Отправка сообщения о замеченной ошибке

Адрес страницы:
//crazymama.ru/article.php?a=1&id_article=1413&id_cat=30


Ошибка:



Комментарий:



ввести контактные данные войти на сайт под своим логином


Сообщение об ошибке отправлено
МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
А Вы знаете, что...
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
ДЦП – что это за диагноз. / Ребенок до года / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

ДЦП – что это за диагноз.
ДЦП – что это за диагноз.


ДЦП – детский церебральный паралич... Когда люди слышат подобный диагноз, им представляются безнадёжные инвалиды с тяжелой умственной отсталостью, которые не могут себя даже обслуживать. Но наши представления о людях с ДЦП далеки от истины. Термином «детский церебральный паралич» обо­значают синдромы, возникающие в результате поврежде­ния мозга на разных сроках внутриутробного развития. Термин церебральный в переводе с латыни – "затрагивающий головной мозг", паралич – "расслабленный, недостаточно физически активный".
Это не конкретная болезнь, а целый комплекс различных болезненных проявлений, и у каждого отдельно взятого ребенка он выражается по-разному. ДЦП чреват невозможностью сохранения нормальной позы тела и правильного выполнения произвольных движений. Случаются и нарушения в двигательной сфере – параличи (полное обездвиживание конечности) или парезы (частичное обездвиживание конечности). Формируются координационные нарушения или различные насильственные движения ребенка. Кроме этого, в разной степени могут выявляться и нарушения психики, речевые нарушения, проблемы со зрением, чувствительностью и судорожные припадки. Степень выраженности ДЦП может быть достаточно умеренной, тогда ребенок социально адаптируется и живет почти нормальной жизнью. Но бывают и очень тяжелые случаи, когда независимая деятельность пациента практически невозможна.
Детский церебральный паралич представляет собой резидуальное (остаточное) состояние с не прогрессирующим течением. С возрастом неврологическая симптоматика может сглаживаться в связи с изменением взаимоотношений между различными структурами нервной системы и проводимым лечением.
У таких детей наблюдаются гиперкинезы, то есть нарушения тонуса мышц. Это своеобразное мышечное напряжение, готовность мышцы к работе, но у детей ДЦП оно не приводит к правильному двигательному акту. Процесс оказывается дефектным, в результате чего либо судорожно сокращаются отдельные мышцы конечностей, либо формируются непроизвольные вычурные движения. Им сложно самостоятельно есть (возникают проблемы с глотанием), контролировать мочеиспускание и работу кишечника, а если они много лежат, появляются еще и дыхательные проблемы.

Что мы знаем о ДЦП?

Основоположником изучения церебральных параличей считается английский врач, хирург-ортопед В. Литтл, ко­торый в конце XIX в. описал клиническую картину болезни и связал ее с неблагополучными родами, недоношенностью и асфиксией (удушьем) у новорожденных. Он обратил внимание на по­вышенный тонус мышц нижних конечностей и обозначил это состояние как генерализованный тонус. В дальнейшем были описаны случаи мышечной гипертонии в верхних ко­нечностях с насильственными движениями (гиперкинезы). Большой вклад в изучение и дифференциацию цереб­ральных параличей внес 3. Фрейд, который создал свою классификацию, выделив гемиплегию (поражение половины тела – левой или правой), церебральную диплегию (повреждение или верхних, или нижних конечностей), генерализованную ригидность (выраженную сопротивляемость мышц) и двойной атетоз (патологические непроизвольные движения, выражающиеся в медленной тонической судороге мышц конечностей, лица и туловища). В последующие годы эта классификация подвергалась из­менениям и дополнениям. В настоящее время используется классификация, предложенная К. А. Семеновой (1978). Она включает спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую, атонически-астатическую и гемиплегическую формы.
Хотя Фрейд и описал подробности, но только в 80-х годах прошлого века официально было признано, что ДЦП – это не результат родовой травмы и осложнений в родах, так как по результатам исследований более 40 тыс. младенцев с этим диагнозом только 10% было с родовой травмой, – остальные ее не имели. Поэтому современные знания говорят о том, что причинами могут стать поражение головного мозга в результате внутриутробного развития, во время и сразу после родов и крайне редко – в первые два года жизни. Количество больных младенцев колеблется от 1 до 8 на тысячу рожденных, и, как ни прискорбно, это количество увеличивается.

В чем причина ДЦП?

Созревание определенных уровней нервной системы обусловливает последовательное формирование движений и позы у маленького человечка. Это запрограммировано определенной генетической программой развития, но сроки и темп дозревания отделов нервной системы сильно зависит от внешней среды и ее неблагоприятных факторов. Нервная система созревает от более древних в эволюционном плане уровней: от среднего и промежуточного мозга, ствола мозга – к подкорке и коре. Именно такой порядок обеспечивает правильные движения и нормальное развитие ребенка. Функциональные системы усложняются постепенно: на каждом новом этапе "включается" определенный уровень нервной системы, который необходим конкретному субъекту в данный момент его развития. Такой механизм служит наиболее оптимальному приспособлению организма к окружающим условиям, и нарушениями в нём обусловлена клиническая картина болезни.
Так, к факторам риска относятся: возраст матери, ее соматические и эндокринные заболевания во время беременности, внутриутробное инфицирование плода (ви­русные, простейшие или грибковые инфекции), сенсибилизация нервной системы плода продуктами жизнедеятель­ности клеток матери, иммунологический конфликт матери и плода, отдельные лекарственные средства, физи­ческие и химические факторы (алкоголь, никотин), поздние токсикозы беременности, переношенная или многоплодная беременность.
К интранатальным (в процессе родов) факторам риска относят асфиксию в родах и кровоизлияние при родовой черепно-мозговой травме. Кровоизлияния (единичные и множественные) возможны в вещество мозга, в подоболочечное простран­ство, в мозговые желудочки, в мозжечок и другие области мозга.
ДЦП – болезнь многофакторная, и точно определить причину в каждом конкретном случае порой бывает сложно. Однако ДЦП – это не наследственная болезнь, от родителей ее по наследству получить невозможно, заразиться или неожиданно заболеть им тоже нельзя. Это, к сожалению, неизлечимый процесс, но он достаточно хорошо поддается реабилитационным мероприятиям, и со временем многие из проявлений можно сгладить или даже устранить совсем. Если своевременно начать лечение, ребенок может развить достаточно правильную речь, сформировать навыки движения, успешно учиться и создать семью.

Как проявляется ДЦП?

Основным клиническим синдромом ДЦП являются дви­гательные расстройства. В зависимости от тяжести пора­жения нервной системы и его локализации формируются различные виды моторных нарушений. В первые месяцы жизни ребенка обращает на себя внимание поза, напомина­ющая внутриутробную (руки и ноги приведены к тулови­щу), повышен тонус в мышцах верхних и нижних конечно­стей. Дети плохо берут грудь, теряют вес, становятся беспокойными. С возрастом нарастают симптомы двигатель­ных нарушений в артикуляционной (развитие речи) и общей моторике: со­храняется повышенный мышечный тонус, ребенок не си­дит, и, возможно, еще не держит голову, произвольные движения ограничены, затруднены жевательные движения, часто появляется поперхивание. Мебели в спальне должно быть минимум: кровать или раскладной диван, шкаф для одежды и,если необходимо прикроватные тумбы для мелочей или комод. Вся эта мебель не должна быть громоздкой, ведь пространство спальни небольшое. Задержка моторного раз­вития приводит к запаздыванию речевого и психического развития ребенка.
Одной из форм ДЦП является двойной атетоз, связан­ный с поражением базальных ганглиев головного мозга. При двойном атетозе у детей часто наблюдаются расстройства речи по типу экстрапирамидальной дизартрии (своеобразное нарушение речи) и наруше­ния слуха.

Можно ли предотвратить церебральный паралич?

Конечно, никто не даст 100% гарантии, что ребенок родится без ДЦП, но существенное снижение риска бывает при тщательном наблюдении беременной весь период с первого по девятый месяц, бережное ведение родов. Кроме того, еще задолго до зачатия стоит отказаться от алкоголя и никотина, вести правильный образ жизни. Если у женщины имеются хронические заболевания, нужно по возможности предупреждать обострения. Опасны радиация, вредные производства, употребление тератогенных лекарств и наркотиков.

Выявление проблем.

В настоящее время ранняя диспансеризация позволяет выявить задержку психомоторного развития и направить ре­бенка на лечение. Рано начатое лечение (медикаменты, массаж, гимнастика) позволяет уменьшить паретические явления, улучшить общую моторику, дать толчок к дальнейшему моторному, речевому и психическому развитию ребенка. Разработаны специальные методики медико-педа­гогического комплекса по реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом.
В случаях не резко выраженного ДЦП или гемиплегического пареза моторные функции формируются с задер­жкой и выявляются при специальном обследовании или физической нагрузке. Чаще всего родители обращаются к врачу в связи с речевыми нарушениями. В этих случа­ях обследование выявляет остаточные явления органичес­кого поражения центральной нервной системы, особенно­сти общей и речевой моторики. Речевые нарушения чаще характеризуются расстройством артикуляции, фонации, дыхания, что определяется как дизартрия. При обследо­вании выявляется ограничение подвижности в артикуля­ционной мускулатуре, слабый истощаемый голос, короткое и поверхностное дыхание. В общей моторике наблюдается ограничение объема движений в руке и ноге на стороне па­реза, повышение мышечного тонуса и сухожильных реф­лексов, наличие патологических симптомов (Бабинского, Россолимо, симптом веера и др.).
Этим детям трудно пры­гать на одной ножке, удерживать поднятую кверху руку. Нередко при утомлении мышц появляются миоклонусы или гиперкинезы. Дети нуждаются в медицинской и пе­дагогической коррекции.

Методы лечения и реабилитации.

Так как ДЦП – это, прежде всего, неврологическое заболевание, медикаментозное лечение направлено на поддержание нервной ткани в работоспособном состоянии. Обязательными процедурами являются массажи, гимнастики и лечение движением. ДЦП обязательно необходимо лечить, ведь нарушенный тонус мышц влияет на развитие скелета, связок и суставов и может вызвать сколиоз, плоскостопие, дисплазию тазобедренного сустава. Многим детям прописывают ортопедическую обувь, ношение корсетов и специальных конструкций, если это не помогает – делают операции.
Массаж является незаменимым способом расслабить мышцы и нормализовать их тонус, но делать его необходимо только специалисту, имеющему опыт работы с такими пациентами. Возможно обучение родителей принципам массажа под строгим контролем профессионала, который разработает индивидуальные упражнения. Цель массажа – добиться расслабления спазмированных и приведение в нормальный тонус расслабленных мышц. Тогда ребенок сможет нормально осуществлять движения. Начинать массаж необходимо как можно раньше, с 2-3 месяцев, как только установлена причина проблем.
Хорошие результаты показывает водолечение – вода уменьшает нагрузку на тело, расслабляет, снимает напряжение, многие дети сначала учатся плавать, а после этого начинают ходить. Помогают лечебные грязи, электрофорез и магнитотерапия, физиолечение и парафинолечение. Детям прописываются специальные стул и костюмы для обучения хождению, ходунки и прочие приспособления.
Параллельно с развитием физических способностей ребенка нужно развивать и его интеллект. Врач-дефектолог работает над мелкой моторикой, логопед проверяет тонус мышц языка и проводит упражнения для устранения проблем с речью. При активных занятиях к школьному возрасту можно добиться потрясающих результатов – ребенок сможет учиться в школе с обычными детьми, нормально общаться, будет вести полноценную жизнь и полностью социально адаптируется.

 

© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.



Дата: 30 июля 2011

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Оценка: 25 средняя оценка: 4.17 (голосов: 6)
Поместить ссылку в:

Статьи по теме:

Как организовать спортивный уголок в детской
Рекомендуем прочесть!

Несадиковские дети: что делать?
Рекомендуем прочесть!

Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
От года до 3-х
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты