Откуда «растут ноги» у такого литературного жанра, как фэнтези? Особенно если говорить о детской фэнтези. Из мифов, древних сказаний, былин и сказок. Писатели часто обыгрывают мифологию, творя и создавая свои шедевры. Но все используют ее по-разному.
Если говорить о «корнях» фэнтези, то для литературы эпохи XIX века характерна демифологизация – переистолкование мифологических сюжетов. В эпоху романтизма царствует ремифологизация – возврат к мифологическому мировосприятию, воссозданию сакрального смысла мифологии (нормативность восприятия как священного писания, дающего всеобщие законы поведения). А к началу ХХ века большое значение приобретает мифотворчество с его опорой на архетипы и символы. Появляется в писательской среде и такая категория, как неомифологизм. Интересно, что основоположником этого течения считается Р. Вагнер – писатель и композитор. Именно он, обращаясь к сакральному смыслу, сначала создавал текст, а затем уже придумывал музыку к своим операм.
В детской литературе сохраняются те же принципы. Миф проявляется в разных формах – приём двойничества, оборотничества, совмещение реального и мифологического пространства и времени, создание авторской мифологии. Причем в детской литературе мифический сюжет приобретает не героический, а гротескный характер. А в центре внимания – тема иррационального и немотивированного чуда. Грубо говоря, современный авторский мифологизм в детской литературе – это и есть фэнтези, только детская фэнтези (жанровая разновидность неомифа).
Сказка, фэнтези или фантастика?
В основе детской фэнтезийной литературы сращение сказки и приключений или авантюры. Причем ряд исследователей склоняется к определению фэнтези как разновидности литературной сказки. В частности, один из «столпов» жанра фэнтези – Ник Перумов, определив детскую фэнтази как литературную сказку, заметил: «От научной фантастики этот жанр отличается отсутствием нравоучения и потуг на мессианство. От традиционной сказки – отсутствием деления на плохих и хороших».
Однако между литературной сказкой и детской (и не только детской) фэнтези есть значительная разница – quest (англ. «путь», «поиск»). Если в сказке герои борются с чудовищами или воплощенными злодеями ради своих личных целей (спасение красавицы-невесты, к примеру), то фэнтезийные герои проходят длинный и сложный путь, добывая чудесные предметы или совершая подвиги для достижения равновесия между Добром и Злом, Хаосом и Порядком. В свою очередь, детскую фэнтези от взрослой отличает возраст героя – в детской фэнтези герой, как правило, ребенок или подросток.
На протяжении достаточно долгого времени жанр фэнтези считался несерьезной литературой, «дешёвой беллетристикой», «литературной жвачкой», и даже сейчас критики достаточно скептически относятся к литературе в жанре фэнтези, зачастую даже не выделяя детскую фэнтези в отдельную ветвь. А зря…Ведь у основания детской фэнтези, как одного из самых ярких направления фантастической литературы, стояли такие маститые писатели как Лорд Дансени и Клайв Льюис. Да-да, популярные «Хроники Нарнии» тоже относятся к категории детской фэнтези, как и немного старомодная, но, несомненно прекрасная «Повесть сновидения» патриарха жанра Лорда Дансени.
Современная российская детская фэнтези.
Современная детская фэнтези представлена замечательными произведениями как российских, так и зарубежных авторов. Из российской прозы в стиле детской фэнтези для школьников и старших школьников стоит выделить в первую очередь Кира Булычева. Кто не знает его знаменитую Алису? Именно по этому циклу романов и был снят культовый фильм советских подростков «Гостья из будущего». Но цикл приключений девочки Алисы – это еще не вся детская фэнтези Булычева. Замечательный образчик детской фэнтези, в которой накрепко переплетены мифы, сказки, народное творчество и вымысел автора – роман «Убежище». Несколько отличных повестей автора также относится к категории классического добротного фэнтези для детей: «Дети динозавров», « В куриной шкуре», «Излучатель доброты», «Мир без времени». Ряд критиков относят к числу детской фэнтези и некоторые произведения В. Крапивина – добрые, немного грустные, но увлекательные и потрясающе проникновенные «Самолет по имени Сережка», «В ночь большого прилива», «Оранжевый портрет с крапинками», «"Чоки-чок", или Рыцарь Прозрачного кота» и цикл «В глубине Великого Кристалла».
Из новых авторов российской фэнтези для детей выделяется Дмитрий Емец, создавший скандально известный цикл «Таня Гроттер». Однако у Д. Емеца есть и интереснейшие книги о хулиганистом Мефодии Буслаеве. Но это литература преимущественно для детей подросткового возраста. Для подростков же будет интересна и проза Александра Больных – сражения и победы над злобными порождениями Хаоса ждут читателей в «Золотых Крыльях Дракона» и «Снежных волках». Особого внимания заслуживает повесть «Девочка и дракон» Д. Голубева, сочетающая в себе элементы сказки, мифа и творческого полета писателя. И кстати, эта повесть оптимально подойдет для детей 7-11 лет, как и «Эльфийские сказки» того же автора. У Голубева есть и произведения для детей более старшего возраста, которые просто нельзя не прочесть – «Удивительные путешествия Орделя», «Приключения принцессы Лиси». Нельзя забывать и о повестях и романах С. Лукьяненко, который с удовольствием пишет для детей подросткового возраста – в активе автора «Рыцари сорока островов» и «Недотепа».
Современная зарубежная детская фэнтези.
Для младшеклассников гораздо более внушительный выбор произведений в жанре детской фантези обеспечили зарубежные авторы – «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса и малоизвестный, но восхитительный цикл «Рэдволл» Брайана Джейкса. По книгам серии «Рэдволл» снят мультфильм, однако читать произведения Брайана Джейкса куда интереснее. Написанные простым и вместе с тем интересным, красочным языком, они увлекают маленьких читателей в мир живых существ, живущих по своим, справедливым и честным, законам и правилам. Обозрение детской серии фэнтези не может обойтись без «Воздушных пиратов» Пола Стюарта и Криса Риддела. Созданный ими мир настолько интересен и причудлив, что вовлекает в повествование с первых же страниц, захватывая и овладевая вниманием на все 100%. Согласно «Русскому журналу»: ««Воздушные пираты» написаны в лучших традициях Толкина, а сны, которые переходят в явь или наоборот напоминают нам Льюиса Кэрролла… В общем, если не хотите прослыть магглами, пора открывать для себя новую серию».
Настоящая феерия сказочных приключений и событий ожидает детей 10-15 лет в книгах Кэтрин Ласки из серии «Ночные стражи», где главными героями являются разумные и мудрые совы. Дружба, предательство, шпионаж, битвы и короли – в 15-ти книгах серии всего этого, написанного хорошим сочным, выразительным и богатым языком фэнтези, с избытком.
Нельзя обойти вниманием и немецкого писателя М. Энде с его «Бесконечной историей» – настоящей эпопеей фантастических событий, ярких образов и потрясающе обаятельных героев.
Специально не стала упоминать в числе произведений из серии детской фэнтези серию книг Д. Роулинг о Гарри Потере. Не потому, что книги плохие, а потому что кроме Гарри Поттера в сокровищнице фантазийных книг для детей есть что поискать, что почитать и чем насладиться. И не только детям.