Сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. По некоторым оценкам, органы внутренних дел ежегодно регистрируют 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Однако в реальности, эти показатели значительно выше. Закон охраняет детей от любых сексуальных покушений (sexual molestation), злоупотреблений (sexual abuse) и эксплуатации со стороны взрослых. По статьям 131 и 132 Уголовного кодекса РФ любые акты сексуального насилия в отношении несовершеннолетних наказываются значительно строже, чем если речь идет о взрослом потерпевшем. Карается также совершение развратных действий без применения насилия в отношении лиц, заведомо не достигших 14 лет (ст. 135), вовлечение несовершеннолетних в проституцию, совершение сексуальных действий, а также действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (ст. 242).
Что мы фактически знаем о проблеме сексуальной безопасности детей? Дети какого возраста чаще подвергаются нападениям? Какую роль в этих действиях играет сам ребенок? Кто чаще всего совершает сексуальные покушения на детей? Каковы долгосрочные последствия сексуального насилия или совращения? Как должны реагировать на подобные факты родители и воспитатели? Ни одна отдельно взятая научная дисциплина не может ответить на все эти вопросы, тем более, что вокруг них скопилось много ложных представлений и мифов.
Многие люди считают, что сексуальные покушения на детей редки и что их наличие свидетельствует о моральном распаде и деградации общества. На самом деле эти явления существовали всегда, уже древнейшие законодательства пытались положить им конец путем высоких денежных штрафов и иных наказаний. Некоторые действия, которые мы сегодня строго осуждаем, такие как оголение и сексуальное стимулирование ребенка (например, игра с гениталиями мальчика), в прошлом вообще не принимались всерьез и широко практиковались даже родителями и воспитателями.
Хотя сексуальные покушения на детей и подростков морально и юридически осуждаются, статистически они очень распространены. По американским данным, которые приводит ИС. Кон, каждая четвертая или пятая девочка и каждый седьмой или девятый мальчик моложе 18 лет подвергался каким-то сексуальным покушениям. Чаще всего пристают к подросткам, но четверть случаев приходится на долю детей младше 7 лет, т.е. детей дошкольного возраста.
Считается, большинство сексуальных покушений совершают посторонние люди, которых жертва не знает. На самом деле в четырех случаях из пяти в роли агрессора или совратителя выступают те, кого ребенок отлично знает, очень часто – это кто-то из старших членов его собственной семьи (братья и сестры, отцы и отчимы, матери).
Большинство совратителей - не педофилы, а обычные мужчины, женатые и имеющие детей. Отцы и отчимы, совращающие и насилующие собственных детей, к чужим детям, как правило, не пристают. По своему характеру это слабые, неуверенные в себе мужчины, которым трудно чувствовать себя на равных со взрослыми женщинами, даже с собственной женой. Ребенок привлекает их не столько своей сексуальной незрелостью и половой незавершенностью, сколько беззащитностью, - он зависит от взрослого, перед ним не стыдно показаться сексуально слабым и неумелым и даже проявить садистские наклонности, которых не потерпит жена. При этом срабатывают не только и не столько личностные, сколько ситуативные факторы. С сексуальными маньяками-убийцами у этих людей очень мало общего.
Вопреки мнению о том, что сексуальные покушения на детей совершаются главным образом в бедной, необразованной среде и неполных семьях, где дети хуже социально защищены и чаще являются жертвами всяческих злоупотреблений, сексуальные посягательства на детей происходят во всех слоях общества, с любым уровнем образования и дохода, во всех этнических и религиозных группах. Для девочек факторы повышенного риска: а) наличие отчима; б) сексуальная нетерпимость матери, которая всячески подавляет сексуальные интересы детей, наказывает за мастурбацию, разглядывание эротических картинок и т.д. По данным Финкелхора, такие материнские установки на 75 % увеличивают вероятность сексуального совращения дочери.
Субъективные реакции детей на сексуальный контакт со взрослым неоднозначны. Реакция зависит, прежде всего, от возрастной разницы между ребенком и взрослым, от общего характера взаимоотношений между ними и от конкретной ситуации контакта. Грубое насилие и причинение боли вызывают у ребенка страх и отвращение, тогда как эротическая игра, мастурбация, ласковые прикосновения к половым органам часто воспринимаются положительно. Совратители, взрослые или подростки, если только они не являются агрессивными психотиками, редко прибегают к насилию, предпочитая действовать уговорами или словесными угрозами. По данным американского национального опроса, проведенного Финкелхором с сотрудниками, физическая сила применялась только в 19% эпизодов с девочками и в 15% эпизодов с мальчиками. Действие, начавшееся под нажимом, нередко становится добровольным взаимодействием. Психологическая атмосфера и субъективный, личностный смысл этого взаимодействия важнее его сексуального содержания, которого ребенок зачастую не осознает.
Каковы долгосрочные последствия пережитых сексуальных травм? Как правило, детские травматические переживания полностью вытесняются из памяти, сохраняясь только в подсознании, и проявляются в различных неврозах. По данным ряда клинических исследований, некоторые женщины, которые в детстве были жертвами сексуального насилия или совращения, испытывают трудности в установлении интимных отношений с мужчинами, их сексуальные контакты лишены эмоциональной полноты и не приносят чувственного удовлетворения. Некоторые сексуально-травмированные дети, став взрослыми, отличаются пониженным самоуважением, гипертрофированными чувствами вины и стыда, чувством отчуждения от других, отвращением к прикосновениям, склонностью к пьянству и наркомании, высоким процентом самоубийств и предрасположенностью к виктимизации – к тому, чтобы становиться жертвами всякого рода неприятностей и злоупотреблений.
Взрослые, в первую очередь родители и учителя, должны знать, что сексуальная эксплуатация детей – большая и серьезная проблема. Наказывая или лаская детей, многие взрослые не сознают, что сами испытывают при этом сексуальные чувства и пробуждают такие же чувства у детей. Ребенка можно и нужно трогать, целовать, ласкать, но, по возможности, избегать стимулирования его эрогенных зон. Внимательно относясь к эмоциональным и сексуальным реакциям ребенка, нужно уважать его право контролировать собственное тело, избегая того, что ему неприятно или кажется унизительным.
Очень часто дети не рассказывают о том, что с ними происходит, из-за того, что боятся потерять своих родителей, боятся, что им не поверят или обвинят в произошедшем. Поэтому очень важно выслушать ребенка спокойно, поверить ему и постараться помочь решить проблему.
Признаки в поведении ребенка, которые могут указывать на сексуальное насилие:
1) Внезапное изменение характера. Например, тихий ребенок может стать агрессивным, или наоборот, общительный – замкнутым.
2)Внешнее выражение подсознательных чувств, а именно, агрессивное поведение по отношению к другим. Младшие дети во время игры могут представлять друзей или кукол насильниками. В детей постарше, подсознательные страхи проявляются злоупотреблением наркотиками или алкоголем.
3)Нарушения сна (бессонница или кошмары). Ребенок может внезапно стать одержимым идеей уединенности и желанием закрывать на ключ двери своей комнаты.
4)Отказ посещать определенное место или оставаться наедине с определенным человеком, нежелание общаться со сверстниками.
5)Возврат к инфантильному поведению (сосание пальца, энурез) или не по возрасту сексуализированное поведение.
6)Причинение вреда себе (частые порезы, ожоги), суицидальные попытки.
7)Жалобы на свое здоровье без указания конкретной причины, депрессия, генитальные травмы.
8) Изображение себя в рисунках слабым в присутствии кого-то сильного.
9)Изменение режима питания (переедание или недоедание). Часто у девочек-подростков, подвергшихся насилию, отсутствует аппетит или наоборот они стараются употреблять в пищу жирные продукты с целью набрать лишний вес, думая, что насильник в дальнейшем не проявит к ним интерес.
Сочетание перечисленных признаков может говорить о том, что ребенок подвергается сексуальному насилию. И, несмотря на то, что дети могут демонстрировать их по разным причинам, отличным от сексуального насилия, очень важно их не игнорировать.
На тот случай, если ребенок подвергся сексуальному нападению, есть несколько простых правил для взрослых:
1)Необходимо сохранять спокойствие. От реакции взрослых во многом зависит, как ребенок воспримет и переживет инцидент.
2)Важно внимательно относиться к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если эти факты не имели места, очень важно понять истоки его фантазии.
3)Разговор с ребенком. Нужно узнать точные факты, но не давить, не вымогать исповедь насильно, внимательно вслушиваться в то, что ребенок говорит сам, добровольно.
4)Необходимо успокоить ребенка, дать ему понять, что его любят и ни в чем не обвиняют. Важно избавить ребенка от чувства стыда и вины и как можно скорее возобновить его привычную деятельность.
5)В случае необходимости обратиться за профессиональной помощью – психологической, правовой и медицинской.
Правила, которые должен знать ваш ребенок:
-не вступать в разговоры с незнакомыми людьми - ни взрослыми, ни подростками, ни мужчинами, ни женщинами;
-не заходить в чужие подъезды, квартиры, на стройки, в подвалы, в любые безлюдные и укромные места, как бы его не уговаривали;
-не принимать угощение, игрушки и другие подарки от чужих людей, как бы сильно не хотелось;
-о подобных случаях немедленно рассказать родителям или тому взрослому, которому ребенок может доверять;
-не заходить в свой подъезд и не ездить в лифте с чужими людьми;
-если во время прогулок ребенок замечает чужого человека, настойчиво наблюдающего за детьми, пусть знает, что об этом нужно сообщить взрослым;
-если ребенку угрожает опасность, нужно громко кричать, не прекращая, пока опасность не минует;
-если ребенок один дома, то нельзя ни в коем случае открывать посторонним, даже если это милиция, почтальон, слесарь, знакомый от родителей.
Родители должны помнить, что лучшим способом защиты ребенка от сексуального насилия является профилактика возможного появления таких ситуаций. Вот несколько советов для родителей:
1.Не подвергайте ребенка опасности, оставляя его одного на улице, выпуская гулять без присмотра или посылая за поручениями.
2.Разбирайте с ребенком различные ситуации.
Практика правоохранительных органов показывает, что у жертвы всегда есть выбор. Во многих случаях она предвидит агрессию против себя, но по каким-то причинам ведет себя пассивно, даже не пытаясь оказать сопротивление. И чтобы ваш ребенок смог правильно оценить ситуацию и принять нужное решение, с ним нужно разбирать различные ситуации, в которых он может оказаться. Дайте возможность ребенку рассуждать, не перебивайте его, если вы боитесь забыть что-то из сказанного ребенком, сделайте пометки, а потом уже вместе разберите, какие ошибки были допущены в ходе рассуждения, и чем они могут обернуться в конкретной ситуации. С малышами можно проигрывать сказочные сюжеты, где ребенок с помощью взрослого будет моделировать возможные выходы из неприятной ситуации.
3.Учите детей навыкам безопасности.
Беседуя о том, как правильно переходить улицу, мы учим ребенка безопасному поведению на дорогах, а не тому, что может сделать с ним машина. Можно легко использовать эту логику в беседах о том, как избежать насилия. К сожалению, многие взрослые все время рассказывают детям о плохих незнакомцах и о том, какие ужасные вещи могут случиться с ними. Ребенок запомнит, какими опасными могут быть незнакомцы, но при этом не помнит урок о том, как избежать насилия.
Помните о том, что вам нужно сделать упор на навыках, которым вы обучаете ребенка, а не на опасности, подстерегающей его.
4.Определите безопасные и небезопасные секреты. Подготовка к празднованию дня рождения или другого торжества, которая держится в тайне, или спрятанный подарок - это безопасные секреты, они не заставляют ребенка испытывать чувство страха. Безопасные секреты, в конечном итоге, поверяются кому-нибудь. Безопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Безопасным секретом всегда нужно поделиться со взрослым, который поможет тебе.
5. Вместе с вашим ребенком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых. Безопасные взрослые - это взрослые, которые выслушают ребенка, поверят ему и помогут. Учителя, бабушка и дедушка, мама подружки или друга, сосед/соседка -все эти люди могут быть безопасными взрослыми для вашего ребенка.
6.Разрешите своему ребенку говорить слово «нет». Многие дети считают, что взрослому нельзя отказывать, и что их за это накажут. Однако, дети должны понять, и им нужно разрешить говорить «нет» любому взрослому, который пугает их своими просьбами или требованиями. Ребенок должен помнить, что его тело принадлежит только ему, взрослый помогает малышу заботиться о нем.
7.Взрослый должен дать понять ребенку, что его всегда выслушают, поверят и помогут. Это, наверное, одно из самых важных откровений, поскольку дети часто думают, что никто не поверит им. Родители должны разъяснить своим детям, что они хотят защитить их от зла.
Умение выслушать ребенка и поговорить с ним начистоту - вот из чего нужно исходить, чтобы выработать у ребенка навыки, которые помогут ему избежать насилия. Каждый из нас имеет право вырасти свободным от насилия.
Есть еще один аспект проблемы – эротизация детей, то есть создание среды, искусственно стимулирующей детскую сексуальность, которая может стать причиной развратных действий взрослых по отношению к ребенку. В силу особой психологической пластичности детства можно "развить" собственно сексуальную потребность ребенка практически любого возраста (что и предпринималось у некоторых народов в определенные эпохи для культовых и иных целей и предпринимается в настоящее время в разных странах для незаконного детского порнобизнеса). Сексуализируя детское сознание, дезориентируя ребенка в становлении его половой идентичности и формировании психологического пола, взрослые крадут у него ощущение его уникальности как мальчика или девочки, лишают его в будущем полноценных любовных переживаний - в том числе и сексуальных, формируют антисемейные и антиродительские установки. Сексуализация сознания ребенка - это в мистическом смысле лишение его целомудрия. Детское сознание по природе своей целомудренно, а целомудрие выполняет охранную функцию, защищая ребенка от опасности, нравственной грязи и заразы. Целомудрие - не столько физиологическая и не только нравственная, это категория мировоззренческая, отражающая целостность восприятия картины мира, что и обеспечивает охранительную функцию сознания. Отсюда "целительство" и "целомудрие" - понятия одного порядка, так же как "блуд" и "заблуждение".
Вместе с тем, эротизация детей противоречит традиционным культурным устоям, охраняющим чистоту и целомудрие ребенка. Во многих культурах, особенно в русской, испокон веков половое (сексуальное) просвещение детей было под запретом, нарушения его строго карались, при этом половое воспитание, как дифференцированное отношение к мальчику (девочке), осуществлялось практически с первых дней жизни ребенка и имело строгие предписания в соответствии с его биологическим полом. Руководства по поведению в интимной сфере давались взрослыми преимущественно перед вступлением в брак. Это обеспечивало формирование четкой половой идентичности ребенка и соответствие полоролевым моделям поведения, целомудренной половой морали и как следствие, самому высокому среди европейских государств уровню рождаемости, основанному на чадолюбии.
В отечественной и зарубежной науке дана резкая критика примитивным представлениям (бихевиоризм, фрейдизм) о ребенке как бездумном реагирующем механизме, стремящемся к жадному удовлетворению своих "сексуальных потребностей" (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.Ф.Обухова, А.Валон, Ш.Бюлер, Ж.Пиаже, Э.Эриксон и др.). Разработанные культурно-историческая теория и подходы многих выдающихся психологов детства с высокой и беспристрастной научной достоверностью доказывают необходимость и возможность овладения детьми собственным импульсивным поведением и возвышением собственных страстей до уровня эстетических и нравственно-духовных переживаний. Исходя из специфики детской психологии, категория пола - является самой первой личностной категорией, усваиваемой ребенком уже на первом году жизни. К трем годам ребенок хорошо ориентируется в половой принадлежности взрослых и детей, а также в степени соответствии их поведения (малыш 3-4 лет уверен, что, например, девочка не может играть в хоккей, а мальчик не должен вышивать цветы и т.п.). Для периода 5-6 лет характерна так называемая "половая сегрегация" - разделение групповой деятельности детей по признаку пола и некоторая "враждебность полов", которая является необходимым моментом собственного полового самосознания мальчика (девочки). В этот период детям должна быть предоставлена достоверная информация о сфере пола: представления о мужественности (женственности), ответственности за себя и своих близких, гордости за свою половую принадлежность. Информация о половой сфере должна быть пронизана историко-культурным контекстом полоролевых образцов поведения и форм половой социализации мальчиков и девочек, для того, чтобы дети имели представление о нормативах поведения и эстетического облика сверстников различных эпох и их соответствие современным моделям. Литературные и исторические герои, сказочные персонажи "доброго молодца и красной девицы", облегчающие процесс полоролевой идентификации ребенка с образцом, помогают утвердиться в собственной половой принадлежности.
Специалисты-медики утверждают: у нормально развивающегося ребенка (без гормональных нарушений) нет настоящей сексуальности и сексуальных интересов до подросткового возраста. Но по мере полового созревания такие интересы пробуждаются. В 5-6 лет среди прочих вопросов об устройстве окружающего мира ребенок задает вопрос: "Откуда берутся дети?". И продиктовано это естественным познавательным интересом. Родители уклоняются от ответа или реагируют слишком эмоционально? Тогда этот интерес и может стать нездоровым.
Современные родители нередко знакомы и со взглядами психоаналитиков на сексуальное воспитание. Согласно традиционному психоанализу, сексуальные потребности свойственны ребенку с младенчества. А подавление их ведет к психическим травмам и отзывается неврозами и проблемами в сексуальной жизни у взрослого человека. Психоаналитическая педагогика выступает против сексуальных запретов. Тем не менее, очевидно, что слишком свободное или, скажем, поощрительное отношение к исследовательской тяге детей своих половых органов может способствовать раннему и чрезмерному возбуждению сексуальности. Современные педагоги-психоаналитики предлагают выбирать между двумя крайностями.
Следует ли говорить ребенку правду? Да, конечно. Но в зависимости от возраста нужно давать ему ту часть информации, которую он в состоянии адекватно воспринять. Нельзя обрушивать на него всю информацию целиком. И выражения должны быть доступными детям. Родители могут спокойно брать в помощники современную литературу по сексуальным вопросам, изданную специально для детей. Те, кто давали своим детям читать французскую "Энциклопедию сексуальной жизни", потом встречали абсолютно спокойное отношение сына или дочери к этой теме. Если известен ответ на вопрос, интерес к нему угасает. "Задача взрослых - помочь ребенку открыто задавать любые вопросы... слышать их в момент, когда они задаются - в игре, в словах, в поведении ребенка, и отвечать на них по старому хорошему правилу: "Всегда правда, только правда", но не вся правда, сообразуясь с возможностями ребенка понимать ответ" (В. Каган).
Ребенок может не только задавать вопросы. Всем известны детские игры «в больницу» или «в маму и папу», в которых мальчики и девочки делают уколы, исследуют интимные части тела, имитируют постельные сцены. В возрасте 5-6 лет половое любопытство – нормальное явление. Эротически окрашенные игры – отличительная черта этого возрастного периода. Подглядывание, хихиканье, игры с раздеванием свидетельствуют о том, что дети достаточно хорошо осведомлены о том, какие части тела считаются интимными. Эта норма социальной жизни, как и всякая норма, на первых порах вызывает у детей чувство протеста. Отреагировать свой протест дети стремятся опять-таки в игре. Например, доктор – это человек, перед которым «разрешено» раздеваться. Если взрослый стал свидетелем такой игры, ее надо недвусмысленно прекратить, без резких, унижающих комментариев. Дать понять ребенку, что взрослый стоит на страже его телесной неприкосновенности.
Важно контролировать содержание и объем информации, которую получает ребенок. Произошедшие в последние годы перемены на российском ТВ нанесли существенный ущерб позитивной полоролевой социализации детей. Через телеэкран детям постоянно прививаются культурные и этические ценности, образцы полоролевого поведения, несовместимые с духовными традициями общества. Передачи с сексуальными эпизодами транслируются в дневное время, когда дети остаются один на один с телеэкраном без присмотра взрослых. Раннее ознакомление с интимными сторонами отношений полов, которые нередко изображаются на телеэкране в виде анормально жестокого сексуального насилия или других вариантов девиантного поведении, не только производит эффект уродливой социализации, но, как предупреждают психиатры, угрожает в конечном итоге психическому здоровью детей.
Кино, телевидение создают пространство, в котором маленькому ребенку трудно различить грани культуры и антикультуры, ценности и антиценности добра и зла. Потому цель взрослых - смягчать, корректировать телевизионный фон, отражающий образцы маскулинности и фемининности, и культивировать в сознании ребенка, что каждый человек самоценен и должен стремиться к самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия. Проведение профилактических бесед, внимательное отношение к ребенку, его проблемам позволит предотвратить многие проблемы и уберечь наших детей от насилия.
Татаринцева Нина Евгеньевна,к.п.н.,
доцент кафедры дошкольной педагогики
Источник:
http://www.centrdetochki.ru/index.php?pid=28&did=355