ДЦП – детский церебральный паралич... Когда люди слышат подобный диагноз, им представляются безнадёжные инвалиды с тяжелой умственной отсталостью, которые не могут себя даже обслуживать. Но наши представления о людях с ДЦП далеки от истины. Термином «детский церебральный паралич» обозначают синдромы, возникающие в результате повреждения мозга на разных сроках внутриутробного развития. Термин церебральный в переводе с латыни – "затрагивающий головной мозг", паралич – "расслабленный, недостаточно физически активный".
Это не конкретная болезнь, а целый комплекс различных болезненных проявлений, и у каждого отдельно взятого ребенка он выражается по-разному. ДЦП чреват невозможностью сохранения нормальной позы тела и правильного выполнения произвольных движений. Случаются и нарушения в двигательной сфере – параличи (полное обездвиживание конечности) или парезы (частичное обездвиживание конечности). Формируются координационные нарушения или различные насильственные движения ребенка. Кроме этого, в разной степени могут выявляться и нарушения психики, речевые нарушения, проблемы со зрением, чувствительностью и судорожные припадки. Степень выраженности ДЦП может быть достаточно умеренной, тогда ребенок социально адаптируется и живет почти нормальной жизнью. Но бывают и очень тяжелые случаи, когда независимая деятельность пациента практически невозможна.
Детский церебральный паралич представляет собой резидуальное (остаточное) состояние с не прогрессирующим течением. С возрастом неврологическая симптоматика может сглаживаться в связи с изменением взаимоотношений между различными структурами нервной системы и проводимым лечением.
У таких детей наблюдаются гиперкинезы, то есть нарушения тонуса мышц. Это своеобразное мышечное напряжение, готовность мышцы к работе, но у детей ДЦП оно не приводит к правильному двигательному акту. Процесс оказывается дефектным, в результате чего либо судорожно сокращаются отдельные мышцы конечностей, либо формируются непроизвольные вычурные движения. Им сложно самостоятельно есть (возникают проблемы с глотанием), контролировать мочеиспускание и работу кишечника, а если они много лежат, появляются еще и дыхательные проблемы.
Что мы знаем о ДЦП?
Основоположником изучения церебральных параличей считается английский врач, хирург-ортопед В. Литтл, который в конце XIX в. описал клиническую картину болезни и связал ее с неблагополучными родами, недоношенностью и асфиксией (удушьем) у новорожденных. Он обратил внимание на повышенный тонус мышц нижних конечностей и обозначил это состояние как генерализованный тонус. В дальнейшем были описаны случаи мышечной гипертонии в верхних конечностях с насильственными движениями (гиперкинезы). Большой вклад в изучение и дифференциацию церебральных параличей внес 3. Фрейд, который создал свою классификацию, выделив гемиплегию (поражение половины тела – левой или правой), церебральную диплегию (повреждение или верхних, или нижних конечностей), генерализованную ригидность (выраженную сопротивляемость мышц) и двойной атетоз (патологические непроизвольные движения, выражающиеся в медленной тонической судороге мышц конечностей, лица и туловища). В последующие годы эта классификация подвергалась изменениям и дополнениям. В настоящее время используется классификация, предложенная К. А. Семеновой (1978). Она включает спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую, атонически-астатическую и гемиплегическую формы.
Хотя Фрейд и описал подробности, но только в 80-х годах прошлого века официально было признано, что ДЦП – это не результат родовой травмы и осложнений в родах, так как по результатам исследований более 40 тыс. младенцев с этим диагнозом только 10% было с родовой травмой, – остальные ее не имели. Поэтому современные знания говорят о том, что причинами могут стать поражение головного мозга в результате внутриутробного развития, во время и сразу после родов и крайне редко – в первые два года жизни. Количество больных младенцев колеблется от 1 до 8 на тысячу рожденных, и, как ни прискорбно, это количество увеличивается.
В чем причина ДЦП?
Созревание определенных уровней нервной системы обусловливает последовательное формирование движений и позы у маленького человечка. Это запрограммировано определенной генетической программой развития, но сроки и темп дозревания отделов нервной системы сильно зависит от внешней среды и ее неблагоприятных факторов. Нервная система созревает от более древних в эволюционном плане уровней: от среднего и промежуточного мозга, ствола мозга – к подкорке и коре. Именно такой порядок обеспечивает правильные движения и нормальное развитие ребенка. Функциональные системы усложняются постепенно: на каждом новом этапе "включается" определенный уровень нервной системы, который необходим конкретному субъекту в данный момент его развития. Такой механизм служит наиболее оптимальному приспособлению организма к окружающим условиям, и нарушениями в нём обусловлена клиническая картина болезни.
Так, к факторам риска относятся: возраст матери, ее соматические и эндокринные заболевания во время беременности, внутриутробное инфицирование плода (вирусные, простейшие или грибковые инфекции), сенсибилизация нервной системы плода продуктами жизнедеятельности клеток матери, иммунологический конфликт матери и плода, отдельные лекарственные средства, физические и химические факторы (алкоголь, никотин), поздние токсикозы беременности, переношенная или многоплодная беременность.
К интранатальным (в процессе родов) факторам риска относят асфиксию в родах и кровоизлияние при родовой черепно-мозговой травме. Кровоизлияния (единичные и множественные) возможны в вещество мозга, в подоболочечное пространство, в мозговые желудочки, в мозжечок и другие области мозга.
ДЦП – болезнь многофакторная, и точно определить причину в каждом конкретном случае порой бывает сложно. Однако ДЦП – это не наследственная болезнь, от родителей ее по наследству получить невозможно, заразиться или неожиданно заболеть им тоже нельзя. Это, к сожалению, неизлечимый процесс, но он достаточно хорошо поддается реабилитационным мероприятиям, и со временем многие из проявлений можно сгладить или даже устранить совсем. Если своевременно начать лечение, ребенок может развить достаточно правильную речь, сформировать навыки движения, успешно учиться и создать семью.
Как проявляется ДЦП?
Основным клиническим синдромом ДЦП являются двигательные расстройства. В зависимости от тяжести поражения нервной системы и его локализации формируются различные виды моторных нарушений. В первые месяцы жизни ребенка обращает на себя внимание поза, напоминающая внутриутробную (руки и ноги приведены к туловищу), повышен тонус в мышцах верхних и нижних конечностей. Дети плохо берут грудь, теряют вес, становятся беспокойными. С возрастом нарастают симптомы двигательных нарушений в артикуляционной (развитие речи) и общей моторике: сохраняется повышенный мышечный тонус, ребенок не сидит, и, возможно, еще не держит голову, произвольные движения ограничены, затруднены жевательные движения, часто появляется поперхивание. Мебели в спальне должно быть минимум: кровать или раскладной диван, шкаф для одежды и,если необходимо прикроватные тумбы для мелочей или комод. Вся эта мебель не должна быть громоздкой, ведь пространство спальни небольшое. Задержка моторного развития приводит к запаздыванию речевого и психического развития ребенка.
Одной из форм ДЦП является двойной атетоз, связанный с поражением базальных ганглиев головного мозга. При двойном атетозе у детей часто наблюдаются расстройства речи по типу экстрапирамидальной дизартрии (своеобразное нарушение речи) и нарушения слуха.
Можно ли предотвратить церебральный паралич?
Конечно, никто не даст 100% гарантии, что ребенок родится без ДЦП, но существенное снижение риска бывает при тщательном наблюдении беременной весь период с первого по девятый месяц, бережное ведение родов. Кроме того, еще задолго до зачатия стоит отказаться от алкоголя и никотина, вести правильный образ жизни. Если у женщины имеются хронические заболевания, нужно по возможности предупреждать обострения. Опасны радиация, вредные производства, употребление тератогенных лекарств и наркотиков.
Выявление проблем.
В настоящее время ранняя диспансеризация позволяет выявить задержку психомоторного развития и направить ребенка на лечение. Рано начатое лечение (медикаменты, массаж, гимнастика) позволяет уменьшить паретические явления, улучшить общую моторику, дать толчок к дальнейшему моторному, речевому и психическому развитию ребенка. Разработаны специальные методики медико-педагогического комплекса по реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом.
В случаях не резко выраженного ДЦП или гемиплегического пареза моторные функции формируются с задержкой и выявляются при специальном обследовании или физической нагрузке. Чаще всего родители обращаются к врачу в связи с речевыми нарушениями. В этих случаях обследование выявляет остаточные явления органического поражения центральной нервной системы, особенности общей и речевой моторики. Речевые нарушения чаще характеризуются расстройством артикуляции, фонации, дыхания, что определяется как дизартрия. При обследовании выявляется ограничение подвижности в артикуляционной мускулатуре, слабый истощаемый голос, короткое и поверхностное дыхание. В общей моторике наблюдается ограничение объема движений в руке и ноге на стороне пареза, повышение мышечного тонуса и сухожильных рефлексов, наличие патологических симптомов (Бабинского, Россолимо, симптом веера и др.).
Этим детям трудно прыгать на одной ножке, удерживать поднятую кверху руку. Нередко при утомлении мышц появляются миоклонусы или гиперкинезы. Дети нуждаются в медицинской и педагогической коррекции.
Методы лечения и реабилитации.
Так как ДЦП – это, прежде всего, неврологическое заболевание, медикаментозное лечение направлено на поддержание нервной ткани в работоспособном состоянии. Обязательными процедурами являются массажи, гимнастики и лечение движением. ДЦП обязательно необходимо лечить, ведь нарушенный тонус мышц влияет на развитие скелета, связок и суставов и может вызвать сколиоз, плоскостопие, дисплазию тазобедренного сустава. Многим детям прописывают ортопедическую обувь, ношение корсетов и специальных конструкций, если это не помогает – делают операции.
Массаж является незаменимым способом расслабить мышцы и нормализовать их тонус, но делать его необходимо только специалисту, имеющему опыт работы с такими пациентами. Возможно обучение родителей принципам массажа под строгим контролем профессионала, который разработает индивидуальные упражнения. Цель массажа – добиться расслабления спазмированных и приведение в нормальный тонус расслабленных мышц. Тогда ребенок сможет нормально осуществлять движения. Начинать массаж необходимо как можно раньше, с 2-3 месяцев, как только установлена причина проблем.
Хорошие результаты показывает водолечение – вода уменьшает нагрузку на тело, расслабляет, снимает напряжение, многие дети сначала учатся плавать, а после этого начинают ходить. Помогают лечебные грязи, электрофорез и магнитотерапия, физиолечение и парафинолечение. Детям прописываются специальные стул и костюмы для обучения хождению, ходунки и прочие приспособления.
Параллельно с развитием физических способностей ребенка нужно развивать и его интеллект. Врач-дефектолог работает над мелкой моторикой, логопед проверяет тонус мышц языка и проводит упражнения для устранения проблем с речью. При активных занятиях к школьному возрасту можно добиться потрясающих результатов – ребенок сможет учиться в школе с обычными детьми, нормально общаться, будет вести полноценную жизнь и полностью социально адаптируется.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.