозга. К 3-4 годам количество гемоглобина и эритроцитов несколько увеличивается. В возрасте 6-7 лет, когда происходит бурный рост ребенка, число эритроцитов и содержание гемоглобина немного уменьшается, а с 8 лет, с активацией эритробластической функции костного мозга, снова увеличивается.
Картина белой крови с возрастом также изменяется. Содержание лейкоцитов в крови у детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста более высокое, чем у детей постарше. Высокое содержание лимфоцитов и малое количество нейтрофилов в первые годы жизни ребенка постепенно выравнивается, достигая к 5-6 годам почти одинаковых показателей. Затем количество нейтрофилов растет, а лимфоцитов снижается. Период бурного роста вследствие большого напряжения органов кроветворения характеризуется повышенной чувствительностью к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, чрезмерная нагрузка нередко вызывают изменения в составе крови.
Пищеварительная система.
У ребенка прорезывание первых молочных зубов начинается в 5-7 месяцев. К первому году появляется 8 резцов, а ко второму – 20. В возрасте от 6 до 7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Сначала появляется 4 больших жевательных зуба, затем постепенно, в том же порядке, в каком появлялись, выпадают молочные зубы и вырастают постоянные. В 12-14 лет прорезываются вторые моляры – жевательные зубы, а в пубертатном возрасте появляются третьи жевательные зубы – зубы мудрости. Зубная эмаль постоянных зубов у детей более тонкая, чем у взрослых, поэтому зубы легко повреждаются.
Слюнные железы у ребенка развиваются только к 5-6 месяцам. Пищевод значительно короче, чем у взрослых, имеет нежную легкоранимую слизистую, слизистые железы развиты плохо. К 5 годам пищевод удлиняется до 16 см и по своему строению приближается к пищеводу взрослого человека.
Желудок у новорожденного расположен практически полностью в левом подреберье. До 1 года он занимает горизонтальное положение, после года – вертикальное. Кислотность желудочного сока и содержание в нем переваривающих ферментов ещё низкие, поэтому детям следует принимать пищу более часто и небольшими порциями. Длина кишечного тракта у грудничка в 4-6 раза превышает по длине тело, слизистая хорошо развита, обильно снабжена кровеносными сосудами, богата клеточными элементами, с большим количеством лимфатических узлов, собранных в ганглии, и кишечных ворсинок. Подслизистая ткань слабо развита, мышцы и часть поперечных складок не окрепли, есть несовершенство строения нервных сплетений, поэтому при неправильном кормлении ребёнка легко нарушается перистальтика кишечника. До периода половой зрелости отмечается более энергичный рост толстых кишок. Нисходящий отдел толстого кишечника больше восходящего. Слепая кишка и червеобразный отросток подвижны. Прямая кишка относительно длинная, ее слизистая и подслизистая слабо фиксированы, поэтому при неправильном уходе за ребенком часто случается выпадение прямой кишки. Своего окончательного формирования пищеварительный тракт достигает к 14-16 годам.
Печень у грудных детей большая, богата кровеносными сосудами, до 6-8 летнего возраста развитие печеночной ткани еще не завершено. Этими особенностями объясняется увеличение печени при многих болезнях тела или развитии интоксикаций у детей.
Мочевыделительная система.
Почки у новорожденных весят в соотношении с массой тела гораздо больше, чем у взрослых. Чем младше крохе, тем выше расположены почки в брюшной полости, и за счет особенностей их расположения до 2 лет почки можно достаточно легко прощупать в брюшной полости. Из-за более интенсивного обмена веществ, в том числе и водно-солевого, у детей функциональная активность мочевой системы и особенно почек протекает более выражено, чем у взрослого. Почечная лоханка и мочеточник по сравнению с взрослыми и старшими детьми относительно шире, стенка его гипотонична из-за недостаточно развитых мышечных и эластических волокон. Все эти факторы создают условия, способствующие застою мочи малыша и возникновению патологического процесса в лоханке или мочеточнике. Расположение мочевого пузыря грудного ребенка иное, чем у взрослого, он располагается выше лобковой кости, частично заходя в полость живота. С ростом малыша мочевой пузырь постепенно будет опускаться в полость малого таза. Объем мочевого пузыря новорожденных около 30-50 мл, в 3 месяца объем его удваивается, в год он увеличивается в четыре раза, а к возрасту 9-10 лет достигает 500-800 мл.
Длина уретры у новорожденных мальчиков составляет 5-6 см, с возрастом увеличивается до 12 см. Длина уретры новорожденных девочек обычно около 1 см, а к 16 годам достигает 3,3 см. За счет небольшой длины мочеиспускательного канала девочки и его близости к заднему проходу в уретру и мочевую систему проникают инфекции.
Новорожденный может мочиться до 25 раз в сутки, ребенок первого года жизни до 15 раз, дети 2-3 лет мочатся до 10 раз, в дошкольном возрасте около 6-7 раз в сутки, хотя количество выделенной мочи зависит от многих причин. В среднем новорожденный ребенок при мочеиспускании выделяет 10-50 мл мочи, годовалый – 50-100 мл, 5-летний – 90-200 мл, 10-летний – 150-250 мл, 15-летний – 200-300 мл.
Обмен веществ.
Напряженность процессов обмена веществ является основной особенностью растущего организма. Интенсивность обмена веществ тем выше, чем меньше возраст ребенка, так как относительно больше поверхность его тела, менее совершенны нервная и эндокринная системы. Правильность минерального обмена имеет огромное значение для развития ребёнка и нормальной жизнедеятельности всех клеток его организма. Рост костей, окостенение хрящей и состояние окислительных процессов в организме связаны с обменом кальция и фосфора. Содержание кальция в крови влияет на состояние возбудимости нервной системы, свертываемости крови, на белковый и жировой обмен в организме. Фосфор необходим для правильного функционирования нервной системы, большинства железистых и других органов. Железо является составной частью гемоглобина, оказывает стимулирующее действие на выработку красных кровяных телец костного мозга. Соли меди необходимы для нормального процесса кроветворения в организме, соли цинка входят в состав некоторых ферментов, соли марганца – в состав тканей и некоторых окислительных ферментов, соли кобальта влияют на кроветворение. Витамины занимают важное место в регуляции обменных процессов в организме, установлена их тесная связь с гормонами и ферментами. В организме витамины образуют сложные производные, соединяющиеся со специфическими белками, результатом чего и является образование разных ферментов, которые принимают участие в основных превращениях углеводов, жиров и важнейших аминокислот. В детском организме интенсивно протекают и другие виды обмена: углеводный, жировой и белковый. Белковый обмен у детей протекает интенсивнее, чем у взрослых. Ценность белкового обмена обусловлена тем, что белки являются главнейшим пластическим материалом для построения новых клеток тканей и органов. При белковой недостаточности происходит задержка роста, замедляется становление различных физиологических функций, нарушается работа эндокринных и ферментных систем, снижаются окислительные процессы в тканях, развивается авитаминоз, понижается сопротивляемость к инфекциям. Главными соединениями, входящими в группу липидов, являются нейтральные жиры, фосфолипиды и стерины. Введение с пищей липидов имеет большое значение и для построения клеток организма, и как энергетический материал. Важно не только количество вводимых жиров, но и их качество. К полноценным жирам относятся сливочное масло, желтки, рыбий жир. Жиры необходимы для растворения ряда витаминов: А, Д, К, Е, всасывание которых при отсутствии жиров в пище сильно затрудняется. Наряду с белками жиры необходимы для выработки защитных тел, имеют большое значение и в процессах пищеварения. Из углеводов пищи получается основное количество энергии, используемое организмом для продукции тепла и работы. Потребность ребенка в углеводах для его нормального развития очень велика – они должны составлять не менее 40–50% всей калорийной потребности ребенка. Нарушение нормального соотношения белков, жиров и углеводов в пище, особенно в раннем возрасте, часто служит основной причиной изменений в энергетическом и пластическом обмене. Водный обмен у ребенка отличается интенсивностью и лабильностью, он легко нарушается под влиянием различных причин. Обмен воды между тканями, кровью и кишечником у ребенка совершается значительно быстрее, чем у взрослого. Водный обмен находится в самой тесной связи со всеми видами обмена. Наибольшей способностью к задержке воды обладают углеводы. Преобладание углеводов в пище вызывает быструю, но нестойкую прибавку веса, поскольку вода при этом непрочно связана с тканями. Вода в крови находится не только в свободном, но и в связанном с белками состоянии. Кроме того, при повышенном содержании белков в пище повышается и потребность в воде. Жиры помогают клетке удерживать воду.
Нервная система.
Наименее совершенна по своей функциональной активности нервная система, причем это связано как с ее анатомическими особенностями (она еще не сформирована полностью), так и с ее функциональной незрелостью. Лишь спустя время, по мере физического развития ребенка, совершенствуется и деятельность нервной системы.
При рождении масса головного мозга относительно большая – примерно восьмая часть от общей массы тела. Ткань мозга богата водой, извилины и борозды развиты недостаточно. Нервных клеток в больших полушариях столько, сколько и у взрослых, но они еще незрелые. Процесс их созревания заканчивается к 7 годам. Развитие спинного мозга у новорожденного почти завершено, и этот отдел нервной системы способен к функционированию.
Окружающий мир ребенок познает благодаря органам чувств. К концу первого года жизни вырабатываются условные рефлексы со всех анализаторов: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. К моменту рождения органы чувств функционируют, но совершенствуются по мере развития ребенка. У грудного ребенка хорошо развито чувство вкуса. Он может различать горькое и сладкое лекарство, охотнее выпьет сладкую смесь. Хуже развито его обоняние, но резкие запахи малыш различает отчетливо. Чувство осязания у ребенка развито хорошо. Прикосновение к губам малыша вызывает сосательные движения. Особенно чувствительна к прикосновениям кожа лица, кожа на ладонях и подошвах. С момента рождения дети видят и слышат, вздрагивают при резком звуке, поворачивают голову к источнику света. На третьем месяце фиксируют взгляд, с 6 месяцев различают цвета, а с трех лет их правильно называют.
Нервные клетки коры головного мозга не размножаются, число их не увеличивается, но с возрастом увеличиваются размеры, меняется гистологическая структура. Происходят рост и миелинизация аксонов, увеличивается разветвленность дендритов, формируются межневральные синапсы. В дошкольном возрасте головной мозг ребенка по своему строению уже мало отличается от головного мозга взрослого человека. Параллельно с морфологическим развитием центральной нервной системы происходит развитие функций больших полушарий. Основная функция коры большого полушария мозга – образование условно-рефлекторных связей, обеспечивающих непрерывное уравновешивание организма со средой. Эта функция возникает только в постнатальном периоде и осуществляется на протяжении всей жизни. С конца первого года жизни начинает развиваться вторая сигнальная система – развитие речи, которая является важным показателем зрелости ЦНС, умственного развития ребенка.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.