Отправка сообщения о замеченной ошибке

Адрес страницы:
//crazymama.ru/article.php?a=1&id_article=1589&id_cat=4


Ошибка:



Комментарий:



ввести контактные данные войти на сайт под своим логином


Сообщение об ошибке отправлено
МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
Наш клуб
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
Развитие речи детей до 4 лет. / Речевое развитие / От года до 3-х / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

Развитие речи детей до 4 лет.
Развитие речи детей до 4 лет.

 



После того, как малышу исполняется год, родителей начинает волновать его речевое развитие. Многие начинают сравнивать своего ребенка с другими: «А что, ваш уже говорит?» Часто сравнение заканчивается в пользу чужого карапуза, и неизбежно возникают сомнения: все ли нормально с речью, не задерживается ли развитие, а может быть, требуется лечение?

Развитие устной речи у детей имеет свои особенности, кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Часто, если ребенок отстает от нормы, описанной в различных пособиях, родители начинают сильно волноваться. Однако, описанные в книгах нормы условны – это относительные сроки, на которые стоит ориентироваться только приблизительно. Но оценить общее развитие в принципе можно.
Поговорим о возрастных особенностях формирования речи ребенка, о том, на что нужно обращать внимание родителям, оценивая речевое развитие малыша.



Речь в возрасте до года.


Первый год жизни ребенка называют доречевым развитием. В этот период происходят процессы подготовки к дальнейшему овладению речью. С момента рождения основные «речевые» элементы ребенка – это крик или плач, которые, конечно, далеки от речи в общечеловеческом понимании. Но это позволяет ребенку хоть как-то подавать сигналы родителям, он «говорит» им, что ему дискомфортно – что-то болит, мокрый или голоден. В момент плача или крика тренируются отделы речевого аппарата – дыхательный, артикуляционный и голосовой. Голосовыми реакциями малыша также считаются чихание, кашель, зевание и звук при сосании. Иногда малыш начинает издавать отдельные звуки гортанного характера – что-то среднее между звуками А и Э.
Повышение интереса к речи родителей появляется с 4-5 недель жизни и выражается реакцией сосредоточения – когда мама или папа наклоняются над крохой, ласково с ним говорят, он перестает плакать, замирает и прислушивается. К пятой-восьмой неделям в ответ на обращение взрослых малыш начинает улыбаться. Причем в пять-шесть недель это будут реакции «ротового внимания» – малыш замира­ет, по круговым мышцам рта прокатываются едва заметные сокращения, в результате чего губки слегка выпячиваются. Примерно в восемь не­дель кроха наградит ваши труды настоящей улыбкой. К трем месяцам это перерастает в заливистый смех. Кроме того, примерно с месячного возраста дети начинают успокаиваться, слыша любимую колыбельную.
Примерно с 1,5-2 месяцев ребенок начинает отвечать отдельными гортанными зву­ками – гуканьем (или начальным гулением). Истинные проявление гуления или певучее гуление начнет появляться к 2-3 месяцам – ребенок издает протяжные гласные звуки, когда находится в спокойном расположении духа.
Примерно к полугоду издаваемые малышом звуки начнут усложняться – появятся их сочетания – «ба», «ма», «па», «та», «га». Если понаблюдать за крохой, можно заметить, что он прислушивается к самому себе и пробует сам себе подражать, произносит звуки цепочками, сочетая их по-разному. Процесс самоподражания при гулении – это новый качественный навык психомо­торного развития ребенка.
В возрасте 5-6 месяцев гуление постепенно начинает переходить в стадию лепета – это произнесение ясных и чет­ких речевых звуков. Первые попытки лепета будут состоять из короткой цепочки слогов: «ба-ба-ба, та-та-та, ма-ма-ма». Такую лепетную цепочку родители порой выдают за осмысленные слова, но они, ко­нечно, пока сильно ошибаются.
В девять месяцев в лепете появляются новые звуки, интонации, он состоит из длинных рядов слогов. Лепетом малыш отвечает на голосовые обращения к нему взрослого и сопровождает различные действия с предметами или игры.
К возрасту 9 месяцев малыш демонстрирует понимание обращенного к нему слова, реагирует, когда его зовут по имени, воспринимает отдельные словес­ные команды и выполняет просьбы – «открой ротик», «дай ручку». Малыш по просьбе поцеловать маму может прижиматься щечкой к маминой щеке, может поднимать голову или искать взглядом лампу на вопрос: «где лампочка?», может искать игрушку, которую спрятали у него на глазах. Он понимает сло­во «нельзя» и перестает тянуться к каким-либо предметам или прекращает брать его в рот.
Детишки возраста 9-10 месяцев начинают применять активную форму лепета, состоя­щего из 4-5 слогов и даже больше. Малыш пытается повторять за взрослыми но­вые слоги, которых он раньше не говорил, хорошо копирует интонации, воспроизводит мелодические схемы из знакомых ему фраз, приветствует. Ему нравится произносить различные звуки восклицаний или междометий: «ого», «ой», «ах», он сопровождает их выразительными мимикой или жестами.
Детки 11-12 месяцев зачастую обращают пристальное внимание на ли­ца говорящих с ними взрослых, начинают кивать головкой, если согласны с ними, или качают или мотают головой при несогласии или отрицании. Такие жесты дети употребляют в от­вет на простые вопросы взрослых – «хочешь кушать?», «дать игрушку?». Из слогов, которые входят лепет, появляются первые слова малыша «ма-ма-ма – «мама». У детей вырабатываются условные речевые реакции на каждый определен­ный предмет, другими словами, чтобы обозначить конкретный предмет, ребенок начинает пользоваться звуковыми сочетаниями, например: говорит на ма­шину «би-би» и др. Параллельно этому дети, как правило, проявляют новые интересы – им нравится рассматривать книги с картинками. Они узнают на картинке знакомый предмет или показывают его по просьбам родителей, обозначая их значение лепетным словом. В один годик малыш понимает и может выполнять около 5-10 простых инструкций: «принести что-то», «открыть дверь», «дать чашку».
К годику в словаре ребенка обычно бывает около 10-12 слов, иногда и боль­ше – баба, киса, мяу, бэ и др., имеющие конкретные значения. В это время доречевой этап развития малыша заканчива­ется.



Развитие речи в один-два годика.

Во второй год жизни речь превращается в средство коммуникации, сочетания звуков и слова выступают в роли средств общения, происходит формирование экспрессивной речи. Но перед активным произнесением слов должно сформироваться понимание речи. Из-за этого объем слов, понятных крохе – то есть его пассивный словарик – боль­ше, чем количество слов, которые ребенок говорит – активного словаря.
Самый важный показатель развития речи в возрасте полутора-двух лет – это не столько количество произносимых слов, сколько понимание ребенком того, что ему говорят. Дети должны внимательно и с интересом слушать родителей, пони­мать, что им говорят, узнавать по названиям многие вещи и кар­тинки. Также они могут выполнять простые бытовые просьбы и инструкции.
Параллельно идет развитие речевых умений и навыков, пополняется словарь ребенка. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, однако различие между полами начинает стираться после двух лет. В два года в ак­тивном словаре у нормально развивающегося малыша насчиты­вается 250-300 слов. При этом недостатки в произношении он пока еще не замечает. Словарь малыша в полтора-два года в основном состоит из существительных – это имена, названия игрушек, знакомые предме­ты, домашняя обстановка, одежда, животные и части тела.
Постепенно появляются повелительные глаголы: «дай», «иди», «отдай». Глаго­лы очень важны – с помощью них начинает развиваться разговорная фразовая речь. Помимо существитель­ных и глаголов, дети должны понимать и иметь в употреблении несколько прилагательных, они могут выделить в речи свойства предметов – «большой» или «маленький».
В полтора-два годика у детей начинаются процессы образования речевых фраз. Вначале это простая фраза из двух-трех слов, позже – больше. Причем пока еще порядок слов в предложении малыш не соблюдает, а сама фразы может начинаться с самых значимых для него слов: «Мама, би-би дай», «Мамима гуять идеть» (Максим идет гулять).
В конце второго года жизни речь становится основным средством для общения, происходит увеличение словарного запаса, сами же слова начинают приобретать обобщающие значения. Ребенок должен использовать простую фразовую речь, пока не употребляя предлоги, падежи и окон­чания, не согласуя слова.



Развитие речи в два-три годика.


В словаре ребенка быстро возрастает количество слов – к трем годам их может быть до 800-1000. Происходит так потому, что жизнь детей становится более сложной и разнообразной, происходит знакомство с предметами и их свойствами, устанавливаются логические связи между действием и предметом. Развивается мышление, спо­собность обобщать предметы. Дети активнее пользуются глаголами и описывают качества прилагательными. С помощью прилагательных дети обозначают не только размер предмета, но называют их цвет, качест­во, свойство, форму – игрушка красная, плохая, горячая, круглая. В речь входят местоимения и предлоги. Произносит слова ребенок уже более точно, поэтому его разговор начинает понимать не только близкая родня, но и те люди, которые не общаются с ним постоянно. Взрослые должны обращать внимание на слоговый строй слов, не допускать сокращений или искажений слов: например, вместо «бабочки» говорить нельзя «баба», – учить проговаривать все слоги. Допустимы возможные искажения («ба-би-ська»).
В это время родителям не стоит допускать в своем разговоре упрощения слов – говорить «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла». Если окружающие ребенка люди будут употреблять детские «сюсюкающие» слова, то позже ма­лыш будет с большим трудом осваивать полноценную речь.
Чтобы ребенок умел правильно говорить, ему нужно осво­ить грамматические формы. Малыш начинает употреблять су­ществительные в винительном, дательном, творительном па­дежах, различает множественное число, пробует изменять глагол по роду, времени, числу и лицу. Путь к правильной грамматике происходит путем ошибок, исправленных родителями. Дети в этом возрас­те постоянно допускают ошибки в определении рода, числа и падежа су­ществительного, не всегда правильно употребляют союзы и предлоги.
О произносительной стороне речи ре­бенка судят только тогда, когда малыш накопит значи­тельные запасы слов. Появление и порядок новых звуков по времени неодинаково. В три года дети имеют право неправильно произносить звуки. Свистящие, шипящие и звуки Р и Л обычно пропускаются или заменяются на мягкие.



Возраст ребенка от трех до четырех лет.


Словарный запас детей увеличивается к четырем годам, теперь ребенок знает примерно 1500-2500 слов. Значение произносимых слов становится бо­лее точным. Ребенок может много говорить самостоятельно, любит послу­шать стишки, запомнит и расска­жет прочитанную сказку.
В этом возрасте для детей нормально сохранять недостатки произношения многих слов, особенно длинных или малознакомых. Наблюдаются сокращения слов («сипед» – велосипед, «атабиль» – автомобиль, «мицинел» – милиционер), перестанов­ки звуков в слове («певрый» – первый), пропуски согласных звуков при их стечении – ребенок произносит лишь один из двух-трех рядом стоящих согласных звуков («мачик» – маль­чик, «босой мальчик» – большой мальчик, «девича» – де­вочка). При стечении согласных между ними могут вставлять­ся дополнительные гласные («корабель» – корабль, «не зинаю» – не знаю).


Грамматический строй.


Трехлетние дети говорят коротки­ми фразами, которые состоят из трех-четырех слов. Фразовая речь имеет определенные несовершенства: неправильный порядок слов («я хочу нет»), ошибки в согласо­вании слов («один колесо», «у меня много подругов»).
В процессе усвоения грамматического строя речь детей постепенно становится все более развернутой, а высказыва­ния удлиняются. К 4-м годам дети изъясняются развер­нутыми предложениями, включающими почти все части речи. Наиболее употребительной формой высказывания становится простое распространенное предложение («Я куклу в такое кра­сивое платье одела». «Я стану большим сильным дядей».).
Звукопроизношение характеризуется рядом особенностей. Согласные произносятся смягченно («лёзецька» – ложечка). Свистящие звуки «С, 3, Ц» произносятся недостаточно чет­ко, пропускаются («абака» – собака, «амок» – замок) или заменяются («фобака» – собака, «вамок» – замок, «фыпле-нок» – цыпленок, «тобака» – собака, «дамок» – замок, «тветок» – цветок). Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» – шапка, «ук» – жук) или за­меняются («лосадка» – лошадка, «сапка», «фапка» – шапка, «зук», «нозик» – ножик, «вук» – жук, «оцки», «отьки» – оч­ки, «сетка», «тетка» – щетка). Звуки Л и Р пропускаются («ампа» – лампа, «ыба» – ры­ба, «ука» – рука) или заменяются («лямпа», «йампа» – лампа, «люка», «йука» – рука).

 




© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.



Дата: 05 января 2012

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Оценка: 5 средняя оценка: 5 (голосов: 1)
Поместить ссылку в:

Статьи по теме:

Игры для детей от 1 до 3 лет

Диагностика болезней по состоянию языка ребенка.
Рекомендуем прочесть!

Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
От года до 3-х
 Игры и игрушки
 Питание
 Развитие ребенка
 Речевое развитие
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты