Правильный режим дня детей и подростков.
В жизни ребенка первостепенную роль играет режим дня. Дети – консерваторы. Они любят изо дня в день придерживаться определенного порядка в жизни. Резкие смены режима могут привести к срывам в работе организма, вплоть до развития нервных и телесных болезней. В чем же важность режима, как его составить и что необходимо учесть? Подробнее обсудим эти вопросы.
Режим дня – это правильно распределенное время для всех видов деятельности и отдыха за сутки с учетом возраста и состояния здоровья. Режим дня считается правильным, если он предусматривает достаточно времени на необходимые элементы жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего дня высокую работоспособность. Благодаря верно организованному режиму дня ребенок остается в хорошем настроении, с интересом учится, у него остается достаточно времени для творческой деятельности и игр, а следовательно, он нормально растёт и развивается.
При построении режима обязательно учитываются:
- продолжительность и кратность сна;
- приемы пищи с правильной кратностью и интервалами между ними;
- время пребывания на прогулке за день;
- продолжительность и место занятий и игр.
Физиологи и гигиенисты рекомендуют строгое соблюдение правильного режима дня, так как регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма деятельности организма, приводящего к формированию у ребенка достаточно выраженных условных рефлексов. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма подготавливает к осуществлению последующей. Так, прием пищи в определенное время обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение, сон в постоянное время способствует быстрому засыпанию, учебные занятия в определенные часы приводят к лучшему усвоению знаний и умений.
Сон – это здоровье.
Важным моментом режима дня являются продолжительность и кратность сна. Находясь во время сна в состоянии глубокого торможения, кора головного мозга перестает воспринимать раздражения, поступающие из внешней среды, вследствие чего новое торможение не нарастает, а прежнее постепенно ослабевает, и функциональная работоспособность центральной нервной системы восстанавливается. Потребность ребенка во сне зависит от возраста (чем младше малыш, тем дольше ему требуется спать), состояния здоровья и физического развития, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Для полноценного отдыха центральной нервной системы нужен достаточно продолжительный и глубокий сон. Добиться его можно при соблюдении режима: ложиться спать и вставать в строго определенное время, перед сном проветривать комнату, не принимать пищу, избегать громких разговоров и яркого освещения, а последние часы бодрствования посвящать спокойным играм и прогулкам на свежем воздухе. Недосыпание оказывает неблагоприятное воздействие на многие отделы высшей нервной деятельности детей. Если имеется дефицит сна, отмечается снижение работоспособности, переутомление, которые могут привести к возникновению различных заболеваний.
Нормы сна для детей различных возрастов рознятся. Приведем основные нормативы:
До года необходимо 3-4 дневных сна продолжительностью в 1-2 часа, с общим количеством сна от 13,5 до 18,5 (для первых двух месяцев) часов.
С года до двух лет необходимо 1-2 дневных сна продолжительностью от 1 до 3 часов, с общим количеством сна 12-14 часов.
С 2 до 3 лет один дневной сон 1-2,5 часа с общим количеством сна 12 часов.
С 3 до 5 лет один дневной сон до 2 часов (правда, не все дети спят днем), и общая продолжительность сна в 12 часов.
С 5 до 7 лет – один дневной сон в 1-1.5 часа и общая продолжительность сна 11-11,5 часов.
С 7 лет дневной сон убирают, продолжительность сна – от 8 до 10 часов.
Прогулки.
Большое значение в рациональном режиме дня имеет время пребывания детей на свежем воздухе. У детей первого года жизни продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в идеале около 5-6 часов за сутки. После года на свежем воздухе летом проводятся все игры и занятия, а в холодное время года остаются прогулки два раза в день по полтора-два часа. В режим дня обязательно включаются ежедневные прогулки на свежем воздухе общей продолжительностью не менее четырех часов в день. В выходные дни и в период каникул следует предусматривать максимально возможное пребывание ребенка на воздухе.
При этом большое внимание уделяется подвижным играм, спортивным соревнованиям, экскурсионным турам и культурным походам. Пребывание на свежем воздухе благотворно влияет на растущий организм. Идет активизация обменных процессов, улучшаются процессы роста и развития ребенка, повышается работоспособность, улучшается сон.
Обучение и игры.
Режим дня направлен не только на укрепление здоровья малыша. Определенное время обязательно отводится на обучение ребенка, воспитание гигиенических навыков и художественного вкуса, трудовой деятельности. Процесс воспитания в детских садах строится на основе игр, для которых предусмотрено время в утренние часы перед завтраком, в течение прогулок в первой и второй половине дня, после дневных снов (или сна) и вечером, перед сном. Детские игры могут быть спокойными и подвижными, индивидуальными и коллективными, бытовыми и дидактическими. Они помогают детям познавать окружающий мир, формировать логическое мышление и внимание, развивать творческий потенциал. Подвижные игры влияют на формирование и развивают двигательные навыки, способствуют воспитанию активности, находчивости и смелости.
Дети дошкольного возраста должны учиться выполнять несложные обязанности. Их трудовое воспитание складывается из самообслуживания, участия в поддержании порядка и чистоты в помещениях и во дворе, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и животными.
Режим дня школьника.
В режим дня школьника включаются учебные занятия в школе и дома; время, отведенное для свободных занятий по собственному выбору; чтение, занятия музыкой или другой творческой деятельностью, спортом, общественной работой. Желательно учебные занятия дома проводить в одни и те же часы, с короткими перерывами. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления уроков. Занятия в различных кружках, общественная работа должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, состоянием здоровья детей. Ребенка обязательно нужно привлекать к самообслуживанию и общественно полезному труду.
Режимные моменты.
Режим дня детей и подростков строится с учетом особенностей их высшей нервной деятельности. Программы воспитания и обучения в детском саду предусматривают организацию занятий и игр, которые одобрены специалистами санитарно-эпидемической службы. Учебные занятия должны проводиться ежедневно с 1 сентября по 1 июня. В младших группах проводят 10 занятий в неделю по 10-15 минут, в средних – 10 занятий в неделю по 20 минут, в старших – 15 занятий в неделю по 20-25 минут, в подготовительных – 19 занятий в неделю по 25-30 минут. Во время десятиминутных перерывов целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние занятия во всех группах отсутствуют.
При построении режима дня для учащихся обязательно учитываются особенности функционирования нервной системы: в утренние и дневные часы активность коры больших полушарий обычно повышается, а после приема обеда и в вечерние часы снижается.
В соответствии с этим и должен строиться режим дня школьников. Учебные занятия в школе строго регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия должны проводиться после обеда и отдыха и по времени совпадать с повышением активности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены подготовку домашних занятий лучше проводить после завтрака. Необходимо строго следить за продолжительностью домашних учебных занятий. Слишком долгая работа над школьными заданиями может привести к переутомлению, снижению внимания, функциональным изменениям основных органов и систем. Приготовление уроков целесообразно проводить в одно и то же время с короткими перерывами через 35-45 минут.
Свободное время учащиеся используют по своим интересам: чтение книг, рисование, конструирование, вышивание, просмотр телевизионных передач, занятия на компьютере, занятия спортом. Для школьников младших классов продолжительность свободного времени не должна быть меньше 1,5 часов, старших классов – 2,5 часов. Занятия в различных кружках, общественная работа, занятия спортом должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей.
Свободное время.
В свободное время детей необходимо приучать к самообслуживанию и общественно полезному труду. С 6 лет дети могут выполнять уборку постели, содержать в чистоте обувь и одежду, подметать полы, вытирать пыль, поливать цветы, ухаживать за животными. С 10-11 лет дети уже способны проводить мелкий ремонт одежды, стирать мелкие вещи, мыть полы и посуду, помогать при сборе урожая. С 14-15 лет они привлекаются к более сложным делам, но запрещаются работы, связанные с риском для жизни: мытье окон, сбрасывание снега с крыш, протирание электроприборов, мытье туалетов, вынос мусора.
Питание.
Прием пищи является обязательным компонентом режима дня детей любого возраста. Прием пищи желательно проводить в одни и те же часы. Во время еды детям необходимо прививать гигиенические и культурные навыки и умения. Объем пищи должен удовлетворять потребности растущего организма, вызывать чувство насыщения и соответствовать возрастной емкости желудка. При построении режима питания нужно учитывать физические и эмоциональные нагрузки, которые могут снижать секрецию желудочного сока. С этой целью предусматривается 30-35-минутный отдых до еды. Во время еды большое значение имеют спокойная обстановка, удобная мебель, сервировка стола, внешний вид блюд, их вкус.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.