Долго думала, имею ли я право писать на эту тему. Я не психолог, не воспитатель - я обычная молодая девушка. Но проблему детской инвалидности знаю изнутри: сама в 8 месяцев заболела полиомиелитом и чуть не умерла.
Но благодаря мудрости и любви своих родителей смогла вырасти психически полноценным человеком, который может общаться и жить в этом мире наравне со здоровыми людьми. Надеюсь, мой опыт может пригодиться другим людям. Все сказанное ниже относится только к умственно и психически полноценному ребенку, у которого паралич.
10 правил
Эти правила, конечно, и правилами назвать сложно: скорее рекомендации, как воспитывать ребенка-инвалида. Ситуации бывают разными, поэтому выбирайте только то, что подходит в вашем случае. Со многим, возможно, вы не согласитесь – что ж, поступайте так, как велит ваше родительское сердце.
Самое главное: воспитывайте ребенка-инвалида в семье так, как если бы он был обычным здоровым ребенком. Никогда, ни при каких обстоятельствах не жалейте его или себя и не позволяйте делать этого другим! Не допускайте никаких поблажек в сравнении с другими детьми! Например, не говорите: «Тебе я дам больше конфет, чем твоему брату, ты у нас слабее». Или: «Да, я просила тебя выполнить то-то и то-то, но ладно, за тебя это сделает кто-то другой, а тебе и так в жизни досталось, отдыхай». Если он объективно не может что-то сделать – помогите, но незаметно, не акцентируя на этом внимание. Поощряйте и наказывайте его наравне с другими. Иначе ребенок-инвалид в семье может вырасти либо с комплексом неполноценности, либо самовлюбленным.
Сделайте все, чтобы ребенок не чувствовал себя «иным». Если он будет спрашивать вас, почему он не такой, как другие, расскажите ему о его болезни. НО! Не давайте ей эмоциональной оценки. Пускай это звучит для ребенка примерно так: все люди разные, у одних глаза голубые, у других ноги не ходят.
Не требуйте, чтобы вам что-то уступали (например, место в очереди) только потому, что вы с ребенком-инвалидом. Если же кто-то уступил вам, поблагодарите и скажите ребенку: «Вот видишь, какой человек замечательный! Ты ему очень понравился, вот он и решил помочь тебе и твоей маме». Главное, чтобы ваш ребенок не щеголял своей инвалидностью и не старался добиваться чего-то своей болезнью.
Позаботьтесь, чтоб вашему ребенку было достаточно общения, не запирайте его в четырех стенах! Если нет возможности вывозить его на улицу, постарайтесь сами найти ему друзей. Если вы сидите с ребенком-инвалидом дома, можно найти родителей, которым нужна няня: убьете сразу двух зайцев. В любом случае приглашайте других детей к вам домой поиграть. Только постарайтесь контролировать эти игры: дети порой бывают очень жестоки по отношению к тем, кто слабее их. С девочками проще: они будут сидеть с куклами; мальчики же любят подвижные игры. Но можно и эту проблему решить, благо сейчас много игр, в которые можно играть сидя и даже лежа (например, компьютерные). Пускай ваш ребенок общается как можно больше! (Если вы можете родить ему братика или сестричку, это будет просто великолепно).
Прививайте любовь к чтению и тягу к знаниям. Это очень поможет во взрослой жизни. Однако следите, чтобы ребенок не ушел в свой придуманный мир: книжный ли, мир Интернета или телевизора…
Приветствуйте проявления самостоятельности! Пусть у ребенка-инвалида в семье будет какая-то обязанность по дому: то, что ему по силам. Приучайте его к тому, что за себя отвечает он сам, а не вы – вы только помогаете ему.
Постарайтесь найти ребенку любимое занятие. Для этого предложите перепробовать все, что возможно: лепку, вышивку, чтение, музыку, коллекционирование… Найдите, что интересно вашему ребенку, и всячески поддерживайте и помогайте ему в этом. Хобби не только поможет не скучать, но и будет способствовать общению со здоровыми людьми.
Оставьте место для тайны. Ребенок-инвалид целиком и полностью зависит от вас. Вся жизнь его проходит на ваших глазах. Это может тяготить ребенка, особенно в подростковом возрасте. Поэтому постарайтесь вмешиваться только тогда, когда это действительно необходимо. Если он о чем-то не хочет говорить сам – не выспрашивайте. Пусть будет какая-то часть жизни, не известная или якобы не известная вам.
Не рассказывайте страшных историй о жестоком мире, от которого вы оберегаете ребенка-инвалида и с которым ему предстоит столкнуться в будущем, не называйте его тепличным растением! Это очень ранит душу и способствует тому, что ребенок становится недоверчивым и необщительным, начинает чувствовать себя не таким, как все.
Самый тяжелый период – подростковый, когда хочется любви и независимости. Здесь сложно что-либо посоветовать, главное – пережить. Но постарайтесь подготовиться к этому заранее. Расскажите ребенку о том, что в любви важна душа, а не физическое здоровье и красота. Скажите, что если его сверстники целуются, это еще не значит, что они нашли свою любовь. И т.п. – здесь только ваше любящее сердце может подсказать. Однако я думаю, подростка необходимо «отпустить» настолько, насколько это возможно. Все равно он находится под вашим контролем – но пусть хотя бы не чувствует этого! Дайте ему как можно больше свободы.
Да поможет вам Бог вырастить настоящего полноценного человека, умеющего быть счастливым!
Маленькие дети просто обожают, когда их трогают, ласкают и берут на ручки. В этом возрасте тактильный контакт является главным стимулом для эмоционального и физического развития детей, а также для их...
Взрослым часто кажется, что детские проблемы беззаботны и быстро проходят. Но, оказывается, глубокие переживания и стрессы свойственны и детям. Чтобы ребенок научился преодолевать стресс, ему нужно...
Дети всегда вызывают родительское умиление и бесконечную нежность у бабушек и дедушек. Сначала они улюлюкают ему, потом учат говорить. Это увлекательно и интересно, но одна коварная буква даётся...