В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И нельзя на свете
Нам прожить без них.
С детства нас сопровождают добрые и красивые сказки. Мы сами просто наслаждаемся описанной историей, а тем временем наше подсознание воспринимает ту вековую мудрость, которую вложили в эти простые слова авторы. Издавна было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.
Согласитесь, что мало кто любит нравоучительные лекции и упреки. И уж дети тем более. А сказки любят все. Сказка– универсальный язык, способныйв доступной форме донестидо ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы, наверное, и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.
С помощью метода сказкотерапии можно раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить внутренний мир. Сказки помогают преодолеть проблемы и изменить поведение, либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.
Сказка – это настоящая наука. И не удивительно, что появились целые институты сказкотерапии. В них изучают не просто сказки, а волшебный способ справиться с огромным количеством проблем, и палочку-выручалочку, которая может предотвратить нехорошее, если правильно ее использовать. И вот как именно применять это волшебство, взрослым объяснят сказкотерапевты.
Они разделяют сказки на несколько типов.
1. Дидактические сказки
Развивающие иобучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и многом другом.
2. Художественные сказки
Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают использоваться в педагогических целях.
3. Диагностические сказки
Вы, наверное,знаете, какие сказки и о чембольше нравятся вашему ребенку. Этоозначает, что ребенок на подсознательномуровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряетна себя модель его поведения. Так,девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и гибкость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего, это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребенком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша.
4. Профилактические сказки
Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.
5. Лечебно-психологические сказки
Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию, и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. В реальном мире у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
6. Медитативные сказки
Медитативныесказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.
Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. Сказочная форма общения с ребенком поможет в:
- воспитании, развитии и обучении;
- самопознании;
- взаимопонимании с окружающим миром;
- психоречевом развитии;
- развитии социально-эмоционального поведения;
- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества.