В предыдущей статье мы рассмотрели развитие устной речи ребенка до четырех лет. Как же речь формируется в дальнейшем?
Развитие речи ребенка в четыре-пять лет.
Словарь ребенка.
К пятому году жизни словарный запас малыша уже насчитывает порядка 2500-3000 слов, конечно, часть из них очень простые. Значение большинства слов постоянно уточняется и обогащается. Но малыш еще может неверно понять или использовать то или иное слово, например, проводя аналогию с назначением предмета, может сказать вместо «поливать из шланга» – «шлангать», вместо «лопата» – «копалка». Такой способ образования слов указывает на тот факт, что ребенок накапливает опыт в речевом общении и на его основании формирует свой разговорный язык.
Грамматический строй.
В высказываниях дети начинают пользоваться структурами сложносочиненного и сложноподчиненного предложения («Затем, когда я пошел домой, мне подарок дали: всякие конфеты, яблоко, апельсин»). Высказывание ребенка напоминает короткие рассказы. В процессе беседы его ответы на вопросы могут включать в себя все больше предложений.
Звукопроизношение.
В четыре-пять лет начинает исчезать возрастная неправильность в произношении. Это формируется из-за достаточного совершенствования способностей к восприятию и произношению звуков. Исчезают смягченное произношение согласных, замены шипящих и свистящих, большинство звуков произносится правильно и четко. Лишь произношение отдельных звуков может быть не до конца сформированным: недостаточно четко произносятся шипящие звуки, не все дети в этом возрасте умеют произносить звуки Л и Р.
Речь в возрасте от пяти до семи лет.
Особенности словаря.
В шесть-семь лет активный словарь ребенка увеличивается до 10-13 тысяч слов. На шестом году в словаре уже представлены обобщающие слова, дети правильно называют множество предметов и явлений окружающей их действительности. В процессе употребления слов совершенствуется произношение. Речь большинства детей уже не содержит пропусков, перестановок в слогах и звуках. Исключением могут служить только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»).
В грамматическом строе происходят изменения. Ребенок усваивает основные закономерности в способах изменения слов и в их соединении в предложения. В речи ребенка растет количество простых распространенных или сложных предложений. Оформляя фразу, ребенок использует все части речи – глаголы, существительные, предлоги, прилагательные и т.д.
Без дополнительной помощи в виде вопросов ребенок составляет пересказ сказок или рассказов длиной 40-50 предложений. Это демонстрирует явные успехи овладения одним из труднейших видов речи – монологом. Происходит развитие контекстной речи – отвлеченной, обобщенной, лишенной наглядной опоры. Сначала контекстная речь появляется при пересказе сказок (рассказов), а затем при описании каких-либо событий из личного опыта, собственных впечатлений и переживаний ребенка.
Звукопроизношение.
На шестом году дети способны заметить особенность в произношении у других малышей и явные недостатки своей речи. При условии правильной методики речевого воспитания, если отсутствуют нарушения в речевом аппарате, дети к шести годам овладевают всеми звуками в родном языке и правильно употребляют их в речи.
Формирование навыков чтения и письма.
Возможность овладевать навыками письма и чтения зависит от общего речевого развития и напрямую с ним связана. Если в дошкольный период ребенок активно осваивает устную речь, то в начальной школе происходит освоение зрительных образов букв и цифр, что говорит о включении в работу второй сигнальной системы и зрительного отдела мозга, который параллельно координируется с работой речеслухового и речедвигательных отделов мозга. Другими словами, ребенок может воспроизводить на бумаге то, что он услышал, или произносить вслух то, что им написано или прочитано.
Чтобы навыки письма и чтения развивались, необходима способность ребенка к анализу и синтезу, причем в осознанном виде. Эти способности – анализировать и синтезировать – нужно сформировать с самого начала процесса обучения, потому что этот возраст характеризует мышление и восприятие ребенка, пока еще связанное с конкретным предметом или переживанием.
Когда ребенок учится читать и писать, язык для него опредмечивается: значение слова отделяется от его письменного обозначения, буквы и звуки осознаются как элементы, которые по отдельности не несут смысла, но в живой речи приобретают значение.
Нейропсихология, соответствуя принципам строения ВНД, рассматривает чтение и письмо ребенка как сложную функциональную систему, в ее состав входят многие компоненты, которые опираются на функционирование различных отделов мозга. Каждый этот участок выполняет определенную задачу, если недоразвился хотя бы один из них, это ведет к затруднениям в формировании всех функций письма и чтения в целом.
Высшая нервная деятельность – это динамическая система психических функций, она меняется по мере формирования речи, максимально задействованные компоненты со временем замещаются более простыми, а часть компонентов переходит в спящее состояние. То есть сначала чтение и письмо задействуют почти все зоны мозга, а потом это доводится до автоматизма и делается неосознанно.
Как быстро ребенок овладеет письменной речью, зависит от владения устной. Начальный этап овладения письмом и чтением происходит на основе анализа звукового состава слов, которые будут предполагать установление ассоциаций между звуком и буквой.
Эти аналитические способности опираются на возможность фонематического и речемоторного различия. Для этого в самом начале обучения все слова, которые пишутся, проговариваются вслух. Все люди, которые хорошо владеют письменной речью, нередко прибегают к этим приемам, если встречаются с мало употребляемыми или трудными по звуковой составляющей словами. За этим этапом устного анализа следует этап синтеза –последовательная запись букв, которые ребенок контролирует визуально, зрением.
Когда малыш читает, он анализирует слова глазами, переводит буквы в звук и произносит их в правильном порядке, а весь этот процесс управляется пониманием смысла слова, которое прочиталось. Ребенка обучают в несколько этапов, пока он не выработает навыки беглого и осмысленного прочтения текста. При этом конечный период предыдущих этапов перекрывает начальный этап следующего, получаются некие переходные периоды. Способности читать и писать тесно связаны между собой и очень влияют на развитие друг друга.
В процессе чтения дети осуществляют две основные задачи:
- декодируют, то есть распознают, понимают графическую запись слова, переводя ее в устную языковую речь.
- понимают весь текст, улавливают его смысл.
Декодирование или распознавание текста в начале обучения чтению происходит путем проведения нескольких действий – ребенок определяет звуко-буквенные соответствия, складывает их в слоги, а затем воссоздает звуковой облик слова целиком. Сложнее всего ребенку дается второй и третий этап.
Выделяются четыре стадии в освоении навыков чтения, которые отличаются по психологической составляющей:
- дети овладевают звуко-буквенными обозначениями,
- начинают послогово читать;
- формируются синтетические приемы чтения;
- ребенок правильно читает.
В быстром овладении звуками и их буквенными обозначениями успех возможен только при достаточном формировании следующего:
- фонематическое восприятие (то есть дифференциация, различение звуков);
- фонематический анализ (возможность выделения отдельных звуков из контекста речи);
- зрительный анализ и синтез (способность определить сходства и различия букв);
- пространственные представления;
- зрительный мнезис (возможность запомнить зрительный образ буквы).
Родителям нужно понять, что для малыша, который только начал читать, буквы являются не простыми графическими элементами, а сложными по графическому составу объектами, которые состоят из нескольких деталей, различным образом расположенных по отношению друг к другу в пространстве.
Чтобы ребенок отличил нужную букву от всех других, особенно тех, которые похожи по начертанию, ему нужно провести зрительный анализ каждой буквы, разложив ее на составные элементы. Отличия во многих буквах лежат в пространственной позиции нескольких элементов по отношению друг к другу, поэтому усвоить зрительный образ буквы ребенок может только если у него достаточно развиты пространственные представления.
Когда ребенок усвоил букву, он сможет читать слоги или слова, где она есть, но на этом этапе единица его зрительного восприятия при чтении – именно буква. Он сначала воспринимает букву, которая идет в слоге первой, производит соотношение ее со звуком, затем распознает вторую букву, после чего объединяет их в слог.
Ребенок может воспринять зрительно не слово или слог в целом, а отдельные буквы, которые потом складывает в слова. Все современные методики по обучению чтению изначально предусматривают послоговый тип восприятия читаемого. После того, как ребенок зрительно узнает буквы слога, он начинает прочитывать весь слог слитно, целиком.
Основная трудность этого этапа процесса чтения – слияние букв в слоги, а слогов в слова. Чтобы малыш слитно прочитал слог, он должен представлять этот слог в своей устной речи, чтоб он состоял из этих же звуков, а эти звуки следовали бы друг за другом в этой же последовательности, в которой написаны буквы в письменном слоге. Это значит, ребенок иметь способность к анализу звукового состава слога и слов из устной речи.
Скорость чтения в это период очень низкая и определяется составом слогов в читаемых словах. Простые слоги с одной гласной и одной согласной ребенок читает быстрее, чем слоги, где есть две согласные буквы.
Пока ребенок отделяет понимание прочитанного от зрительного образа слова, осознание смысла приходит только после того, как слово прочитано вслух. Даже прочитанное вслух слово ребенок не всегда может осознать сразу, то есть соотнести со знакомым ему словом из устной речи. Чтобы узнавать прочитанные слова, ребенок часто повторяет их вслух и про себя. Так же осваивается и чтение предложений – все слова в предложении дети читают изолированно, поэтому понять смысловые связи слов им поначалу очень трудно.
При послоговом чтении распознавание букв и слияние звуков в слоги происходит уже без затруднений. Единица чтения теперь слог, который при чтении достаточно легко отождествляется с соответствующим ему звуковым сочетанием. Скорость чтения пока остается низкой: дети читают слово по слогам, затем объединяют слоги в слова, а затем осмысливают прочитанный текст. Остаются сложности в синтезе, объединении слогов в слова, особенно когда читается длинное или сложное по структуре слово. Есть трудность при установлении грамматической связи слов в составе предложения.
По мере прочтения появляются смысловые догадки, особенно когда ребенок дочитывает конец слова. Часто ребенок повторяет только что прочитанные слова, особенно если они длинные или трудные для прочтения. Объясняется это тем, что слова, прочитанные по слогам, являются специально разделенными на составные детали и становятся не похожими на соответствующие слова из устной речи, поэтому они не сразу узнаются и осмысливаются. При повторении ребенок пробует узнавать прочитанные слова, соотнести их с известными ему словами в разговорном языке. Кроме этого, при повторении слов во время чтения ребенок пытается выстроить теряемую им смысловую связь в предложении. Понимание прочитанного запаздывает по сравнению со зрительным восприятием, следует за ним, а не сливается, как у взрослых.
Формирование активных приемов чтения – это новая ступень в развитии, переход от аналитического чтения к синтетическому с пониманием смысла. Простые и знакомые ему слова ребенок читает целостно, а малознакомые и трудные – пока еще по слогам и вслух. Более зрело соединение слов в предложении, увеличивается скорость чтения. Смысловые догадки начинают играть более значительную роль, однако дети еще не могут быстро и точно контролировать догадки при помощи зрительного восприятия. Поэтому они часто заменяют слова или окончания слов, то есть проявляют признаки угадывающего чтения. Как результат угадывания наблюдается расхождение прочитанного с тем, что напечатано, появляется множество ошибок. Неточности при чтении приводят к частым возвратам к прочитанному ранее, чтобы исправлять, уточнять или контролировать себя. Догадки имеют место лишь в пределах одного предложения, но не всего текста.
При переходе к синтетическому чтению ребенок применяет целостные приемы – читает словами или группами слов. Главной для него становится не техническая сторона процесса чтения, которая связана со зрительной частью восприятия, а смысл и его понимание при прочтении. В этот период происходит не только соединение слов в предложении, как на предыдущем этапе, но и соединение фраз в единый контекст. Смысловые догадки строятся уже по содержанию прочитанных предложений, воспринимается смысл всего текста. Ошибок становятся немного, так как ребенок уже хорошо контролирует процесс чтения. Скорость чтения довольно высокая, но могут встречаться трудности в соединении слов в предложения или синтезе предложений. Полностью понимать прочитанное ребенок может тогда, когда ему знакомы значения всех слов и понятна связь между словами каждого предложения.
Полное понимание прочитанного текста станет возможным только тогда, когда будет достигнут достаточный уровень в развитии лексики и грамматической стороны речи.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.