После того, как малышу исполняется год, родителей начинает волновать его речевое развитие. Многие начинают сравнивать своего ребенка с другими: «А что, ваш уже говорит?» Часто сравнение заканчивается в пользу чужого карапуза, и неизбежно возникают сомнения: все ли нормально с речью, не задерживается ли развитие, а может быть, требуется лечение?
Развитие устной речи у детей имеет свои особенности, кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Часто, если ребенок отстает от нормы, описанной в различных пособиях, родители начинают сильно волноваться. Однако, описанные в книгах нормы условны – это относительные сроки, на которые стоит ориентироваться только приблизительно. Но оценить общее развитие в принципе можно.
Поговорим о возрастных особенностях формирования речи ребенка, о том, на что нужно обращать внимание родителям, оценивая речевое развитие малыша.
Речь в возрасте до года.
Первый год жизни ребенка называют доречевым развитием. В этот период происходят процессы подготовки к дальнейшему овладению речью. С момента рождения основные «речевые» элементы ребенка – это крик или плач, которые, конечно, далеки от речи в общечеловеческом понимании. Но это позволяет ребенку хоть как-то подавать сигналы родителям, он «говорит» им, что ему дискомфортно – что-то болит, мокрый или голоден. В момент плача или крика тренируются отделы речевого аппарата – дыхательный, артикуляционный и голосовой. Голосовыми реакциями малыша также считаются чихание, кашель, зевание и звук при сосании. Иногда малыш начинает издавать отдельные звуки гортанного характера – что-то среднее между звуками А и Э.
Повышение интереса к речи родителей появляется с 4-5 недель жизни и выражается реакцией сосредоточения – когда мама или папа наклоняются над крохой, ласково с ним говорят, он перестает плакать, замирает и прислушивается. К пятой-восьмой неделям в ответ на обращение взрослых малыш начинает улыбаться. Причем в пять-шесть недель это будут реакции «ротового внимания» – малыш замирает, по круговым мышцам рта прокатываются едва заметные сокращения, в результате чего губки слегка выпячиваются. Примерно в восемь недель кроха наградит ваши труды настоящей улыбкой. К трем месяцам это перерастает в заливистый смех. Кроме того, примерно с месячного возраста дети начинают успокаиваться, слыша любимую колыбельную.
Примерно с 1,5-2 месяцев ребенок начинает отвечать отдельными гортанными звуками – гуканьем (или начальным гулением). Истинные проявление гуления или певучее гуление начнет появляться к 2-3 месяцам – ребенок издает протяжные гласные звуки, когда находится в спокойном расположении духа.
Примерно к полугоду издаваемые малышом звуки начнут усложняться – появятся их сочетания – «ба», «ма», «па», «та», «га». Если понаблюдать за крохой, можно заметить, что он прислушивается к самому себе и пробует сам себе подражать, произносит звуки цепочками, сочетая их по-разному. Процесс самоподражания при гулении – это новый качественный навык психомоторного развития ребенка.
В возрасте 5-6 месяцев гуление постепенно начинает переходить в стадию лепета – это произнесение ясных и четких речевых звуков. Первые попытки лепета будут состоять из короткой цепочки слогов: «ба-ба-ба, та-та-та, ма-ма-ма». Такую лепетную цепочку родители порой выдают за осмысленные слова, но они, конечно, пока сильно ошибаются.
В девять месяцев в лепете появляются новые звуки, интонации, он состоит из длинных рядов слогов. Лепетом малыш отвечает на голосовые обращения к нему взрослого и сопровождает различные действия с предметами или игры.
К возрасту 9 месяцев малыш демонстрирует понимание обращенного к нему слова, реагирует, когда его зовут по имени, воспринимает отдельные словесные команды и выполняет просьбы – «открой ротик», «дай ручку». Малыш по просьбе поцеловать маму может прижиматься щечкой к маминой щеке, может поднимать голову или искать взглядом лампу на вопрос: «где лампочка?», может искать игрушку, которую спрятали у него на глазах. Он понимает слово «нельзя» и перестает тянуться к каким-либо предметам или прекращает брать его в рот.
Детишки возраста 9-10 месяцев начинают применять активную форму лепета, состоящего из 4-5 слогов и даже больше. Малыш пытается повторять за взрослыми новые слоги, которых он раньше не говорил, хорошо копирует интонации, воспроизводит мелодические схемы из знакомых ему фраз, приветствует. Ему нравится произносить различные звуки восклицаний или междометий: «ого», «ой», «ах», он сопровождает их выразительными мимикой или жестами.
Детки 11-12 месяцев зачастую обращают пристальное внимание на лица говорящих с ними взрослых, начинают кивать головкой, если согласны с ними, или качают или мотают головой при несогласии или отрицании. Такие жесты дети употребляют в ответ на простые вопросы взрослых – «хочешь кушать?», «дать игрушку?». Из слогов, которые входят лепет, появляются первые слова малыша «ма-ма-ма – «мама». У детей вырабатываются условные речевые реакции на каждый определенный предмет, другими словами, чтобы обозначить конкретный предмет, ребенок начинает пользоваться звуковыми сочетаниями, например: говорит на машину «би-би» и др. Параллельно этому дети, как правило, проявляют новые интересы – им нравится рассматривать книги с картинками. Они узнают на картинке знакомый предмет или показывают его по просьбам родителей, обозначая их значение лепетным словом. В один годик малыш понимает и может выполнять около 5-10 простых инструкций: «принести что-то», «открыть дверь», «дать чашку».
К годику в словаре ребенка обычно бывает около 10-12 слов, иногда и больше – баба, киса, мяу, бэ и др., имеющие конкретные значения. В это время доречевой этап развития малыша заканчивается.
Развитие речи в один-два годика.
Во второй год жизни речь превращается в средство коммуникации, сочетания звуков и слова выступают в роли средств общения, происходит формирование экспрессивной речи. Но перед активным произнесением слов должно сформироваться понимание речи. Из-за этого объем слов, понятных крохе – то есть его пассивный словарик – больше, чем количество слов, которые ребенок говорит – активного словаря.
Самый важный показатель развития речи в возрасте полутора-двух лет – это не столько количество произносимых слов, сколько понимание ребенком того, что ему говорят. Дети должны внимательно и с интересом слушать родителей, понимать, что им говорят, узнавать по названиям многие вещи и картинки. Также они могут выполнять простые бытовые просьбы и инструкции.
Параллельно идет развитие речевых умений и навыков, пополняется словарь ребенка. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, однако различие между полами начинает стираться после двух лет. В два года в активном словаре у нормально развивающегося малыша насчитывается 250-300 слов. При этом недостатки в произношении он пока еще не замечает. Словарь малыша в полтора-два года в основном состоит из существительных – это имена, названия игрушек, знакомые предметы, домашняя обстановка, одежда, животные и части тела.
Постепенно появляются повелительные глаголы: «дай», «иди», «отдай». Глаголы очень важны – с помощью них начинает развиваться разговорная фразовая речь. Помимо существительных и глаголов, дети должны понимать и иметь в употреблении несколько прилагательных, они могут выделить в речи свойства предметов – «большой» или «маленький».
В полтора-два годика у детей начинаются процессы образования речевых фраз. Вначале это простая фраза из двух-трех слов, позже – больше. Причем пока еще порядок слов в предложении малыш не соблюдает, а сама фразы может начинаться с самых значимых для него слов: «Мама, би-би дай», «Мамима гуять идеть» (Максим идет гулять).
В конце второго года жизни речь становится основным средством для общения, происходит увеличение словарного запаса, сами же слова начинают приобретать обобщающие значения. Ребенок должен использовать простую фразовую речь, пока не употребляя предлоги, падежи и окончания, не согласуя слова.
Развитие речи в два-три годика.
В словаре ребенка быстро возрастает количество слов – к трем годам их может быть до 800-1000. Происходит так потому, что жизнь детей становится более сложной и разнообразной, происходит знакомство с предметами и их свойствами, устанавливаются логические связи между действием и предметом. Развивается мышление, способность обобщать предметы. Дети активнее пользуются глаголами и описывают качества прилагательными. С помощью прилагательных дети обозначают не только размер предмета, но называют их цвет, качество, свойство, форму – игрушка красная, плохая, горячая, круглая. В речь входят местоимения и предлоги. Произносит слова ребенок уже более точно, поэтому его разговор начинает понимать не только близкая родня, но и те люди, которые не общаются с ним постоянно. Взрослые должны обращать внимание на слоговый строй слов, не допускать сокращений или искажений слов: например, вместо «бабочки» говорить нельзя «баба», – учить проговаривать все слоги. Допустимы возможные искажения («ба-би-ська»).
В это время родителям не стоит допускать в своем разговоре упрощения слов – говорить «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла». Если окружающие ребенка люди будут употреблять детские «сюсюкающие» слова, то позже малыш будет с большим трудом осваивать полноценную речь.
Чтобы ребенок умел правильно говорить, ему нужно освоить грамматические формы. Малыш начинает употреблять существительные в винительном, дательном, творительном падежах, различает множественное число, пробует изменять глагол по роду, времени, числу и лицу. Путь к правильной грамматике происходит путем ошибок, исправленных родителями. Дети в этом возрасте постоянно допускают ошибки в определении рода, числа и падежа существительного, не всегда правильно употребляют союзы и предлоги.
О произносительной стороне речи ребенка судят только тогда, когда малыш накопит значительные запасы слов. Появление и порядок новых звуков по времени неодинаково. В три года дети имеют право неправильно произносить звуки. Свистящие, шипящие и звуки Р и Л обычно пропускаются или заменяются на мягкие.
Возраст ребенка от трех до четырех лет.
Словарный запас детей увеличивается к четырем годам, теперь ребенок знает примерно 1500-2500 слов. Значение произносимых слов становится более точным. Ребенок может много говорить самостоятельно, любит послушать стишки, запомнит и расскажет прочитанную сказку.
В этом возрасте для детей нормально сохранять недостатки произношения многих слов, особенно длинных или малознакомых. Наблюдаются сокращения слов («сипед» – велосипед, «атабиль» – автомобиль, «мицинел» – милиционер), перестановки звуков в слове («певрый» – первый), пропуски согласных звуков при их стечении – ребенок произносит лишь один из двух-трех рядом стоящих согласных звуков («мачик» – мальчик, «босой мальчик» – большой мальчик, «девича» – девочка). При стечении согласных между ними могут вставляться дополнительные гласные («корабель» – корабль, «не зинаю» – не знаю).
Грамматический строй.
Трехлетние дети говорят короткими фразами, которые состоят из трех-четырех слов. Фразовая речь имеет определенные несовершенства: неправильный порядок слов («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).
В процессе усвоения грамматического строя речь детей постепенно становится все более развернутой, а высказывания удлиняются. К 4-м годам дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи. Наиболее употребительной формой высказывания становится простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела». «Я стану большим сильным дядей».).
Звукопроизношение характеризуется рядом особенностей. Согласные произносятся смягченно («лёзецька» – ложечка). Свистящие звуки «С, 3, Ц» произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» – собака, «амок» – замок) или заменяются («фобака» – собака, «вамок» – замок, «фыпле-нок» – цыпленок, «тобака» – собака, «дамок» – замок, «тветок» – цветок). Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» – шапка, «ук» – жук) или заменяются («лосадка» – лошадка, «сапка», «фапка» – шапка, «зук», «нозик» – ножик, «вук» – жук, «оцки», «отьки» – очки, «сетка», «тетка» – щетка). Звуки Л и Р пропускаются («ампа» – лампа, «ыба» – рыба, «ука» – рука) или заменяются («лямпа», «йампа» – лампа, «люка», «йука» – рука).
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.