Отправка сообщения о замеченной ошибке

Адрес страницы:
//crazymama.ru/article.php?a=1&id_article=1592&id_cat=30


Ошибка:



Комментарий:



ввести контактные данные войти на сайт под своим логином


Сообщение об ошибке отправлено
МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
Опрос
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
Развитие речи дошкольника. / Дошкольники (от 3 до7 лет) / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

Развитие речи дошкольника.
Развитие речи дошкольника.



В предыдущей статье мы рассмотрели развитие устной речи ребенка до четырех лет. Как же речь формируется в дальнейшем?


Развитие речи ребенка в четыре-пять лет.

Словарь ребенка.

К пятому году жизни словарный запас малыша уже насчитывает порядка 2500-3000 слов, конечно, часть из них очень простые. Значение большинства слов постоянно уточняется и обо­гащается. Но малыш еще может неверно понять или исполь­зовать то или иное слово, например, проводя аналогию с назначением предмета, может сказать вместо «поливать из шланга» – «шлангать», вместо «лопата» – «копалка». Такой способ образования слов указывает на тот факт, что ребенок накапливает опыт в рече­вом общении и на его основании формирует свой разговорный язык.

Грамматический строй.

В высказываниях дети на­чинают пользоваться структурами сложносочиненного и сложноподчиненного предложения («Затем, когда я пошел домой, мне подарок дали: всякие конфеты, яблоко, апельси­н»). Высказывание ребенка напоминает короткие рассказы. В процессе беседы его ответы на вопросы могут включать в себя все боль­ше предложений.

Звукопроизношение.

В четыре-пять лет начинает исчезать возрастная неправильность в произношении. Это формируется из-за достаточного совершенствования способностей к вос­приятию и произношению звуков. Исчезают смягченное про­изношение согласных, замены шипящих и свистящих, большинство звуков произносится пра­вильно и четко. Лишь произношение отдельных звуков может быть не до конца сформированным: недостаточно четко произносятся шипящие звуки, не все дети в этом возрасте умеют произно­сить звуки Л и Р.



Речь в возрасте от пяти до семи лет.


Особенности словаря.

В шесть-семь лет активный словарь ребенка увеличивается до 10-13 тысяч слов. На шестом году в словаре уже представлены обобщающие слова, дети правильно на­зывают множество предметов и явлений окружающей их дей­ствительности. В процессе употребления слов совершенствует­ся произношение. Речь большинства детей уже не содержит пропусков, перестановок в слогах и звуках. Исключением могут служить только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»).

В грамматическом строе происходят изменения. Ребенок усваивает ос­новные закономерности в способах изменения слов и в их соединении в предложения. В речи ребенка растет количество простых рас­пространенных или сложных предложений. Оформляя фразу, ребенок использует все части речи – глаголы, существительные, предлоги, прилагательные и т.д.
Без дополни­тельной помощи в виде вопросов ребенок составляет пересказ сказок или рассказов длиной 40-50 предложений. Это демонстрирует явные успехи овла­дения одним из труднейших видов речи – монологом. Происходит развитие контекстной речи – отвлеченной, обобщенной, лишенной наглядной опоры. Сначала контекстная речь появ­ляется при пересказе сказок (рассказов), а затем при описании каких-либо событий из личного опыта, собственных впечатле­ний и переживаний ребенка.

Звукопроизношение.

На шестом году дети способны заметить особенность в произношении у других малышей и явные недостатки своей речи. При условии правильной методики речевого воспитания, если отсутствуют нарушения в речево­м аппарате, дети к шести годам овладевают всеми звуками в родном языке и правильно употребляют их в речи.



Формирование навыков чтения и письма.


Возможность овладевать навыками письма и чтения зависит от общего речевого развития и напрямую с ним связана. Если в дошкольный период ребенок активно осваивает устную речь, то в начальной школе происходит освоение зрительных образов букв и цифр, что говорит о включении в работу второй сигнальной системы и зрительного отдела мозга, который параллельно координируется с работой речеслухового и речедвигательных отделов мозга. Другими словами, ребенок может воспроизводить на бумаге то, что он услышал, или произносить вслух то, что им написано или прочитано.
Чтобы навыки письма и чтения развивались, необходима способность ребенка к анализу и синтезу, причем в осознанном виде. Эти способности – анализировать и синтезировать – нужно сформировать с самого начала процесса обучения, потому что этот воз­раст характеризует мышление и восприятие ребенка, пока еще связанное с конкретны­м предметом или переживанием.
Когда ребенок учится читать и писать, язык для него опредмечивается: значение слова отделяется от его письменного обозначения, буквы и звуки осознаются как элементы, которые по отдельности не несут смысла, но в живой речи приобретают значение.
Нейропсихология, соответствуя принципам строения ВНД, рассматривает чтение и письмо ребенка как сложную функциональную систему, в ее состав входят многие компоненты, которые опираются на функционирование различных отделов мозга. Каждый этот участок выполняет определенную задачу, если недоразвился хотя бы один из них, это ведет к затруднениям в формировании всех функций письма и чтения в целом.
Высшая нервная деятельность – это динамическая система психических функций, она меняется по мере формирования речи, максимально задействованные компоненты со временем замещаются более простыми, а часть компонентов переходит в спящее состояние. То есть сначала чтение и письмо задействуют почти все зоны мозга, а потом это доводится до автоматизма и делается неосознанно.
Как быстро ребенок овладеет письменной речью, зависит от владения устной. Начальный этап овладения письмом и чтением происходит на основе анализа звукового состава слов, которые будут предполагать уста­новление ассоциаций между звуком и буквой.
Эти аналитические способности опираются на возможность фонематического и речемоторного различия. Для этого в самом начале обучения все слова, которые пишутся, проговариваются вслух. Все люди, которые хорошо владеют письменной речью, нередко прибегают к этим приемам, если встречаются с мало употребляемыми или трудными по звуковой составляющей словами. За этим этапом устного анализа следует этап синтеза –последовательная запись букв, которые ребенок контролирует визуально, зрением.
Когда малыш читает, он анализирует слова глазами, переводит буквы в звук и произносит их в правильном порядке, а весь этот процесс управляется пониманием смысла слова, которое прочиталось. Ребенка обучают в несколько этапов, пока он не выработает навыки беглого и осмысленного прочтения текста. При этом конечный период предыдущих этапов перекрывает начальный этап следующего, получаются некие переходные периоды. Способности читать и писать тесно связаны между собой и очень влияют на развитие друг друга.

В процессе чтения дети осуществляют две основные задачи:
- декодируют, то есть распознают, понимают графическую запись слова, переводя ее в устную языковую речь.
- понимают весь текст, улавливают его смысл.

Декодирование или распознавание текста в начале обучения чтению происходит путем проведения нескольких действий – ребенок определяет звуко-буквенные соответствия, складывает их в слоги, а затем воссоздает звуковой облик слова целиком. Сложнее всего ребенку дается второй и третий этап.

Выделяются четыре стадии в освоении навыков чтения, которые отличаются по психологической составляющей:
- дети овладевают звуко-буквенными обозначениями,
- начинают послогово читать;
- формируются синтетические приемы чтения;
- ребенок правильно читает.


В быстром овладении звуками и их буквенными обозначениями успех возможен только при достаточном формировании следующего:
- фонематическое восприятие (то есть дифференциация, различение звуков);
- фонематический анализ (возможность выделения отдельных звуков из контекста речи);
- зрительный анализ и синтез (способность определить сходства и различия букв);
- пространственные представления;
- зрительный мнезис (возможность запомнить зрительный образ буквы).


Родителям нужно понять, что для малыша, который только начал читать, буквы являются не простыми графическими элементами, а сложными по графическому составу объектами, которые состоят из нескольких деталей, различным образом расположенных по отношению друг к другу в пространстве.
Чтобы ребенок отличил нужную букву от всех других, особенно тех, которые похожи по начертанию, ему нужно провести зрительный анализ каждой буквы, разложив ее на составные элементы. Отличия во многих буквах лежат в пространственной позиции нескольких элементов по отношению друг к другу, поэтому усвоить зрительный образ буквы ребенок может только если у него достаточно развиты пространственные представления.

Когда ребенок усвоил букву, он сможет читать слоги или слова, где она есть, но на этом этапе единица его зрительного восприятия при чтении – именно буква. Он сначала воспринимает букву, которая идет в слоге первой, производит соотношение ее со звуком, затем распознает вторую букву, после чего объединяет их в слог.

Ребенок может воспринять зрительно не слово или слог в целом, а отдельные буквы, которые потом складывает в слова. Все современные методики по обучению чтению изначально предусматривают послоговый тип восприятия читаемого. После того, как ребенок зрительно узнает буквы слога, он начинает прочитывать весь слог слитно, целиком.

Основная трудность этого этапа процесса чтения – слияние букв в слоги, а слогов в слова. Чтобы малыш слитно прочитал слог, он должен представлять этот слог в своей устной речи, чтоб он состоял из этих же звуков, а эти звуки следовали бы друг за другом в этой же последовательности, в которой написаны буквы в письменном слоге. Это значит, ребенок иметь способность к анализу звукового состава слога и слов из устной речи.

Скорость чтения в это период очень низкая и определяется составом слогов в читаемых словах. Простые слоги с одной гласной и одной согласной ребенок читает быстрее, чем слоги, где есть две согласные буквы.

Пока ребенок отделяет понимание прочитанного от зрительного образа слова, осознание смысла приходит только после того, как слово прочитано вслух. Даже прочитанное вслух слово ребенок не всегда может осознать сразу, то есть соотнести со знакомым ему словом из устной речи. Чтобы узнавать прочитанные слова, ребенок часто повторяет их вслух и про себя. Так же осваивается и чтение предложений – все слова в предложении дети читают изолированно, поэтому понять смысловые связи слов им поначалу очень трудно.

При послоговом чтении распознавание букв и слия­ние звуков в слоги происходит уже без затруднений. Единица чте­ния теперь слог, который при чтении достаточно легко отождествляется с соответствующим ему звуковым сочетанием. Скорость чтения пока остается низкой: дети читают слово по слогам, затем объединяют слоги в слова, а затем осмысливают прочитанный текст. Остаются сложности в синтезе, объединении слогов в слова, особенно когда читается длинное или сложное по структуре слово. Есть трудность при установлении грамматической связи слов в составе предло­жения.

По мере прочтения появляются смысловые догадки, особенно когда ребенок дочитывает конец слова. Часто ребенок повторяет только что прочитанные слова, особенно если они длинные или трудные для прочтения. Объясняется это тем, что слова, прочитанные по слогам, являются специально разделенными на составные детали и становятся не похожими на соответствующие слова из устной речи, поэтому они не сразу узнаются и осмысливаются. При повторении ребенок пробует узнавать прочитанные слова, соотнести их с известными ему словами в разговорном языке. Кроме этого, при повторении слов во время чте­ния ребенок пытается выстроить теряемую им смысловую связь в предложении. Понимание прочитанного запаздывает по сравнению со зрительным восприятием, следует за ним, а не сливается, как у взрослых.

Формирование активных приемов чтения – это новая ступень в развитии, переход от аналитического чтения к синтетическому с пониманием смысла. Простые и знакомые ему слова ребенок читает целостно, а малознакомые и трудные – пока еще по слогам и вслух. Более зрело соединение слов в предложении, увеличивается скорость чтения. Смысловые догадки начинают играть более значительную роль, однако дети еще не могут быстро и точно контроли­ровать догадки при помощи зрительного восприятия. Поэто­му они часто заменяют слова или окончания слов, то есть проявляют признаки угадывающего чтения. Как результат угадывания наблюдается расхождение прочитанного с тем, что напечатано, появляется множество ошибок. Неточности при чтении приводят к частым возвратам к прочитанному ранее, чтобы исправлять, уточнять или контролировать себя. Догадки имеют место лишь в преде­лах одного предложения, но не всего текста.

При переходе к синтетическому чтению ребенок применяет целостные приемы – читает словами или группами слов. Главной для него становится не техническая сторона процесса чтения, которая связана со зрительной частью восприятия, а смысл и его понимание при прочтении. В этот период происходит не только соединение слов в предложении, как на предыдущем этапе, но и соединение фраз в единый контекст. Смысловые догадки строятся уже по содер­жанию прочитанных предложений, воспринимается смысл всего текста. Ошибок становятся немного, так как ребенок уже хорошо контролирует процесс чтения. Скорость чтения довольно высокая, но могут встречаться труд­ности в соединении слов в предложения или синтезе предложений. Полностью понимать прочитанное ребенок может тогда, когда ему знакомы значения всех слов и понят­на связь между словами каждого предложения.

Полное понимание прочитанного текста станет возможным только тогда, когда будет достигнут достаточный урове­нь в развитии лексики и грамматической стороны речи.

 




© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.



Дата: 08 января 2012

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Оценка: 5 средняя оценка: 5 (голосов: 1)
Поместить ссылку в:

Статьи по теме:

Инсектная аллергия (на укусы насекомых). Часть 1.
Рекомендуем прочесть!

Детская фантазия
Рекомендуем прочесть!

Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
От года до 3-х
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты