Когда ребенок начинает ходить, активно играть со своими игрушками, перед всеми родителями встает вопрос, как приучить его к порядку. Для детей чувство порядка – это врожденное чувство. Вы наверняка наблюдали ситуацию, когда малыш разбросал свои игрушки или вещи, а через некоторое время начинает искать свои вещи на том месте, на котором они обычно стоят. Для малышей в этом мире все новое и необычное. Огромное количество новых эмоций, знаний и впечатлений вызывает чувство хаоса, непонятности мира взрослых. Установленный порядок в вещах означает для них стабильность. Можно сказать, что порядок является потребностью. Конечно, то, что малыш пытается искать свои вещи на том месте, где они обычно стоят, это хорошо. Но как приучить малыша как раз к тому, чтобы вещи и находились на своих местах – будь то игрушка, книжки или одежда?
Для малышей любой вид деятельности является игрой. Поэтому и уборку нужно проводить в виде игры. Скажите малышу: «Убери свои игрушки на место!» Вы думаете, он послушается? Как бы не так. А если то же задание проделать вместе, например, закидывая игрушки в ящик и определить самого меткого? Такое задание выполнится «на ура». Как вы думаете, что интереснее – положить уставшую куклу спать, поставить все машинки в гараж или убрать игрушки, потому что уже поздно и пора ложиться спать?
Дети очень любят подражать взрослым. Так они учатся «взрослой» жизни, получают необходимые навыки. И препятствовать малышам совсем не стоит. Лучше затеять совместную уборку. Ребенок будет в восторге от своей сопричастности. Самое главное – не запрещать ребенку в раннем возрасте помогать. Если полуторагодовалый малыш хочет мыть посуду, а вы сказали ему: "Нет!", потому что боитесь, что он может разбить ее и что все вокруг будет мокрым, не удивляйтесь тому, что в более старшем возрасте ребенок будет отвечать вам отказом на ваши просьбы помочь с уборкой.
Не секрет, что поначалу малыши не столько помощники по дому, сколько сами источник беспорядка. Конечно, мама может сделать все быстрее и аккуратнее. И очень трудно не броситься помогать малышу, когда он пытается самостоятельно вытереть лужу или помыть посуду. Но пройдет совсем не много времени, и мама будет вознаграждена за свое терпение и доверие к маленькому человечку. Для ребенка важно придерживаться определенного режима дня. Если в режим дня внести определенные пункты по уборке, ребенок будет делать их более охотно и не «забывать» про их выполнение. Помощь по дому должна войти в привычку. У вас ничего не получится, если вы вдруг спохватившись, начнете активно приучать к труду школьника. Начинать надо с младенчества. Даже когда Катя была совсем маленькой, делая какую-либо домашнюю работу, я рассказывала дочке, что я делаю, а самое главное, для чего я это делаю.
Мы начинали с того, что Катя помогала мне вытирать пыль. Причем ей так понравился процесс, что она вытирала пыль всем, что попадалось под руку. Когда я мою ванную, Катя держит шланг душа и направляет струю туда, куда я прошу (это действительно большая помощь для меня). Мы вместе вынимаем продукты из холодильника и переносим в кухню (холодильник стоит в коридоре ввиду малогабаритности квартиры). После того как у швабры отломалась выдвигающаяся ручка, швабра стала «детской», и теперь мы моем полы вместе с дочкой. Обязанностью дочки является протереть стол после еды, и она обижается, если, забывшись, я сама протру стол от крошек. Очень любит пылесосить.
Совместное мытье посуды мы начинали с того, я что я мыла, а дочка вытирала ложки и вилки и раскладывала их на место (правда по отделениям сортировала потом я сама). Позже я стала доверять ей мыть чашки. В восторг приводила губка с моющим средством, которая обильно пенилась.
Когда то прочитала слова Марии Монтессори, дословно не помню, но смысл таков: "Вещи сами учат ребенка, можно сто раз сказать, что со стеклянной посудой нужно обращаться осторожно, иначе она может разбиться. Но разбитый стакан учит лучше всяких слов. При этом взрослые так привязаны к вещам, что за ними не замечают ребенка, и за разбитый грошовый стакан могут устроить такую выволочку, как будто он стоит сто миллионов».
Если ребенок плохо кушает, совместное приготовление еды может придать аппетита. Ребенок с радостью будет кушать то, что он «приготовил сам». Если дать ребенку раскатывать тесто, лепить фигурки из него, а после испечь то, что получилось, ребенок будет очень горд собою.
Таким образом, маленькие дела, сделанные вместе с мамой или папой, превращаются в увлекательную игру и сопровождаются щедрой родительской похвалой.
Несколько советов:
• Не стремитесь к идеальному порядку. Если ребенок вовлечен в игру, а вам вдруг пришлось срочно убрать, - не удивляйтесь, когда он будет протестовать этому.
• Игрушки каждый день убирайте в определенное время, когда игра явно должна заканчиваться: перед едой, сном, прогулкой. Малыш скоро привыкнет к такому ритму.
• Чтобы уборка не занимала много времени, придумайте удобные емкости для игрушек. Это могут быть пластиковые ящики, плетеные корзины или даже просто картонные коробки (их, кстати, можно очень красиво и оригинально оформить), а также открытые полки, легко доступные для ребенка.
Источник:
http://www.svetan.ru/uborka.html