Сегодня я хочу поговорить с Вами «о кризисе семи лет». Семь лет - это возраст «потери непосредственности». К основным симптомам этого кризиса относят:
потерю непосредственности: ребенок начинает понимать, что может стоить лично для него то или иное желаемое им действие. Если раннее поведение строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать, ребёнок думает, чего оно может стоить ему;
манерничанье: его душа становится закрытой, и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая;
симптом «горькой конфеты»: когда ребёнку плохо, то в этом возрасте он старается скрыть это от окружающих.
Наряду с этим можно заметить, что в этот промежуток времени (6-7 лет) ребёнок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде: грубит в ответ на какое-нибудь недовольство со стороны взрослого, непослушен, вспыльчив.
Это один из этапов в развитии ребёнка, когда нечто новое открывается им для себя самого, и собственно является характеристикой критического возраста. В это же время продолжают формироваться мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Медики и психологи считают, что в это время ребёнку очень трудно с самим собой. (И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9-10 лет, когда нервная система уже сформировалась.)
Однако серьёзных «срывов» можно избежать и сегодня. Чтобы уберечь Вас от некоторых, к сожалению, очень распространенных ошибок, мы хотим предложить Вам несколько советов. Подумайте, какие для Вас и вашей семьи наиболее приемлемы. Попробуйте выполнять хотя бы их. Если Вам удастся разумно организовать жизнь Вашего ребёнка, это облегчит Вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.
1. Итак, начнем с самого утра. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте: «Я тебя вчера предупреждала!». Когда ребёнка утром торопят, то часто он делает всё ещё медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Умение рассчитать время - Ваша задача, и если плохо удается, это вина не ребёнка!
2. Не ругать и не читать нотаций перед школой («Веди себя хорошо!», «Смотри не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т.п.). Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день («Увидимся в два часа!», «Пусть всё у тебя будет хорошо сегодня!» и т. п.).
3. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивая на него тысячу вопросов. Дайте ему расслабиться. Вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми? Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей? Помните, о чём вы думали? «Им нужны мои оценки, а не я!». Вместо этого, понаблюдайте за ребёнком, какие эмоции «написаны» у него на лице. Можно задать вопросы: «День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?»
Если видите, что ребёнок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам. Если же он возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
4. Составив с ребёнком режим дня и соблюдая его, Вы помогаете ребёнку выработать внутреннюю дисциплину и организованность, которые помогут ему в более старшем возрасте. Гулять - не менее 2,5 часов; спать в одно и тоже время - не менее 9-10 часов; перед сном не переедать (лучше яблоко, кефир, творог); следить за питанием, чтобы в нём были необходимые для растущего организма вещества.
5. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
6. Ребёнку необходимо ваше внимание в виде моральной и эмоциональной поддержки. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает или сделал. Но ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми (вспомните своё детство). Сравнивать его можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если в домашнем вчерашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценён искренне и без иронии родителями. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других. Признавайте права ребёнка на ошибки! Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка!
7. О домашних заданиях. Для ребёнка важно, чтобы вы интересовались его школьной жизнью: смотрели его тетради (хвалили, если он того заслужил); слушали, когда он читает (подбадривали, задавали вопросы о прочитанном); разговаривали с ним... Постарайтесь найти в течении дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
8. Не обсуждайте школу и учителей в присутствии ребёнка. Доверяйте оценке учителя, т.к. вы видите своего ребёнка одним, а в школе он меняется, становится другим. И это нормально, он растёт, раскрываются разные стороны его характера, которые Вы не можете увидеть. Главное, вовремя прореагировать на сигналы учителя, поговорить, выяснить причину, помочь ребёнку.
9. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка!!! Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем (не стесняйтесь!!!), врачом, психологом, почитайте литературу для родителей.
10. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 3-4 недели (для учеников 2-4 классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательным к состоянию ребёнка. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, боли в животе перед школой, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудностей учёбы.
11. Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказку перед сном и ласковое поглаживание! Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и Вы должны сделать все, чтобы ребёнок был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить этот день без «нервотрёпок» и нотаций!
Источник:
Ильяшенко Алла Алексеевна, педагог-психолог высшей категории