Отправка сообщения о замеченной ошибке

Адрес страницы:
//crazymama.ru/article.php?a=1&id_article=1818&id_cat=3


Ошибка:



Комментарий:



ввести контактные данные войти на сайт под своим логином


Сообщение об ошибке отправлено
МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
А Вы знаете, что...
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
Особенности развития ребенка. Часть вторая. / Ребенок до года / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

Особенности развития ребенка. Часть вторая.
Особенности развития ребенка. Часть вторая.



Мы с вами уже поговорили об особенностях физического развития ребенка. Продолжим говорить о специфике формирования органов и систем детей и связанных с ней возможных проблемах.



Кровь и кроветворные органы.


Кровь обладает огромным значением в жизни и работоспособности всего организма и его органов. Все питательные веще­ства поступают в нее, ее движением доставляются к клеткам тканей и органов. Продукты обмена из тканей и органов переносятся к выдели­тельным органам. Также кровь осуществляет приток кислорода к тканям и перенос углекислого газа в лег­кие. Гормоны, поступающие из желез внутренней сек­реции, разносятся по всему организму.
Важной функцией крови является ее защитная роль. Белые кровяные тельца – лейкоциты – обладают спо­собностью фагоцитоза, т.е. поглощения попадающих в организм микробов. Кроме того, белки плазмы крови обладают иммунными свойствами. Соотношение различных форменных элементов крови на протяжении раз­вития ребенка периодически изменяется. Эта периодич­ность зависит от деятельности кроветворных органов: костного мозга, селезенки и печени. Большое количе­ство эритроцитов в крови и высокий показатель гемог­лобина при рождении ребенка к 5-6-му дню после рож­дения уменьшается из-за снижения эритробластической (кровеобразовательной) функции костного мозга. К 3-4 годам количест­во гемоглобина и эритроцитов несколько увеличивается. В возрасте 6-7 лет, когда происходит бурный рост ре­бенка, число эритроцитов и содержание гемоглобина немного уменьшается, а с 8 лет, с активацией эритробластической функции кост­ного мозга, снова увеличивается.
Картина белой крови с возрастом также изменяется. Содержание лейкоцитов в крови у детей ясельного, до­школьного и младшего школьного возраста более высо­кое, чем у детей постарше. Высокое содер­жание лимфоцитов и малое количество нейтрофилов в первые годы жизни ребенка постепенно выравнивается, достигая к 5-6 годам почти одинаковых показателей. Затем количество нейтрофилов растет, а лимфоцитов снижается. Период бурного роста вследствие большого напряжения органов кроветворения характеризуется по­вышенной чувствительностью к неблагоприятным воз­действиям внешней среды. Недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, чрезмерная нагрузка нередко вызывают изменения в составе крови.



Пищеварительная система.


У ребенка прорезывание первых молочных зубов начинается в 5-7 месяцев. К первому году появляется 8 резцов, а ко второму – 20. В возрасте от 6 до 7 лет начи­нается смена молочных зубов на постоянные. Сначала появляется 4 больших жевательных зуба, затем постепенно, в том же порядке, в каком появлялись, выпадают мо­лочные зубы и вырастают постоянные. В 12-14 лет прорезываются вторые моляры – жевательные зубы, а в пубертатном возрасте появляются третьи жевательные зубы – зубы мудрости. Зубная эмаль постоянных зубов у детей более тонкая, чем у взрослых, поэтому зубы легко повреждаются.
Слюнные железы у ре­бенка развиваются только к 5-6 месяцам. Пи­щевод значительно короче, чем у взрослых, имеет нежную легкоранимую слизистую, слизистые железы развиты плохо. К 5 годам пищевод удлиняется до 16 см и по своему строению приближается к пищеводу взрослого человека.
Желудок у новорожденного расположен прак­тически полностью в левом подреберье. До 1 года он занимает горизонтальное положение, после года – вертикаль­ное. Кислотность желудочного сока и содержание в нем переваривающих ферментов ещё низкие, поэто­му детям следует принимать пищу более часто и не­большими порциями. Длина кишечного тракта у груд­ничка в 4-6 раза превышает по длине тело, слизистая хорошо развита, обильно снабжена кровеносными со­судами, богата клеточными элементами, с большим ко­личеством лимфатических узлов, собранных в ганглии, и кишечных ворсинок. Подслизистая ткань слабо развита, мышцы и часть по­перечных складок не окрепли, есть несовершенство строения нервных сплетений, поэтому при неправильном кормлении ребёнка легко нарушается перистальтика ки­шечника. До пе­риода половой зрелости отмечается более энергичный рост толстых кишок. Нисходящий отдел толстого ки­шечника больше восходящего. Слепая кишка и черве­образный отросток подвижны. Прямая кишка относи­тельно длинная, ее слизистая и подслизистая слабо фик­сированы, поэтому при неправильном уходе за ребенком часто случается выпадение пря­мой кишки. Своего окончательного формирования пищеварительный тракт достигает к 14-16 годам.
Печень у грудных детей боль­шая, богата кровеносными сосудами, до 6-8 летнего возраста развитие печеночной ткани еще не завершено. Этими осо­бенностями объясняется увеличение печени при мно­гих болезнях тела или развитии интоксикаций у детей.



Мочевыделительная система.


Почки у новорожденных весят в соотношении с массой тела гораздо больше, чем у взрослых. Чем младше крохе, тем выше расположены почки в брюшной полости, и за счет особенностей их расположения до 2 лет почки можно достаточно легко прощупать в брюшной полости. Из-за более интенсивного обмена веществ, в том числе и водно-солевого, у детей функциональная активность мочевой системы и особенно почек протекает более выражено, чем у взрослого. Почечная лоханка и мочеточник по сравнению с взрослыми и старшими детьми относительно шире, стенка его гипотонична из-за недостаточно развитых мышеч­ных и эластических волокон. Все эти факторы создают условия, способствующие застою мочи малыша и возникновению патологического процесса в лоханке или мочеточнике. Расположение мочевого пузыря грудного ребенка иное, чем у взрослого, он располагается выше лобковой кости, частично заходя в полость живота. С ростом малыша моче­вой пузырь постепенно будет опускаться в полость малого таза. Объем мочевого пузыря новорожденных около 30-50 мл, в 3 месяца объем его удваивается, в год он увеличивается в четыре раза, а к возрасту 9-10 лет достигает 500-800 мл.
Длина уретры у новорож­денных мальчиков составляет 5-6 см, с возрастом увеличивается до 12 см. Длина уретры новорожденных девочек обычно около 1 см, а к 16 годам достигает 3,3 см. За счет небольшой длины мочеиспускательного канала девочки и его близости к заднему проходу в уретру и мочевую систему проникают инфекции.
Ново­рожденный может мочиться до 25 раз в сутки, ребенок первого года жизни до 15 раз, дети 2-3 лет мочатся до 10 раз, в дошкольном возрасте около 6-7 раз в сутки, хотя количество выделенной мочи за­висит от многих причин. В среднем новорожденный ребенок при мочеиспускании выделяет 10-50 мл мочи, годовалый – 50-100 мл, 5-летний – 90-200 мл, 10-летний – 150-250 мл, 15-летний – 200-300 мл.



Обмен веществ.


Напряженность процессов обмена веществ является основной особенностью растущего организма. Интенсив­ность обмена веществ тем выше, чем меньше возраст ребенка, так как относительно больше поверхность его тела, менее совершенны нервная и эндокринная систе­мы. Правильность минерального обмена имеет огром­ное значение для развития ребёнка и нормальной жиз­недеятельности всех клеток его организма. Рост кос­тей, окостенение хрящей и состояние окислительных процессов в организме связаны с обменом кальция и фосфора. Содержание кальция в крови влияет на состо­яние возбудимости нервной системы, свертываемости крови, на белковый и жировой обмен в организме. Фос­фор необходим для правильного функционирования нервной системы, большинства железистых и других органов. Железо является составной частью гемоглоби­на, оказывает стимулирующее действие на выработку красных кровяных телец костного мозга. Соли меди необходимы для нормального процесса кроветворения в организме, соли цинка входят в состав некоторых ферментов, соли марганца – в состав тканей и некоторых окислительных ферментов, соли кобальта влияют на кроветворение. Витамины занимают важное место в регуляции обменных процессов в организме, установлена их тесная связь с гормонами и ферментами. В организме витамины образуют сложные производные, соединяющиеся со специфическими бел­ками, результатом чего и является образование разных ферментов, которые принимают участие в основных превращениях углеводов, жиров и важнейших амино­кислот. В детском организме интенсивно протекают и другие виды обмена: углеводный, жировой и белковый. Белковый обмен у детей протекает интенсивнее, чем у взрослых. Ценность белкового обмена обусловлена тем, что белки являются главнейшим пластическим мате­риалом для построения новых клеток тканей и орга­нов. При белковой недостаточности происходит задерж­ка роста, замедляется становление различных физио­логических функций, нарушается работа эндокринных и ферментных систем, снижаются окислительные про­цессы в тканях, развивается авитаминоз, понижается сопротивляемость к инфекциям. Главными соединени­ями, входящими в группу липидов, являются нейтраль­ные жиры, фосфолипиды и стерины. Введение с пищей липидов имеет большое значение и для построения кле­ток организма, и как энергетический материал. Важно не только количество вводимых жиров, но и их каче­ство. К полноценным жирам относятся сливочное мас­ло, желтки, рыбий жир. Жиры необходимы для раство­рения ряда витаминов: А, Д, К, Е, всасывание которых при отсутствии жиров в пище сильно затрудняется. Наряду с белками жиры необходимы для выработки защитных тел, имеют большое значение и в процессах пищеварения. Из углеводов пищи получается основное количество энергии, используемое организмом для про­дукции тепла и работы. Потребность ребенка в углево­дах для его нормального развития очень велика – они должны составлять не менее 40–50% всей калорийной потребности ребенка. Нарушение нормального соотно­шения белков, жиров и углеводов в пище, особенно в раннем возрасте, часто служит основной причи­ной изменений в энергетическом и пластическом обмене. Водный обмен у ребенка отличается интенсив­ностью и лабильностью, он легко нарушается под влия­нием различных причин. Обмен воды между тканями, кровью и кишечником у ребенка совершается значительно быстрее, чем у взрослого. Водный обмен нахо­дится в самой тесной связи со всеми видами обмена. Наибольшей способностью к задержке воды обладают углеводы. Преобладание углеводов в пище вызывает быструю, но нестойкую прибавку веса, поскольку вода при этом непрочно связана с тканями. Вода в крови находится не только в свободном, но и в связанном с белками состоянии. Кроме того, при повышенном со­держании белков в пище повышается и потребность в воде. Жиры помогают клетке удерживать воду.



Нервная система.


Наименее совершенна по своей функциональной активности нервная система, причем это связано как с ее анатомическими особенностями (она еще не сформирована полностью), так и с ее функциональной незрело­стью. Лишь спустя время, по мере физического раз­вития ребенка, совершенствуется и деятельность нерв­ной системы.
При рождении масса головного мозга относительно большая – примерно восьмая часть от общей массы тела. Ткань мозга богата водой, извилины и борозды развиты недо­статочно. Нервных клеток в больших полушариях столько, сколько и у взрослых, но они еще незрелые. Процесс их созревания заканчивается к 7 годам. Раз­витие спинного мозга у новорожденного почти завер­шено, и этот отдел нервной системы способен к функ­ционированию.
Окружающий мир ребенок познает благодаря органам чувств. К концу первого года жизни выраба­тываются условные рефлексы со всех анализаторов: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. К моменту рождения органы чувств функционируют, но совершен­ствуются по мере развития ребенка. У грудного ребен­ка хорошо развито чувство вкуса. Он может различать горькое и сладкое лекарство, охотнее выпьет сладкую смесь. Хуже развито его обоняние, но резкие запахи малыш различает отчетливо. Чув­ство осязания у ребенка развито хорошо. Прикосновение к губам малыша вызывает сосательные движения. Особенно чувствительна к прикосновениям кожа лица, кожа на ладонях и подошвах. С момента рождения дети видят и слышат, вздрагивают при резком звуке, поворачи­вают голову к источнику света. На третьем месяце фик­сируют взгляд, с 6 месяцев различают цвета, а с трех лет их правильно называют.
Нервные клетки коры головного мозга не размножа­ются, число их не увеличивается, но с возрастом увеличива­ются размеры, меняется гистологическая структура. Происходят рост и миелинизация аксонов, увеличива­ется разветвленность дендритов, формируются межневральные синапсы. В дошкольном возрасте головной мозг ребенка по своему строению уже мало отличается от головного мозга взрослого человека. Параллельно с морфологическим развитием центральной нервной сис­темы происходит развитие функций больших полуша­рий. Основная функция коры большого полушария мозга – образование условно-рефлекторных связей, обеспечивающих непрерывное уравновешивание орга­низма со средой. Эта функция возникает только в постнатальном периоде и осуществляется на протяжении всей жизни. С конца первого года жизни начинает раз­виваться вторая сигнальная система – развитие речи, которая является важным показателем зрелости ЦНС, умственного развития ребенка.



© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.



Дата: 28 января 2012

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Поместить ссылку в:

Статьи по теме:

Особенности  строения и работы нервной системы у малышей.
Рекомендуем прочесть!

ПЭП у недоношенных.
Рекомендуем прочесть!

Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
 Уход за новорожденным
 Здоровье новорожденного
 Кормление грудью
 Все о прививках
 Развитие ребенка
 Игры и игрушки
 Пособие на ребенка
 Детское питание
 Идем в поликлинику
 Мама, папа, теперь нас больше!
От года до 3-х
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты