Отправка сообщения о замеченной ошибке

Адрес страницы:
//crazymama.ru/article.php?a=1&id_article=1347&id_cat=30


Ошибка:



Комментарий:



ввести контактные данные войти на сайт под своим логином


Сообщение об ошибке отправлено
МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
Опрос
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ВИДЕО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
Заикание у ребенка / Дошкольники (от 3 до7 лет) / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

Заикание у ребенка
Заикание у ребенка

Заикание у детей.
Одной из частых проблем, из-за которых у ребенка могут возникать проблемы в общении со сверстниками, это развитие проблем речи – заикания. Заикание относится к группе нарушений ритма, темпа и плавности речевого акта и характеризуется судорожными сокращениями в мышцах при артикуляции, фонации и дыхании.
Заикание известно давно. В прошлом заикание связыва­ли с болезнью языка и предлагали хирургические методы лечения — прижигание, подрезку уздечки и др. Другие ис­следователи видели причины заикания в непомерной влаж­ности языка и мозга. Позже причину заикания искали в ненормальном строении мышц гортани. Механизм заикания усматривали в разрыве свя­зей между внутренней и внешней речью. И только значи­тельно позже начали связывать с патологическим состоя­нием нервной системы.
В последующие годы заикание связывали с невротичес­кими реакциями. Введение в клинику в XIX в. термина «невроз», под которым стали объединять все случаи нев­ротических расстройств, не связанные с органическим по­ражением нервной системы (когда нет повреждения самой ткани мозга), позволило подойти к понима­нию природы заикания, которое стали также относить к так называемым функциональным расстройствам не­рвной деятельности.
Знаменательной вехой в изучении при­роды функциональных расстройств нервной системы, стали работы И. П. Павлова о механизме неврозов. По Павлову, невроз является своеобразным нарушением деятельности коры головного мозга, возникающим вследствие перенап­ряжения процессов корковой нейродинамики. В резуль­тате срыва в коре образуются застойные очаги возбужде­ния или торможения (так называемые болевые пункты), которые могут изменить характер разных функциональных систем. Трактовка неврозов тесно связана с концепцией И. П. Павлова о второй сигнальной системе, свойственной человеку.

Причины заикания.
По мнению врачей, причины заикания множественны и могут включать предрасполагающие и вызываю­щие факторы. Предрасполагающими факторами могут быть незначительные посттравматические или постинфекционные мозговые дисфункции, проявляющиеся в слабости нервных клеток, их повышенной утомляемости и истощаемости. От­мечающиеся на этом фоне некоторые невропатические яв­ления могут предшествовать началу заикания.
Непосредственно вызывающими причинами могут быть:
- острые шоковые или субшоковые психические травмы, та­кие, как испуг, разлука с родителями, изменение привыч­ного жизненного стереотипа (помещение в дошкольное уч­реждение, стационар)
- или длительные травмирующие психику ситуации, в том числе конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, перегрузка информаци­ей, попытка формировать темп речевого высказывания, рез­кая смена требований к речевой деятельности, двуязычие в семье и т. п.
Нередко заикание возникает на фоне другого речевого нарушения органического плана типа алалии или дизартрии. Большое значение в патогенезе заикания имеет тип высшей нервной деятельности, тип реагирования.

Кто чаще страдает.
Заикание чаще возникает в возрасте 3—4 лет, в период наиболее активного пользования речью. Проявляется заи­кание в форме судорог тонического или клонического ха­рактера. При тонической судороге отмечается спазм в ар­тикуляционной мускулатуре и больной не может произнес­ти нужный звук. При клоническом заикании наблюдаются ритмические повторения отдельных звуков или слоговых элементов и затруднения при переключении к следующему слоговому элементу. Локализация судорог возможна как в артикуляционной мускулатуре, так и в дыхательной и фо­национной.
Исследования состояния артикуляционного (речевого) аппарата при помощи электромиографа показали, что судорожная готовность у заикающихся появляется еще до произнесе­ния звуков, когда больной только создает программу выс­казывания. Поэтому звуки, требующие наибольшего на­пряжения для произнесения, проходят с судорожным сокращением мышц артикуляционного аппарата, голосовых связок и нарушением дыхания. Как показали исследования, при заикании нарушается взаимодействие основных нервных процессов — возбуждения и торможения, приво­дящие к рассогласованию координации артикуляции, фо­нации и дыхания, необходимой для нормальной речи. От всех органов, принимающих участие в говорении, идут афферентные импульсы в центральную нервную систему, что обеспечивает плавность, ритм и последовательность движений.

Какое оно бывает.
В медицинской литературе рассматриваются две формы заикания: невротическое и неврозоподобное.
Невротическое заикание возникает после перенесенных ребенком с неокрепшей нервной системой психологических травм на фоне общей и вегетативной недостаточности, когда малыш ослаблен, он часто или длительно болеющий, имеет хронические болезни. Из­бирательность нарушения рече-двигательной функции при невротическом заикании объясняется наличием врожденной или приобретенной функциональной (возможно, и струк­турной) недостаточности систем, обеспечивающих моторный компонент экспрессивной речи. То есть, это возникает у предрасположенных к заиканию малышей, у которых есть проблемы в нервной системе, коре головного мозга. На таком фоне, при пси­хогенных перегрузках (конфликты, страх, насилие) легко возникает нарушение взаимо­действия между возбудительным и тормозным процессами, срыв нервных процессов в коре. Этот срыв нормальной работы ослабляет регулирующую функцию коры на нижние отде­лы, что приводит к различным невротическим реакциям и заиканию (логоневрозу).
Клинически последствия перенесенной психической травмы могут проявляться в форме мутизма (то есть временной потери речи, онемения) вследствие торможения в области речедвигательного анализатора. Ре­акция мутизма заключается в отказе от пользования ре­чью. Длительность периода мутизма может быть различ­ной и зависит от состояния нервной системы и тяжести травмы. Торможение захватывает отделы коры и подкор­ки, спускается на более низкие уровни нервной системы, в частности захватывает ствол и ретикулярную формацию. После растормаживания возникают элементы диссоциа­ции между разными уровнями нервной системы. Ребенок начинает произносить отдельные слова, меняется темп и плавность речи, появляются первые запинки. При непра­вильном отношении к ребенку (замечания, наказания) и продолжающемся воздействии травмирующих психику факторов запинки усиливаются, формируются различные невротические реакции, в том числе страх речи.
Наиболее часто заикание возникает в возрасте 3—5 лет. Постепенно присоединяется характер­ный для неврозов детского возраста синдром страха. Ребе­нок, критичный к своему речевому нарушению, начинает бояться речевого контакта, формируется нарушение ком­муникативной функции речи, дети предпочитают играть обособленно. С возрастом могут сформироваться стойкие невротические реакции: навязчивые действия, страхи, мысли. Динамика речевого нарушения имеет свои особен­ности: течение его волнообразное — то затихает, то усили­вается в зависимости от общего состояния, от собеседника, от школьных или домашних переживаний, от болезненных состояний.
При правильном отношении к ребенку, применении ло­гопедических, психотерапевтических и медицинских воз­действий заикание нивелируется. Усиление заикания и усложнение невротических реакций возможно в критические возрастные сроки, например при поступлении в школу.
Усиление заикания и осложнение невротических реак­ций чаще всего наблюдается в пубертатном периоде (15—17 лет), что связано с возрастными сдвигами в организме под­ростка, а самое главное — с обострением реакции личности на свой дефект. В этом возрасте резко усиливается логофобия (страх речи), появляются более или менее стойкие суб­депрессивные сдвиги настроения, возникают различные ас­тенические и сомато-вегетативные расстройства. На этом фоне у подростков с акцентуацией личности тормозного типа может сформироваться патологическое изменение ха­рактера.
Неврозоподобное заикание имеет свою характеристику и динамику симптомов. Оно возникает на фоне резидуально-органических и соматогенных нарушений головного моз­га (поражение мозга инфекцией, нарушения кровообращения, травмы). Эта форма заикания развивается на фоне запаздывающего речевого формирования (полное отсутствие речи до 3 лет или начало речевого развития с выраженны­ми дизартрическими трудностями). В одних случаях заи­кание возникает сразу с первыми словами, в других — на фоне фонетических расстройств. Отдельные запинки, предшествующие возникновению заикания, по­являются медленно, исподволь. При этом часто отсутству­ют указания на испуг или другие травмирующие психику обстоятельства. В заикании преобладают клонотонический компонент в мышцах артикуляции и тикозные подергива­ния в лицевой мускулатуре. В случаях неврозоподобного заикания нет выраженных личностных реакций на де­фект — больные подчас многоречивы, не стесняются своего речевого расстройства, не используют логопедические при­емы, маскирующие запинки в речи. У детей проявляются и другие признаки органической недостаточности: рассе­янная неврологическая симптоматика, астеническое состо­яние, тики, энурез и др.
При речевой патологии в ряде случаев отмечаются огра­ничение речевого словаря и выраженные аграмматизмы или расстройство звукопроизношения, на фоне которых и раз­вивается заикание. С возрастом неврологическая симпто­матика сглаживается, исчезают многие соматические изменения (со стороны костно-мышечной, пищеварительной, выделительной и других систем организма), но следы неврологической и речевой патологии сохраняются. Проведенные методами электроэнцефалографии исследования выявляли признаки компенсированной гидроцефалии ила очаги застойного возбуждения в коре головного мозга.
Динамика неврозоподобного заикания характеризуется монотонностью симптомов, не зависящих от общего состоя­ния и социальной среды. В пубертатном возрасте в связи с относительной редукцией остаточных явлений бывшего органического поражения центральной нервной системы и появлением личностных реакций подростка на дефект речи, трудностями в социальной адаптации возникают вто­ричные психоорганические отклонения в речи и поведении подростка. Заикание в этих случаях отличается особой стой­костью и резистентностью к терапии.

Как помочь?
Понимание сложного механизма возникновения и про­явления заикания дает основание для лечебно-психолого-педагогических мероприятий, направленных на нормали­зацию общемоторных, дыхательных, артикуляционных функций и всей высшей психической деятельности.
В качестве лечебного мероприятия заикающимся долж­на проводиться лекарственная терапия успокаивающими нервную систему и нормализующими сон средствами. В ус­ловиях специального стационара или оздоровительного ла­геря (в летнее время) используется терапия сном.
В подростковом возрасте широко используются психоте­рапевтические методы воздействия, которые наряду с ле­чебными мероприятиями рекомендуются в клинике невро­зов. Для детей с неврозоподобным заиканием приемлемы все методы воздействия, предлагаемые в неврологической клинике для больных с органическими поражениями не­рвной системы. Общим для всех является развитие общей и мелкой моторики, работа над дыханием, фонацией, арти­куляцией, темпом, ритмом и плавностью речи. Для преодо­ления депрессивных состояний у подростков и взрослых дол­жно широко использоваться психотерапевтическое воздей­ствие.



© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей



Дата: 22 апреля 2011

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Оценка: 10 средняя оценка: 5 (голосов: 2)
Поместить ссылку в:

Статьи по теме:

Дети и деньги: воспитание деньгами.
Рекомендуем прочесть!

Противовирусные препараты для детей.
Рекомендуем прочесть!

Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
От года до 3-х
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты