С профилактическими осмотрами детей до трёх лет всё более или менее понятно – врачи осматривают их достаточно часто и напоминают родителям о дате очередного осмотра или прививки. А вот многие родители детей постарше не имеют правильной информации о том, когда нужно проходить диспансеризацию и каких специалистов посещать. Давайте подробно остановимся на этих моментах и обсудим некоторые важные вопросы.
Когда и к кому обращаться?
Дети в возрасте от 3 до 17 лет, согласно нормативным документам Министерства здравоохранения Российской Федерации, проходят обязательные медицинские осмотры, где им за весь период детства проводятся 8 углубленных медицинских обследований. При профилактическом осмотре обязательны три этапа: доврачебный, врачебно-педиатрический и специализированный.
На доврачебном этапе (он обязательно проводится при каждом обследовании) выполняют тестирование на основе специальной программы скрининг-тестов и лабораторное обследование. Это обследование проводят средние медицинские работники (медсестры садиков или поликлиники).
Врачебно-педиатрический этап проходит в поликлинике или амбулатории, ребенка обследует ваш участковый врач-педиатр и врачи-специалисты в сроки, установленные действующими нормативными правовыми документами. Обязательно назначается комплекс лабораторных и инструментальных обследований и проведение функциональных проб. После проведения профилактического медицинского осмотра, особенно если ребенок учится, врач-специалист делает комплексное заключение, в котором указывает: полный клинический диагноз, основное заболевание (если есть), его стадию, вариант течения, степень сохранности функций, наличие осложнений, сопутствующие заболевания. Кроме того, врач выставляет группу здоровья, рекомендует режим дня и организацию занятий, питание, наблюдение и лечение ребенка (если оно требуется).
Специализированный этап проводится по специальным показаниям болеющим детям (если есть хронические или особенные болезни), он включает в себя обследование ребенка врачом-специалистом (например, кардиологом, урологом, гастроэнтерологом и т.д.), если надо, проводятся лабораторно-инструментальные и функциональные исследования в условиях поликлиники или диагностического центра, или даже в условиях больницы.
Теперь по порядку.
1. Первое углубленное медицинское обследование ребенка проводится перед поступлением в детский садик – то есть примерно в 2-3 года, в зависимости от того, когда вы планируете туда поступать. Педагог и психолог дают рекомендации родителям по режиму адаптации в дошкольном учреждении. Проводятся осмотры и консультации врачей-специалистов:
- невролога,
- окулиста,
-ЛОР-врача,
- хирурга-ортопеда,
- стоматолога,
- логопеда с трех лет,
- по показаниям – эндокринолога, кардиолога, психиатра и др. специалистов.
2. Второе обследование проводится за год до поступления в школу – около шести лет. Педагог и психолог определяют функциональную готовность ребенка к обучению в школе – справится ли он с нагрузкой, умеет ли он читать и писать, уровень базовых знаний. Проводятся осмотры врачами-специалистами:
- неврологом,
- окулистом,
- оториноларингологом,
- хирургом-ортопедом,
- стоматологом,
- по показаниям – психиатром и логопедом.
3. Третье обследование – перед поступлением в школу в возрасте семи лет (если ребенок идет с шести лет – значит, в шесть). На доврачебном этапе, кроме скрининга и лабораторного обследования, происходит распределение детей на медицинские группы для занятий по физической культуре. Педагог и психолог определяют функциональную готовность к школе. Врачи-специалисты, которых нужно пройти:
- невролог,
- окулист,
- оториноларинголог,
- хирург-ортопед,
- стоматолог,
- по показаниям – психиатр и логопед.
4. Четвертое обследование проводится в конце первого года обучения. Врач-педиатр дает рекомендации для оздоровления ребенка в период летних каникул, особенно если ребенок достаточно часто болел в первый год школы. Педагог и психолог дают оценку адаптации к обучению в школе и рекомендации на каникулы. Врачи-специалисты: невропатолог, окулист, оториноларинголог, хирург-ортопед, стоматолог (по показаниям – психиатр и логопед) проводят осмотр.
5. Пятое обследование проводится при переходе на предметное обучение – это обычно 4-5 классы школы. Врачебно-педагогический этап включает оценку нервно-психического и физического развития, определение биологического возраста ребенка и соответствие его паспортному, оценку адаптации. На специализированном этапе при необходимости добавляется осмотр гинеколога у девочек и уролога у мальчиков.
6. Шестое обследование проводится в возрасте 11-12 лет. В этом возрасте доврачебный этап может проходить в лечебно-профилактическом учреждении – поликлинике или в медицинском кабинете школы. На врачебно-педиатрическом этапе идет оценка состояния здоровья, включая состояние нервно-психического, физического развития, соматического и репродуктивного здоровья. Даются рекомендации по оздоровлению подростка, коррекции питания и развития, лечению его болезней, если они выявлены, и реабилитации после болезней. Педиатр проводит врачебно-профессиональное консультирование – какую профессию с данным уровнем здоровья лучше всего выбрать, либо можно ли учиться на выбранную профессию. По показаниям психологом и педагогом проводится психолого-педагогическая коррекция. На специализированном этапе участвуют врачи: невропатолог, окулист, оториноларинголог, хирург, ортопед, стоматолог, эндокринолог, гинеколог, андролог или уролог.
7. Седьмое обследование проводится в возрасте 14-15 лет. На доврачебном этапе особое внимание уделяется девочкам. Обязательно оценивается их половое созревание по степени выраженности вторичных половых признаков и характера менструальной функции. На врачебно-педагогическом этапе проводится врачебно-профессиональная консультация. Сведения о состоянии здоровья юношей допризывного возраста передаются в военкомат.
8. Восьмое обследование проводится перед окончанием образовательного учреждения в 16-17 лет. Обязательно проводится врачебно-профессиональная консультация на профессиональную ориентацию.
Кто анализирует результаты?
Школьный врач-педиатр, который осуществляет медицинское обслуживание всех учащихся в школе или интернате, ежегодно, основываясь на результатах проведенного профилактического медицинского осмотра учащегося, включающего все его осмотры, дает комплексную оценку состояния здоровья каждого ребенка. В его медицинской карте указывается заключительный диагноз, оценка физического развития, физическая подготовленность, психическое развитие, группа здоровья, медицинская группа для занятий физической культурой, медицинские допуски к трудовому обучению, медицинская оценка по профессиональному выбору и готовность к военной службе. Также врач выдает рекомендации касаемо режима дня, питания, организации учебного и внеучебного процессов, физическому развитию, иммунизации, медицинскому наблюдению, дополнительному обследованию и восстановительному лечению детей.
Все результаты медицинских профилактических осмотров заносятся в личные медицинские карты детей, разработанные специально для медицинских кабинетов образовательных учреждений, кроме того, данные заносятся в карты диспансеризации детей.
Копии комплексных заключений, отражающих состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, и карты диспансеризации детей направляются медсестрой (или врачом-педиатром школы), осуществляющей медицинское обслуживание учеников данной школы, в поликлинику. Эти данные поликлиника направляет участковому педиатру, наблюдающему ребенка по месту его проживания, и на основании этих данных врач организует, планирует и проводит лечебно-диагностические мероприятия, разрабатывает и реализует комплекс мер по укреплению здоровья детей.
Если есть проблемы.
Детям и подросткам с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначают оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях – поликлиниках, физиолечебницах и санаториях. Для детей, часто болеющих вирусными и респираторными заболеваниями, проводится оздоровление осенью (октябрь, ноябрь) и весной (март, апрель) в течение двух недель. Для таких детей назначается щадящий индивидуальный режим; рациональное питание, обогащенное витаминами А, В, С, фитонцидами; физическое воспитание с обеспечением индивидуального подхода с использованием дыхательной гимнастики, физических упражнений; закаливание; симптоматическое медикаментозное лечение по показаниям; санация кариозных зубов; физиотерапия.
При организации более легкого режима дня учащихся, перенесших ОРВИ, необходим контакт медицинского персонала, педагогов и родителей, содружественными усилиями всех участников тандема можно достигнуть наиболее значительных оздоровительных эффектов. Щадящий режим дня должен быть дифференцирован, то есть стоит учесть тяжесть болезни, ее клиническое течение и вид перенесенного респираторного заболевания. Продолжительность щадящего режима и оздоровительных мероприятий зависит от возраста учащегося, частоты и тяжести перенесенных заболеваний. Щадящий режим заключается в следующем:
• ограничение продолжительности учебных занятий в школе и дома;
• освобождение в течение четырех недель от уборок помещений, дежурств, экскурсий, факультативных занятий,
• активные прогулки на свежем воздухе более 2 часов в день;
• дневной сон первые 4-6 недель после болезни;
• освобождение от занятий по физкультуре на одну-две недели.
Врач детского учреждения систематически будет следить за восстановлением здоровья переболевших детей.
Проблемы со здоровьем.
Очень часто среди учеников школ встречаются нарушения зрения, особенно миопия. Важно своевременно выявить группы учащихся с предмиопией или спазмом аккомодации. Кроме того, необходимо своевременное лечение детей с прогрессирующей миопатией. Это важно потому, что при переходе детей из младших классов в старшие резко возрастает и количество близоруких детей, и степень их близорукости. Для профилактики миопии проводятся правильное рассаживание детей в классе, специальная гимнастика для глаз, беседы с родителями об организации зрительного режима во внешкольное время и тренировке аппарата аккомодации в домашних условиях. Также необходимо соблюдать основные санитарные нормы по освещению в классе, мастерской и другом учебном помещении. С целью охраны и сохранения зрения непрерывно продолжать читать можно строго определенное время, сопровождая его промежутками для отдыха глаз от зрительного напряжения. Непрерывная продолжительность чтения для младших школьников должна быть 15-20 минут, для ребенка средних классов – 25-30 минут, для старших школьников – 45 минут. При отдыхе глаз можно смотреть вдаль или заняться упражнениями, которые улучшают мозговое кровообращение, укрепляют склеры глаз и положительно влияют на формирование рефракции.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:
• использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления и соответствующих санитарным нормам и правилам;
• чередование занятий с отдыхом;
• проведение гимнастики в школе и дома;
• контроль правильной позы учащихся во время занятий;
• исключение зрительной нагрузки за полчаса до сна.
На что обращать внимание?
Ведущее место среди отклонений, выявленных у учащихся, принадлежит нарушениям в опорно-двигательном аппарате, в основном это нарушения осанки – сколиозы и нарушения формирования свода стопы – плоскостопие. Организация учебного процесса требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата:
• контроль подбора мебели, соответствующей росту учащегося;
• контроль позы учащегося во время занятий;
• контроль за весом портфеля с ежедневным набором учебников и прочего;
• проведение физкультурных минуток на уроках;
• создание активности ребенка и достаточного объема движений, чтобы формировать правильную осанку и проводить профилактику плоскостопия.
С самого первого дня учебы нужно уделить внимание правильной посадке за столом и позе ученика. Обучите ребенка простейшим приемам контроля за правильной позой при занятиях в школе и дома: сидеть за столом необходимо с ровной спиной, положив предплечья на стол, ноги при этом должны быть согнуты под прямым углом в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах и стоять на полу. Физкультминутка во время занятий обеспечивает расслабление центральной нервной системы и скелетных мышц. Чтобы физкультминутка оказала универсальный благоприятный эффект для профилактики болезней, в нее должны включаться упражнения на различные группы мышц, а также движения, улучшающие мозговое кровообращение.
На сегодня статистика показывает, что достаточно большая часть детей-школьников имеет избыточный вес и ожирение, но можно помочь ребенку, если начать с ним активную работу по снижению веса в период младшего школьного возраста, в 7-10 лет. В этот период у ребенка пока не развилось осложненных форм ожирения.
Основные причины, которые приводят к избыточному весу тела в детстве – это предрасположенность к нарушению обмена веществ, переедание и малоподвижность. Основные направления в профилактике и оздоровлении детей с избытком массы тела – повышение двигательной активности, закаливание общее и местное, соблюдение принципов здорового питания.
Дети и подростки с избытком массы тела должны заняться катанием на коньках и лыжах, плаванием, велосипедным спортом, пинг-понгом, бадминтоном. Степень физической нагрузки при спортивных занятиях должен определять врач-эндокринолог по состоянию здоровья и функциональным возможностям учащегося. При проведении закаливания необходимо организовывать воздушные ванны, обтирания или обливания при температуре +20 ... +23 °С, а для старших школьников – контрастные души с перепадом температуры от +35 до + 18-20 °С.
Режим питания рекомендуется следующий. По калорийности пища за весь день распределяется так: на завтрак 25-30% от объема за сутки, на обед – 35-40%, на полдник – 10-15%, на ужин – 25-20%.
Кушать надо не менее 4 раз, подавляющее количество пищи употреблять до 17-18 часов. После шести можно есть только кисломолочные продукты и овощи. Расскажите ребенку, что необходимо есть не торопясь, хорошо пережевывая пищу.
Если же у ребенка дефицит массы тела, его питание должно быть калорийнее обычного, высокобелковым. Рацион питания увеличивается на 10-15%, иногда даже на 20%, пищу готовят с содержанием достаточного количества белков, жиров и углеводов. Следует включать продукты, содержащие белки животного происхождения, так как они обладают высокой усвояемостью и содержат незаменимые аминокислоты.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.