Четвертый критерий здоровья — уровень резистентности организма.
Резистентность — совокупность генетически заложенных у малыша неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекциям. Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу частоты острых заболеваний (ИОЗ), который определяется отношением количества перенесенных ребенком острых заболеваний к числу месяцев наблюдений.
Оценка резистентности:
— хорошая, кратность острых заболеваний не более 3 раз в год (ИОЗ 0-0,32);
— сниженная, кратность ОРЗ 4-5 раз в год (ИОЗ 0,33-0,49);
— низкая, кратность ОРЗ 6-7 раз в год (ИОЗ 0,5-0,6);
— очень низкая, кратность ОРЗ 8 и более раз в год (ИОЗ 0,67 и выше).
Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты ОРЗ = 0,33 и выше. Синдром частой заболеваемости (СЧЗ) может быть транзиторным и «истинным». Для последнего характерна выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза, определенная качественная ее направленность. Кроме того наблюдается высокая частота ОРЗ, более тяжелое и продолжительное течение острых заболеваний, сохраняющиеся в течение 2-3-х и более лет. Критерии ЧБД это до 1 года — 4 случая инфекций, до 3 лет — 6 случаев, 4-5 лет — 5случаев, старше — 4 и более ОРЗ в год, а также наличие сопутствующих функциональных отклонений со стороны различных органов и систем, быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции, измененный уровень функционального состояния организма.
Уровень функционального состояния оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований (ЧСС, дыханий, уровень АД, гемоглобина крови и др.), на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка. Быстрая и легкая адаптация к новым условиям социальной среды свидетельствует о нормальном функциональном состоянии, тяжелая, длительная — об измененном.
Пятый критерий - показатели поведения.
Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка. Поведение ребенка отражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.).
1. Эмоциональное состояние (для детей I года жизни) положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.
2. Настроение (для детей 2-6 лет);
— бодрое, жизнерадостное, он охотно контактирует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыбается, смеется, нет страхов;
— спокойное — положительно относится к окружающим, менее эмоционален, спокоен, активен;
— раздражительное, возбужденное — плаксивость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, могут быть аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;
— подавленное — вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;
— неустойчивое — может быть весел, смех быстро сменяется плачем, вступает в конфликты.
3. Засыпание — спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание).
4. Сон (дневной или/и ночной) — глубокий (неглубокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями.
5. Аппетит и пищевое поведение — хороший, неустойчивый, сниженный, избирательный, повышенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жадностью, оставляет пищу.
6. Характер бодрствования — активен, малоактивен, пассивен.
7. Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) — нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает (крутит) волосы, часто моргает, онанирует,
8. Взаимоотношения с детьми и взрослыми — контактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, инициативен, деятелен, легко обучается, нелюбознателен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив и др.
Оценка поведения и группы риска:
— без отклонений;
— незначительные отклонения (группа внимания) ~ отклонения по одному показателю;
— умеренные отклонения (группа риска) — отклонения в поведении по двум - трем показателям;
— выраженные отклонения (группа высокого риска) — отклонения по четырем - пяти показателям;
— значительные отклонения (диспансерная группа) — отклонения в поведении по шести и более показателям.
Шестой критерий здоровья — наличие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.
Пороки развития чаще диагностируются при рождении ребенка или в первые годы его жизни. Хронические заболевания могут возникнуть сразу или формироваться после перенесенных острых патологических состояний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания.
Выставляем группу здоровья.
Исследовав и оценив все критерии здоровья, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к соответствующей группе здоровья: I, IIА, II Б, III, IV, V.
Первая группа — здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции,
Вторая группа
II А группа — также здоровые дети, но с неблагоприятным генеалогическим анамнезом;
II Б группа - с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, с отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и др.
Третья, четвертая и пятая группы — больные дети с хронической патологией, пороками развития в состоянии компенсации (III), субкомпенсации(IV) и декомпенсации (V).
Все дети с III, IV и V группой здоровья берутся на «Д» учет по форме № 030/у.
У детей 11-V групп не обязательно должны быть отклонения по всем критериям здоровья — достаточно иметь отклонения по одному или нескольким критериям. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.
Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции берутся на диспансерный учет по форме № 030/у.
Группы риска.
Известно, что в антенатальном периоде плод очень чувствителен к действию патогенных факторов внешней среды (болезни матери, патологическое течение беременности, профессиональные вредности, курение, алкоголизм и др.). Наиболее опасны эти факторы в ранние периоды онтогенеза — в результате их влияния могут формироваться врожденные пороки развития. Однако и в последующие периоды внутриутробного развития в организме плода, под влиянием неблагоприятных воздействий, могут возникнуть отклонения от нормального созревания и дифференцировки органов и систем. Особое значение придается поздним токсикозам беременности, осложнениям беременности и родов, преждевременным родам и т.д. У таких детей снижается устойчивость к повреждающему действию родового акта. При вирусных, гнойно-септических заболеваниях в раннем детском возрасте у этих детей могут возникнуть тяжелые нарушения нейрогуморальных адаптационных механизмов, неадекватность иммунного ответа, развиваются угрожающие жизни синдромы нейротоксикоз, гипертермия, фебрильные судороги, токсические осложнения острой пневмонии, увеличивается возможность летального исхода.
Все это требует особого внимания к таким детям, и заставляет отнести их к «группам риска». Анализ анамнеза, состояния ребенка в период новорожденности, индивидуальный подход к осуществлению лечебно-оздоровительных мероприятий и составляет суть дифференцированного наблюдения детей «группы риска».
Сроки наблюдения детей по группам риска, начиная с периода новорожденности и далее в течение 1-го года жизни, определяются участковым педиатром для каждого ребенка индивидуально, исходя из факторов риска и с обязательным учетом социальных факторов.
В настоящее время предложено выделение 5 групп риска новорожденных.
1. С риском развития патологии ЦНС;
2. С риском развития внутриутробного инфицирования;
3. С риском развития трофических нарушений и эндокринопатий;
4. С риском развития врожденных пороков развития и наследственно обусловленных заболеваний;
5. Группа «социального риска».
Таким образом, комплексная оценка состояния здоровья ребенка включает: оценку ФР, оценку НПР, оценку поведения, клинический диагноз, группу здоровья, группы риска.
Кроме того, на профилактическом осмотре в поликлинике, врач-педиатр должен дать рекомендации по дальнейшему ведению ребенка.
Рекомендации включают:
-диету,
- режим по возрасту,
- воспитательные воздействия,
- физическое воспитание (номер комплекса массажа, гимнастики, закаливание,
- профилактику пограничных состояний,
- профилактические прививки,
- диспансеризацию календарную,
- диспансеризацию по форме 030-у — по показаниям,
- а также анализы,
- назначение терапии, если ребенок болен.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей