Дети всегда вызывают родительское умиление и бесконечную нежность у бабушек и дедушек. Сначала они улюлюкают ему, потом учат говорить. Это увлекательно и интересно, но одна коварная буква даётся сложнее всего - буква «р». Не каждый родитель может самостоятельно справиться с проблемой постановки звука «р». Однако существует ряд упражнений, которые помогут им преодолеть эту трудность.
Множество упражнений на развитие произношения звука «р» есть в специальной литературе либо родители могут обратиться к логопеду, который поможет разработать занятия для ребенка, учитывая его индивидуальные особенности. Кстати, этот тот случай, когда не имеет смысла спешить. Если ребенок не может выговорить букву «р» в раннем возрасте, то можно начать её коррекцию в 4-5 лет.
Основная проблема при произношении звука «р» - это отсутствие достаточной вибрации языка. Чтобы развить её, логопед на своих занятиях использует специальную палочку. Впоследствии у ребенка срабатывает мышечная память, и он может вибрировать языком уже без дополнительных приспособлений.
Помимо упражнений на выработку правильного произношения звука «р» обучение сопровождается развитием мышц речевого аппарата. Очень популярны игры с вытягиванием губ трубочкой, словно вы произносите букву «у», например, чередование положения губ из улыбки в трубочку. Ещё одна известная игра в рыбку: спокойное открывание и закрывание рта, который при этом остается широким.
Для языка есть такое упражнение, как «маятник». Во время него рот малыша растягивается в улыбке, а кончик язычка касается то левого, то правого уголка губ. Подбородок остается на месте, а движения языка выполняются ритмично под счет. Можно читать во время его выполнения какой-нибудь стишок про часики.
Особенно нравится малышам игра в «пяпяпя». Во время неё нужно широко открыть рот в легкой улыбке, а язык вывалить на нижнюю губу. Хлопанье по нему верхней губой со звуком «пяпяпя» веселит ребенка и воспринимается им, как смешная дразнилка.
Непосредственно для развития звука «р» есть тоже множество увлекательных игр. Среди них «Чьи зубы чище», когда ребенок с широко открытым ртом должен кончиком языка водить по внутренней стороне зубов из стороны в сторону. Челюсть двигаться не должна.
Чтобы заставить язычок вибрировать, нужно его в этом тренировать. Одно из упражнений, направленных на решение этой задачи, является игра «Маляр». Во время неё малыш гладит языком вперед-назад нёбо с открытым ртом.
Также помогает добиться цели упражнение «Барабанщик». Эта игра помогает выработать умение делать кончик языка напряженным. Ход выполнения: ребенок открывает рот и растягивает его в улыбке, и кончиком языка стучит по верхним альвеолам. Во время движений он старается сказать звук «ди» (как в английском языке). Сначала это делается медленно, а потом темп наращивается. При этом челюсть остается всё время неподвижной, а звук должен быть четким.
Логопеды советуют чаще играть в такие игры, чтобы у ребенка сформировались соответствующие навыки. Если родители видят, что им трудно дается самостоятельное обучение, то лучше записать малыша на занятия с логопедом.
Источник:
http://xozayka.ru/postanovka-zvuka-r.html