Отправка сообщения о замеченной ошибке

Адрес страницы:
//crazymama.ru/article.php?a=1&id_article=1794&id_cat=11


Ошибка:



Комментарий:



ввести контактные данные войти на сайт под своим логином


Сообщение об ошибке отправлено
МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
А Вы знаете, что...
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
Физическое развитие ребенка. Первая часть. / Медицина детям / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

Физическое развитие ребенка. Первая часть.
Физическое развитие ребенка. Первая часть.

 



Физическое развитие ребенка.


При решении проблем, направленных на сохране­ние и укрепление здоровья детей и подростков, в медицине вообще и в педиатрии в частности учитывается характер биологических изменений, происходящих в организме в процессе его роста и раз­вития. Здоровье ребенка или подростка характеризует­ся как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем функций его органов. Организм человека на­ходится в процессе непрерывного развития. Процесс этот продол­жается во время внутриутробного развития, затем детства, юношества и зре­лого возраста, и протекает неодинаково. Наиболее интен­сивная степень развития наблюдается в детские и юно­шеские годы, а в зрелые года процесс замедляется.

Чтобы знать особенности развития и понимать, где кончается норма и начинается патология, нужно поговорить об анатомо-физиологических особенностях органов и систем малыша.



Кожа и подкожная клетчатка.


Кожа играет в жиз­ни человека огромную роль. Она не только огражда­ет организм от неблагоприятных влияний внешней среды, но и связывает его с этой средой благодаря многочисленным нервным рецепторам, которые в ней за­ложены.

Кожа у новорожденных и грудных детишек имеет тон­кий роговой слой, рыхлый эпидермис, нежную, недоразвитую базальную мембрану. Связь между эпидер­мисом и дермой очень слабая. Кровеносные сосуды хоро­шо развитые, широкие. Потовые железы практически не работают до 3-4 месяцев из-за незрелости потоотделительных центров. Сальные железы начинают функ­ционировать уже во время эмбрионального периода, и после рождения выделяют много секрета. У детей ясель­ного и дошкольного возраста кожа остается тонкой, нежной и легкоранимой. С возрастом кожа грубеет, рого­вой слой утолщается, развивается базальная мембрана. Подкожно-жировой слой у доношенных новорожденных детей хорошо развит, он способствует защите ребенка от потери тепла и служит запасом питательных веществ. В дальнейшем его рост приостанавли­вается и зависит от физического раз­вития и питания. Нервные кожные рецепторы у ребенка поначалу развиты недостаточно, а защитные функции кожи несовершенны, поскольку она тонкая и нежная, и любая трещина или ссадина может пропустить в организм какую-нибудь инфекцию.
Кроме того, кожа детишек имеет более высокую способность к восстановлению дефектов, причем практически без рубцов, по сравнению с кожей взрослых людей. Заживление и восстановление целостности кожных покровов после мелких травм у детей происходит гораздо быстрее, чем у взрослых.
Кожа – важный орган в процессе теплорегуляции. У детей из-за недостаточного развития функции теплорегуляции в центральной нервной системе происходит энергичная отдача через поверхность кожи большого количества влаги и тепла, а теплорегуляция еще плохо работает. Поэтому при пониженной температуре воздуха происходит активное переохлаждение тела ребенка, при повышенной температу­ре – перегревание, особенно в раннем возрасте. Выдели­тельная способность кожи у малышей развита достаточно, вместе с потом из организма выделяются вода и ряд продуктов обмена. Под дыхательной функцией кожи понимается процесс от­дачи углекислоты и воды в атмосферу с поверхности кожи, в процессах обмена организма малыша эти функции кожи играют важную роль. Кожа выполняет бактерицидную функцию, которая отражает состояние иммунной реак­тивности организма. Эта функция с возрастом стано­вится более выраженной.



Костно-мышечная система.


Скелет новорожденного состоит из костей и хряще­вой ткани. Особенно много хрящевой ткани в позво­ночнике, запястьях, тазе. С возрастом костная ткань постепенно замещает хрящевую ткань. Строение костей у грудных детей обычно волокнистое, в них достаточно немного минеральных солей, но много воды и развита сеть кровеносных сосудов. Из-за этой особенности кости малышей достаточно гибкие и мягкие, недостаточно прочные, легко могут искривляться под воздействием внешних факторов. Ближе к двум годам строение костей начинает приближаться к строению костей взрослых людей. В 12 лет скелет подростка почти не отличается от скелета взрослого. Самый активный рост черепа происходит в первый год жизни ре­бенка и сравнительно быстро – до четырех лет. После этого кости черепа растут очень медленно.
У новорож­денного позвоночник выпрямлен и не имеет физиологи­ческих изгибов. По мере роста малыша, с возникновением у него новых умений, начинают появляться физиологические изгибы позвоночника. Шейный лордоз (изгиб вперед) начинает обнаруживаться в двух­месячном возрасте. Грудной изгиб появляется в 6 месяцев, а поясничный лордоз – после года. Правильный и постоянный шейный изгиб формируется к 7 годам, в области поясницы – ближе к 12-15 годам. Позвоночник ре­бенка обладает большой гибкостью. Подвздошная, се­далищная и лобковая кости срастаются в единую кость таза только к 17-18 годам.

У новорожденного и грудного малыша первого полугодия жизни форма грудной клетки цилиндрическая или в виде усеченного конуса. В поперечнике нижний отдел превышает поперечник в верхнем от­деле. В первые полгода жизни рост самих легких немного опережает по росту грудную клетку. Ребра имеют почти горизонталь­ное положение. Межреберные промежутки широкие. Эпигастральный угол большой. Со второго года жизни размер грудной клетки удлиняется. Ребра занимают более ко­сое направление, физиологически опускаются, межреберные промежутки становят­ся более узкими, эпигастральный угол уменьшается. Форма грудной клетки малыша сглаживается к 6-7 годам, а окончательные очертания принимает примерно в 12-13 лет. Длинные кости достаточно долго остаются с хрящевыми про­слойками между диафизом и эпифизом. В клетках эпифизарного хряща продолжительное время сохраняется способность к размножению, из-за чего кость может расти в длину. Полностью замещение эпифизарного хряща костной тка­нью происходит только к 25 годам. Кости запястья толь­ко намечаются у новорожденного, а к 7 годам, посте­пенно развиваясь, они становятся видимыми на рентге­новских снимках. Процесс их окостенения заверша­ется к 10-13 годам. К этому же времени заканчивается окостенение фаланг пальцев. Эту особенность необхо­димо учитывать при обучении письму и не пере­гружать руку ребенка первого года обучения в школе.

С костной системой тесно связана мышечная систе­ма. Мышцы новорожденного и ребенка грудного воз­раста развиты слабо. Мышечное волокно намного меньше волокна взрослого. Увеличивается мышечная масса в процессе роста ребенка. Крупные мышцы развиваются только к 6-7 годам, а мелкие и в этом возрасте недостаточно совершенны. В связи с этим точная координация движений страдает, детям еще трудно производить мелкие и точные движения. Малышей дошкольного и младшего школьного возраста приучают выполнять ритмичные движения, вырабатывают у них способность ориенти­роваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакции. К 9-12 годам движения детей становятся более координированными, мышечная сила нараста­ет. Особо активно развивается мускулатура в период полового созревания, нарастает сила и точность движений. У мальчиков мышечный тонус обычно лучше, чем у девочек. Фор­мирование и рост мышечных волокон заканчиваются к 20-23 годам.



Дыхательная система.


Строение верхних дыхательных путей у грудных детей име­ет характерные особенности. Носик меньше размерами, короче, ниж­ние носовые ходы отсутствуют. Слизистые оболочки в носике нежные, богаты кровеносными сосудиками. Все эти осо­бенности приводят к частому затруднению дыхания через нос. Решетчатая пазуха носа и гайморова полость у грудного ребенка еще недоразвиты, а лобной и основной па­зух вообще пока нет. После первого года жизни полости постепенно развиваются. Глотка у грудного ребенка сравнительно узкая, ев­стахиева труба короткая и широкая, ее отверстие нахо­дится ниже и ближе к хоанам, поэтому часто воспале­ние из носоглотки попадает в евстахиеву трубу, вызы­вая воспаление среднего уха.

Гортань у грудничков имеет воронкообразную фор­му и удлинена, хрящи в ней мягкие и податливые, голосовая щель уже, чем у взрослых, истинные голосовые связки короткие, поэтому у детей этого возраста звонкий голос. Слизис­тая оболочка гортани нежная, богата кровеносными со­судами и лимфоидной тканью, поэтому легко развива­ется стеноз гортани при небольших воспалительных про­цессах. Трахея имеет воронкообразную форму и узкий про­свет, хрящи ее мягче и податливее, слизистая обо­лочка нежная, обильно снабжена кровеносными сосу­дами, число слизистых желез небольшое. Бронхи узкие, хрящи у них мягкие, слизистая оболоч­ка сухая с малым количеством слизистых желез, но богато оплетена сетью кровеносных сосудов. Эти особенности часто приводят к воспалительным процессам и наступлению стеноза.

Легкие развиваются весь период детства – постепенно увеличивается объем и формируется легочная ткань. Дифференцировка легкого выражается в уменьшении одних гистологи­ческих элементов и появлении других. Обилие в дет­ском легком интерстициальной ткани с большим коли­чеством лимфатических сосудов и респираторных брон­хиол также является одной из особенностей органов дыхания, с которыми связаны частые воспалительные процессы в легких. Дифференцировка легкого закан­чивается к 7 годам, а затем в основном идет его рост. Дыхательная поверхность легких и количество крови, протекающее через легкие в единицу времени, у детей относительно больше, чем у взрослых. Меньший объем грудной клетки и конусообразность ее формы обуслав­ливают в состоянии покоя меньшую вентиляцию легких при дыхании. Необходимая легочная вентиляция обеспечивается у детей главным образом путем увели­чения числа вдохов в минуту и в меньшей мере – за счет увеличения глубины дыхания. С возрастом глуби­на дыхания увеличивается, уменьшается его частота и повышается ритмичность.

С возрастом также изменяется тип дыхания. Детишки грудного возраста имеют грудобрюшной тип дыхания, преобладает диафрагмальное. В начале вто­рого года дыхание становится смешанным, затем постепенно начинает переходить на диафрагмально-грудной тип дыхания, причем иногда будет преобладать первый тип дыхания, а в другой раз – второй вид. К возрасту 3-4 года грудной тип дыхания начинает преобладать над диафрагмальным. Разницу в дыхании по половому признаку отчетливо можно выделить к 7-14 годам. В пубертатном периоде и в период полового созре­вания дыхание у мальчиков становится брюшным, у девочек — грудным.



Сердечно-сосудистая система.


С развитием легких и функций дыхания тесно свя­зано развитие сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Периоды роста и дифференцировки сердца совпадают с периодичностью развития легких. Наибо­лее активно сердце вырастает за первые два года жизни крохи. В дошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца происходит не столь активно, и вновь усиливается в препубертатный период и в начале пубертатного. К возрасту 16 лет масса сердца возрастает в 10 раз по срав­нению с первоначальной величиной.

Положение серд­ца зависит от возраста ребенка. До 2-летнего возраста оно располагается в поперечном направлении и выше, чем у взрослых. После двухлетнего возраста сердце приобретает косое положе­ние. Форма сердца в грудном возрасте может быть оваль­ная, конусовидная, шаровидная. В школьном возрасте сердце детей приобретает форму, свойственную взрослому человеку. За период детства значительно изменяется внутреннее строение сердца, дифференцируется структура сердечной мышцы (миокарда), эндокарда и нервной си­стемы сердца. Миокард у детей более чувствительный к различным инфекционным и неинфекционным пато­генным агентам и более подвержен повреждениям при различных заболеваниях, но в то же время восстанавливается быстрее, чем у взрослых. У детей артерии широкие и развиты силь­нее, чем вены; хорошо развита капиллярная сеть. Раз­витие сосудистой сети заканчивается примерно к 12 годам. Пульс у ребенка более частый, чем у взрослого, и тем чаще, чем ребенок младше. На частоту пульса влияет много факторов, он поддается большим ин­дивидуальным колебаниям, легко учащается. Артериаль­ное давление у детей понижено в сравнении с взрослыми и также отличается большой лабильностью.

Часто функциональные неполадки в работе сер­дечно-сосудистой системы начинаются в период полового созревания, вызваны они вегетативными расстройства­ми, нервными и эндокринными влияниями на мышцу и нервно-сосудистый аппарат сердца. Может на­блюдаться незначительное расширение границ сердца влево, выслушиваться более сильные тоны при аускультации, определяться функциональный систолический шум на верхушке сердца или на легочной артерии. Все эти нарушения со стороны сердечно-сосудистой систе­мы в пубертатный период являются переходной фазой на пути к полному завершению развития сердца.

Во второй части материала мы поговорим об остальных органах и системах.




© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.



Дата: 24 января 2012

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Оценка: 10 средняя оценка: 5 (голосов: 2)
Поместить ссылку в:

Статьи по теме:

Правильное питание детей. Роль основных питательных веществ.
Рекомендуем прочесть!

Полезные напитки для наших деток

Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
От года до 3-х
 Игры и игрушки
 Питание
 Развитие ребенка
 Речевое развитие
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты