Часть вторая. Основные правила закаливания.
Начинать закаливание ребенка можно практически в любом возрасте. Причем чем раньше начнете, тем здоровее будет организм.
Для каждого ребенка характерно индивидуальное состояние здоровья и физическое развитие. То, что может быть полезным одному, навредит другому. Поэтому закаливание следует начинать только после обследования и разрешения детского врача, если ребенок полностью здоров. В течение всего периода проведения закаливающих процедур нужно регулярно консультироваться с врачом и проверять их эффективность.
Чтобы закалить организм, нужно длительное время, большое терпение и настойчивость. За несколько дней результатов не добиться. Лучше всего начать в летний период, а затем уже закаляться систематически круглый год.
Эффекта от закаливания детей в раннем возрасте стоит ожидать, только если строго соблюдены основные правила, о которых мы сейчас и поговорим.
Систематичность закаливания.
Принцип систематичности подразумевает ежедневное выполнение процедур. Длительные перерывы в закаливании ослабляют или вовсе сводят на нет приобретенный защитный эффект. В основе этого принципа лежит условно-рефлекторный характер ответной сосудистой реакции. Повторное и регулярное закаливающее воздействие приводит к формированию стойкого рефлекса, который после прекращения процедур исчезает очень быстро – в дошкольном возрасте за 5-7 дней. Перерыв больше 10 дней полностью снимает все эффекты от закаливания.
Закаливание не проведешь «про запас», оно будет эффективным только если организм постоянно подкрепляется и тренируется. Обеспечивать систематическое проведение закаливания в течение года легче, когда оно полностью вписано в ежедневное расписание ребенка.
Закаливание рекомендуется начинать в теплые месяцы года, тогда само по себе длительное пребывание малыша в окружающей воздушной атмосфере в легкой одежде начинает тренировать его защитные силы. Затем тренировки проводят уже круглогодично, без перерывов. Подчиняясь правилу систематического повторения закаливающих воздействий, его уже нельзя отменить даже в случае легкого заболевания малыша, не сопровождающегося значительным нарушением его общего состояния. При недомоганиях просто примените слабо действующие методы.
В холодные месяцы тоже не нужно прекращать закаливающие процедуры. По мере того, как изменяются условия, связанные с сезонностью, или меняется характер погоды, варьируется назначение методов закаливания, но они не отменяются совсем. Например, душ или общее обливание, проводимое летом, можно заменить местным обливанием ног зимой, а общая воздушная ванна, проводимая в жаркий летний день, при похолодании заменяется частичным обнажением тела.
Постепенное увеличение воздействия.
Постепенно и последовательно наращивать интенсивность процедуры – обязательное условие правильного закаливания. Организм тренирует приспособительные механизмы тогда, когда перед ним ставятся новые задачи. Большим значением обладает постепенное увеличение сил закаливающих факторов. Это достигают разными способами – снижают температуру воды, либо увеличивают площадь, на которую воздействуют, или, наконец, удлиняют экспозицию. В любом случае нужно обеспечивать постепенный переход к более сильному раздражителю и обязательно контролировать реакцию ребенка на новый раздражитель.
Когда переходить от более легких воздействий на более сильные, определяет состояние конкретного малыша. На начальном этапе закаливания все воздействия сопровождаются выраженными реакциями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. По мере того, как повторяются все воздействия, эти реакции ослабевают и вновь могут нарастать, если усилить раздражающий фактор, например, начать использовать более холодную воду.
Помните: чтобы избежать переохлаждения, не допускайте очень резких смен температуры, однако надо учесть, что если их увеличить совсем незначительно, это не будет сопровождаться формированием закалки.
Каждый отдельный случай предоставляет выбор среднего значения между чрезмерно сильными и чрезмерно слабыми воздействиями. Например, если использовать более холодную воду, она должна вызвать кратковременное усиление пульса, увеличить глубину или частоту дыхания. Если этот эффект не достигается, значит, температура воды была снижена недостаточно. Если же участился пульс и появилось дрожание, наличие «гусиной кожи», то есть признаки переохлаждения, значит, вы снизили температуру воды чрезмерно или малыш еще не готов к смете температур.
Индивидуальный подход.
Этот фактор закаливания детей учитывает возраст и физическое развитие ребенка. При выборе дозировок и формы проведения закаливающей процедуры необходимо учитывать индивидуальные особенности организма.
Обратите внимание на здоровье малыша, какие он перенес заболевания – недавно и за всю жизнь, особенности его физического и психического развития, условия жизни.
Положительного эффекта от закаливания стоит ждать тогда, когда, исходя из общих приемов, которые разработаны для разных возрастов, вы будете осуществлять индивидуальное построение занятия, особенно если малыш ослабленный, часто болеющий, имеет хронические заболевания, либо он здоровый, но не закаленный. Основная методическая тактика – применение более щадящих воздействий и более аккуратное и постепенно увеличивающееся по силе тренирующее воздействие.
Результат тренировок малыша во время закаливания в определенной мере зависит от особенностей его высшей нервной деятельности. Малыш, имеющий сильный и уравновешенный тип центральной нервной системы, поддается тренировкам гораздо быстрее, чем слабый. Если поведение ребенка часто возбужденное, то ему будут полезны успокаивающие процедуры. Если преобладает торможение, ребенку назначаются возбуждающие процедуры.
Например, ребенка увлекают подвижные игры, спокойные занятия его утомляют, он неусидчив, часто отвлекается даже во время еды, особенно возбуждается перед сном, спит неспокойно и мало, а пробуждаясь, сразу проявляет активность. Такому ребенку не нужны бодрящие воздействия после сна (душ, общее обливание). Наоборот, ему полезны успокаивающие методы закаливания перед сном – теплая ванна, обтирание.
Другой ребенок почти все время проводит в спокойных играх, не проявляя интереса к подвижным, спит много и пробуждается медленно, сонлив. Ему полезны бодрящие методы (обливание, душ) сразу после сна, тогда ребенок активнее включается в режим.
Проведение закаливаний при оптимальном тепловом состоянии.
Все знают, что эффекта от тренировки функции теплорегуляции можно достигнуть при периодических действиях раздражающих агентов, а вот длительное перенапряжение приводит к истощению функции. Если малыш замерз, у него срабатывают защитные сосудистые реакции; тогда сформировать нужный ответ на закаливание не получится. Если ему жарко, включится усиленное потоотделение, тогда даже умеренные закаливающие воздействия могут привести к переохлаждению малыша, это происходит потому, что при увеличении влажности резко возрастет теплопроводность кожи. Таким образом, оптимальной ответной реакцией теплорегуляции можно добиться только в условиях теплового комфорта.
Применение всех закаливающих процедур должно быть только на фоне положительного эмоционального настроя ребенка. Закаливание нужно проводить только при хорошем настроении крохи, тогда проще вырабатываются положительные условные связи. Если во время первого сеанса закаливания малыш чувствует себя спокойным, то тогда и дальше ему всегда будут интересны эти процедуры, они будут ассоциироваться у него с хорошим настроением. Если ребенок чем-то расстроен, то лучше перенести закаливание на другое время или совсем отменить в этот день. В противном случае вырабатывается отрицательный условный рефлекс, и тогда в дальнейшем процедуры всегда будут вызывать у ребенка негатив и не принесут пользы.
Разнообразие средств и формы.
Такой подход к процедурам обеспечивает малышу всестороннее закаливание. Закаленность организма повышается только на тот раздражитель, воздействию которого ребенка многократно подвергали. Например, на повторные воздействия холода формируется повышение устойчивости только к нему, а повторные воздействия тепловых процедур, наоборот, формируют устойчивость к жаре. Все элементы закаливающих процедур разделяются на общее воздействие, когда закаливанию подвергают всю поверхность тела, и местное, направленное воздействие на отдельные участки тела. За счет сочетания общего и местного закаливания в значительной мере повышается устойчивость организма малыша к воздействию неблагоприятных внешних факторов.
Эффекты устойчивости к холоду проявляются на том участке, на которое оказывалось воздействие. Закаливание стоп не вызовет устойчивости к замерзанию туловища, и наоборот. Поэтому закаливающие воздействия необходимо комбинировать и направлять переменно на разные участки тела, чередовать общее и местное воздействие, направлять их на более чувствительные зоны тела – стопы, носоглотку.
Развитие устойчивости строго специфическое, т.е. ее вырабатывают именно на конкретные факторы или сочетания факторов, воздействию которых подвергался организм. Это означает, что закаливающие действия нужно изменять по силовой характеристике – делать слабее либо сильнее, менять продолжительность – они могут быть быстрыми, средними или медленными, изменять характер применения – только холод или сочетание его с физическими нагрузками. Эффективность от закаливания будет выше, если сочетать его с физической нагрузкой в виде упражнений или занятий такими видами спорта, как плавание, лыжи и коньки, легкая атлетика.
После выраженных физических, эмоциональных и психических нагрузок целесообразно уменьшать силу охлаждения.
Нарушение этих правил не только не приведет к положительному эффекту от закаливания, но может даже чрезмерно активировать нейроэндокринную систему и затем ее истощить. В лучшем случае мы не получим ожидаемого результата, в худшем – спровоцируем заболевание.
Основные условия закаливания в детском возрасте по проф. Г.Н. Сперанскому:
У малыша отсутствует беспокойство и плач во время процедуры, если это грудной и ранний возраст, малыш не боится процедур – если он старше. Ребенок хорошо себя чувствует после процедуры. Процедуры должны быть оптимальны по длительности применения и по возможности непрерывны. Многие из них рекомендуется сделать постоянными моментами в режиме ребенка. Внимательно наблюдайте за диетой ребенка во время всех закаливающих процедур, у него должны быть полноценное питание и нормальные прибавки в весе.
Необходимы большая постепенность проведения закаливания и постоянное усиление (дозировка) раздражающих воздействий (снижение температуры воздуха и воды и т.д.). По возможности старайтесь точно учитывать реакцию со стороны нервной системы, нет ли возбудимости, сонливости.
Не начинайте закаливание детей, имеющих острые заболевания, особенно повышенную температуру, падение веса, а также в тех случаях, когда ребенку не нравится применяемый вид закаливания.
Если ребенок заболевает, все закаливающие процедуры немедленно прекращаются. Снова приступить к закаливанию можно только после полного выздоровления, но применять его нужно очень осторожно: начинать опять с минимальных воздействий, постепенно усиливая их и начиная комбинировать различные способы закаливания.
В закаливании предполагается не только наличие закаливающих процедур, а целая группа мероприятий, которые надо осуществлять ежедневно. Нужно соблюдать воздушный режим, регулярно проветривать помещения, поддерживать температуру воздуха в границах нормы. Необходимо одевать детей так, чтобы обеспечить тепловой комфорт. Легкие костюмы с короткими рукавами и носки как постоянную одежду допускают при температуре воздуха в помещении до 23 °С. При более низкой температуре (18-22 °С) детям младшего дошкольного возраста можно одеть колготы, старшим – гольфы или легкие штанишки. Проводят физкультурные занятия в спортивной форме при температуре воздуха 17-18 °С, общие воздушные ванны длительностью 3-5 минут (во время переодевания ко сну) – это способ каждодневного закаливания воздухом. Его эффективно можно дополнить обязательными прогулками в любую погоду, причем одеть ребенка так, чтобы вещи не стесняли активную деятельность. Сюда же добавьте физкультурные занятия на воздухе. Закаливающим эффектом обладают ежедневные водные процедуры. Приучите детей по утрам мыть руки до локтя, уши, шею, верхнюю часть груди прохладной водой, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше – принимать душ.
Закаливание должно быть комплексным: желательно, чтобы замечательная триада – солнце, воздух и вода – работала в единстве. Если ребенка приучают только к холодной воде, это не значит, что сквозняков или холодного воздуха он перестанет бояться.
Медицинских противопоказаний к закаливанию нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры вредны ослабленным детям. Задача состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.
Далее поговорим подробно о каждом методе закаливания – воздухе, воде и солнце.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.