Подготовка ребенка к дошкольному учреждению
В образовательное учреждение (школу или детский садик) ребенка оформляют после соответствующей подготовки на педиатрическом участке, которую проводят участковый педиатр, участковая медицинская сестра и фельдшер или медицинская сестра кабинета здорового ребенка.
С чего начать подготовку?
Уже с периода новорожденности ребенку обеспечивается гармоническое физическое и нервно-психическое развитие, оптимальное состояние здоровья, семейное воспитание, что уже является залогом правильной подготовки ребенка. С этой целью ежемесячно проводятся тематические беседы по вопросам правильного вскармливания, физического воспитания. При проведении бесед с матерями в кабинете здорового ребенка, в школе молодой матери, во время посещения педиатром и участковой медицинской сестрой на дому следует давать советы, нацеленные на пребывание ребенка вне семьи, предупреждая тем самым возможные стрессовые реакции в период адаптации. В частности, к моменту оформления в ясельную группу ДДУ ребенок должен уметь пользоваться ложкой (донести до рта жидкую пищу, не разливая ее); уметь одеваться и раздеваться, аккуратно сложить одежду на стульчик, быть общительным, уметь контролировать физиологические оправления. Заблаговременно до посещения детского учреждения домашний режим ребенка необходимо приблизить к режиму группы, которую он будет посещать. Не рекомендуется ребенку давать пустышку, соску (в последнем случае формируется нарушение прикуса), укачивать перед сном.
Обследуемся.
Соответственно приказу № 186/ 272 МЗ РФ и МО РФ от 30.06.1992 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях», за 2—3 месяца до поступления в ДДУ ребенок осматривается педиатром, другими специалистами, ему проводятся лабораторные исследования — общий анализ крови, общий анализ мочи, исследование кала на яйца глистов и простейшие.
Особое внимание следует обращать на
детей с отклонениями в физическом развитии, признаками дисгармоничного развития по основным параметрам. Дети из группы «риска», с хроническими заболеваниями, врожденными аномалиями развития, оформляются коллегиально с привлечением специалистов профильной патологии. При необходимости проводятся оздоровительные мероприятия. Ребенок должен быть привит по возрасту; если в силу объективных причин он не иммунизирован, то это необходимо сделать в детской поликлинике, но не позже чем за 1 месяц до поступления в учреждение.
За 1-2 месяца до поступления в ДДУ проводится профилактика
ОРВИ, гриппа путем применения различных средств, направленных на повышение резистентности детского организма, в том числе проведение общих и местных закаливающих мероприятий. Прежде всего, ребенка необходимо обучить дыханию через нос. При проведении физкультурных занятий дома постепенно вводятся элементы дыхательной гимнастики, осуществляется курс интерферонопрофилактики длительностью 4-5 недель. Назначаются витамины группы «В», шиповник. В истории развития (ф. 112) участковый педиатр должен сделать запись о начале и окончании подготовки, а при оформлении составить выписной эпикриз. В случае возникновения острого заболевания ребенок может быть допущен в ДДУ только через 2 недели после клинического выздоровления.
Врач ДДУ получает от участкового педиатра подробную выписку из истории развития, в которой содержатся данные течения беременности и родов, развития ребенка, указываются перенесенные заболевания, полученные профилактические прививки, динамика реакции организма ребенка на постановку пробы Манту, аллергологический, эпидемиологический анамнез, заключение специалистов. В заключении указывается группа здоровья, даются рекомендации на период адаптации по режиму питания, воспитанию, проведению лечебно-оздоровительных мероприятий. Вся эта информация прилагается к ф. 26, которую родители получают на руки.
Консультативную помощь и контроль проводимых мероприятий по подготовке ребенка в ДДУ осуществляют заведующие педиатрическим и дошкольно-школьным отделением поликлиник, они же визируют выписку ребенка в ДДУ. Все вновь поступающие в детские учреждения дети осматриваются врачом учреждения, который проводит комплексную оценку состояния здоровья, физического и нервно-психического развития, назначает соответствующий педагогический режим (по согласованию с педагогом-психологом учреждения), режим питания, оздоровительные мероприятия.
Начало адаптации ребенка к саду.
Наиболее ответственным периодом пребывания ребенка в дошкольном учреждении являются первые дни после поступления, так называемый адаптационный период. Установлено, что чаще дети болеют именно в период адаптации.
В реакциях адаптации наиболее полно раскрываются индивидуальные черты реагирования любой системы, поэтому адаптационные возможности организма могут служить мерой индивидуального здоровья. Поэтому целесообразно учитывать в комплексной оценке состояния здоровья уровень адаптационных возможностей детского организма.
Процесс адаптации должен начинаться в идеале с самого рождения. Переход новорожденного от внутриутробного к условиям внеутробного существования требует перестройки в деятельности основных систем организма: кровеносной, дыхательной, пищеварительной и др. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональные перестройки, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов (плод к моменту рождения должен быть функционально зрелым).
У здорового новорожденного всегда есть этот уровень готовности, он достаточно быстро может приспосабливаться к существованию в новых условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое формирование и совершенствование в течение нескольких лет.
Уже после рождения ребенка, по мере знакомства с окружающей средой, формируется и возможность адаптации к разным социальным условиям. Этот процесс обуславливает стереотипы поведения, привычные для условий внутрисемейной жизни.
Проблемы в садике.
Когда малыш впервые вливается в детский организованный коллектив, у него изменяются все основные устои привычной жизни. Дети по-разному могут переносить трудности, которые связаны эмоциональным напряжением, которое есть всегда при адаптации к садику или школе.
Тяжелое протекание процесса адаптации, конечно, отрицательно влияет на развитие ребенка, на состояние его здоровья, поэтому первостепенной задачей является облегчение трудностей адаптационного периода, возможное при соответствующей подготовке ребенка к поступлению в ДДУ, принимая во внимание его индивидуальные особенности.
Степень тяжести процесса адаптации будет зависеть от нескольких факторов:
1. Состояние здоровья малыша и уровень его развития. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности, в т. ч. и изменение условий социального окружения.
2. Возраст малыша, так как хуже всего переносят даже временное расставание с родителями и изменяющиеся условия жизни дети возраста с 10-15 месяцев жизни до 1 года 8-10 месяцев. В этом возрастном периоде будет сложно ходить в садик без психического стресса, так как малыш будет лишен присутствия близкого для него взрослого человека – мамы или папы. В более старшем возрасте эти временные разлуки с родителями постепенно теряют свое стрессовое влияние.
3. Влияние биологических и социальных факторов. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения в родах и заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев жизни, а также частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение. Неблагоприятные социальные влияния заключаются в ненадлежащем обеспечении родителями соответствующего возрасту ребенка режима, достаточного времени для дневного сна, неправильной организацией бодрствования. Это приводит к переутомлению ребенка, задержке формирования навыков и личностных качеств, отставанию в нервно-психическом развитии (например, у ребенка 1,5-2 лет нет никаких навыков самостоятельной еды, он не умеет играть с игрушками, на третьем году жизни не может играть с другими детьми и т. п.).
4. Степень тренировки адаптационных возможностей. В социальном плане адаптационная возможность формируется путем определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, не превышая возрастных возможностей. Формирование этого важного качества (не приходить в состояние стресса при любых необычных социальных ситуациях) должно идти параллельно с общим развитием малыша в обществе, с развитием его психических возможностей. Даже если ваш малыш не поступит в дошкольное учреждение, его необходимо все равно учить общаться, создавая условия, требующие изменения форм поведения: не кричать на улице, не капризничать в гостях, уметь играть с другими детьми, в чем-то уступать другим. Эти требования должны быть выполнимы ребенком и аргументированы родителями. При этом формируется определенный уровень социализации, который позволит ребенку легко адаптироваться в любых новых условиях.
Так с чего начать?
Подготовка ребенка в детский коллектив по-хорошему должна начинаться с первых дней его жизни. В условиях острой нехватки садов запись в группы садика осуществляется с момента рождения, поэтому, нужно быть готовыми пойти в сад ранее намеченного срока, если появится место.
Подготовка осуществляется участковым врачом и медсестрой, средними медицинскими работниками кабинета здорового ребенка и включает два основных раздела: общую и специальную подготовку. Под общей подготовкой подразумевают всю систему общепринятых мероприятий по обслуживанию детей на педиатрическом участке.
Специальная подготовка начинается с 3-х месячного возраста. Участковая медсестра выясняет, будет ли ребенок посещать
ДДУ и с какого возраста. На ребенка составляется индивидуальный план оздоровительных мероприятий в зависимости от уровня здоровья (по группам здоровья). Особое внимание обращается на детей с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития и детей группы «риска». Вопрос о направлении детой данной группы в дошкольное учреждение решает комиссия с участием врачей-специалистов.
Однако, большая роль отводится родителям – врачи дадут только рекомендации, как правильнее будет повысить сопротивляемость инфекциям, где и когда лучше закаливать, куда возить, а куда не стоит. А вот выполнение всех рекомендаций строго по плану полностью ляжет на родителей. кроме того. надо помнить и режиме и правильном питании – только четкое и заблаговременное выполнение плана подготовки реально даст результаты.
Кроме того, хорошим эффектом обладает дополнительная вакцинация от пяти основных инфекций – пневмококковой, гемофильной, менингококковой и ветряной оспы с гриппом. Они позволяют резко снизить заболеваемость детей в садике. Вакцинация может проводиться не позднее, чем за месяц до поступления в ДДУ или не ранее чем через месяц пребывания ребенка в нем и зависит от окончания периода адаптации. Поэтому, дополнительные прививки сделайте или перед садиком, или уже когда походите в него пару месяцев.
Что нужно при поступлении?
При оформлении документации на ребенка в ДДУ в истории его развития (форма 112/у) делается запись, когда началась и окончилась подготовка к поступлению, какие проведены оздоровительные мероприятия и их результаты. В направлении указываются адрес поликлиники, паспортные данные ребенка и родителей, домашний адрес.
На каждого поступающего делается выписка из учетной формы № 112, в ней отмечаются особенности беременности и родов, развития ребенка, перенесенные заболевания и состояния, полученные профилактические прививки и реакции на них, аллергический анамнез, контакты с инфекционными больными. В выписном эпикризе участковый педиатр дает рекомендации на период адаптации по режиму питания, воспитанию и проведению лечебно-оздоровительных мероприятий. В ДДУ на ребенка оформляется медицинская карта (форма 026/у) и дубликат карты профилактических прививок (форма 063/у).
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей