Родителей малышей старше года все чаще начинает волновать вопрос посещения малышом детского сада. Чтобы устроить малыша в садик, необходимо пройти комплексное медицинское обследование и получить специальную карту, регламентированную Приказом Минздрава России от 03.07.2000 г. № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».
Здоровье детей дошкольного и школьного возрастов очень подвержено социальным факторам и зависит от состояния окружающей среды, здоровья родителей, наследственности, условий жизни, воспитания ребенка в семье и в организованных коллективах. Поэтому перед поступлением в садик или школу, врачу родителям нужно точно оценить – какие возможные нарушения в здоровье прогнозируются, как их избежать и как помочь ребенку сохранить здоровье.
Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении», принятом Правительством Российской Федерации 12 сентября 2008 г. N 666, для детей в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет организуются детские ясли и сады. В современном обществе принято отдавать детей в ясли в возрасте старше 1,5-2 лет. Комплектование в группах проводится с учетом возраста и должно быть закончено к 1 сентября.
Количество детей в группе детского сада регламентировано «Типовым положением» в зависимости от возраста детей. «В группах общей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:
от 2 месяцев до 1 года – 10 детей;
от 1 года до 3 лет – 15 детей;
от 3 лет до 7 лет – 20 детей.»
Большие группы не должны допускаться!
Подготовка детей к поступлению в садик
Подготовка детей к поступлению в садик должна начинаться с первых дней его жизни. Она осуществляется, прежде всего, самими родителями и участковыми врачом и медсестрой, работниками кабинета здорового ребенка. Для направления в детские дошкольные учреждения существует ряд противопоказаний:
— все болезни в остром периоде;
— хронические болезни в период обострения, требующие специального лечения;
— перенесенные инфекционные заболевания до окончания срока изоляции;
— бациллоносительство (кишечные инфекции, дифтерия);
— все заразные и паразитарные заболевания глаз, кожи в период лечения и контроля наблюдения;
— злокачественная анемия, лейкемия, новообразования;
— недостаточность кровообращения любой степени;
— любые формы туберкулеза легких и других органов;
— частые судорожные припадки, эпилепсия;
— психоневрозы, психопатии;
— эндокринные заболевания, требующие индивидуального ухода, и лечения;
— сифилис в заразном периоде, гонорея в период лечения.
Какие врачи и анализы?
Не менее чем за 2-3 месяца до поступления в садик проводится углубленный медицинский осмотр с участием специалистов:
- хирурга (выявляет наличие проблем, требующих операций или их исключения – грыжи, проблемы с яичками, фимозы, опухоли и.т.д.).
-ортопеда (выявляет проблемы осанки, костей скелета, связок, плоскостопия и т.д.),
- ЛОРа (аденоиды, тонзиллиты, насморки, и т.д.),
- офтальмолога (нарушения зрения, косоглазие),
- невролога (нервные расстройства, нарушения тонуса, проблемы сна, неврозы, заикания, тики и т.д.),
- дерматолога (кожные проблемы, проблемы ногтей, волос),
- логопеда (с 3-х лет, развитие речи и ее нарушения),
- психолога (проблемы общения, трудности в адаптации),
По показаниям осматривают ребенка и другие специалисты – кардиолог, эндокринолог, уролог, нефролог, стоматолог.
Проводится исследование крови, мочи – общие анализы и при необходимости специальные, исследование кала на наличие глистов, соскобы на яйца остриц (трехкратно). После осмотра всеми специалистами и получения результатов анализов участковый врач дает общее заключение и составляет прогноз адаптации малыша к садику.
При оформлении документации на ребенка для детского сада в истории его развития (медицинская карточка, форма № 112/у) делается запись, когда началась и окончилась подготовка к поступлению в садик, какие проведены оздоровительные мероприятия и их результаты.
Непосредственно перед поступлением в ДОУ врач оформляет заключение в медицинскую карту 026/у-2000 (специальная для детского сада). Оценку качества проведенной подготовки к поступлению в ДОУ определяет специальная комиссия (заведующий ОМПДиП, заведующий педиатрическим отделением), что и завизируют своими подписями.
Для облегчения адаптации в ДОУ проводятся следующие мероприятия:
1. Принимать нового ребенка следует в часы бодрствования (по режиму для данного ребенка).
2. В первые 1-2 дня не отпускать родителей, если ребенок сильно плачет, отказывается есть и спать.
3. Назначается укороченный день детям всех возрастов. Время пребывания ребенка в группе увеличивается постепенно на 1-2 часа в день, в зависимости от его поведения.
4. В первые дни кормить и укладывать спать так, как ребенок привык дома. Кормить осторожно, не настаивать в случае отказа от еды, компенсировать недоедание дома.
5. Новый для ребенка режим вводится постепенно, сдвигая его по сравнению с домашним на 10-15 минут в день.
6. Нового ребенка тепло одевать, следить, чтобы не переохлаждался. В связи с повышенным мочеиспусканием, слезоотделением и сухостью слизистых оболочек чаще предлагать ребенку теплое питье.
7. Разговаривать с ребенком ласково, все объяснять, предупреждать отрицательные эмоции, не давать ребенку долго плакать.
8. В первые дни организовать деятельность нового ребенка в стороне от детей, до тех пор, пока он сам не проявит интерес и желание играть рядом с детьми.
9. В период адаптации держать нового ребенка поближе к себе, общаться с ним каждые 2-3 минуты взглядом, чтобы успокоить и привлечь к игре.
10. Все занятия с новым ребенком проводить индивидуально, в групповые занятия вовлекать постепенно.
11. Поведение нового ребенка отмечать в листе адаптации. О трудных случаях адаптации информировать педагога, врача.
12. На физкультурных занятиях следить за реакцией ребенка, не настаивать на обязательном выполнении упражнений.
12. Направлять в ДОУ ребенка, перенесшего какое-либо заболевание, можно не ранее, чем через 2 недели.
13. Вакцинация ребенку может проводиться не позднее, чем за месяц до поступления в ДОУ или не ранее, чем через месяц после окончания периода адаптации.
Подготовка детей к обучению в школе
Прием детей в 1-е классы осуществляют по результатам заключения, данного психолого-медико-педагогической комиссией, о том, готов ли ребенок к обучению. В первые классы школы принимают детей, которым уже исполнилось шесть или семь лет, по усмотрение родителей. Прием в школу детей на седьмом году жизни осуществляют, если на 1 сентября учебного года он достиг уже возраста 6 лет 6 месяцев. Обучать детей, не достигших 6,5 лет на начало учебного года, лучше в условиях групп детского сада, соблюдая все гигиенические требования по организации обучения детей с шестилетнего возраста.
Подготовка детей к поступлению в школу ведется постоянно, весь период дошкольного детства. В возрасте 3 лет, 5 лет, за год и в год поступления в школу проводятся углубленные осмотры с привлечением специалистов для выявления больных детей и проведения оздоровительных мероприятий.
Работа врача по определению готовности к школе проводится в 2 этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых функций. Первое обследование с определением психофункциональной готовности к школе проводится в начале года, в котором ребенок пойдет в школу.
Повторный осмотр всех детей осуществляется перед поступлением их в школу (в апреле-мае) педиатром и специалистами, теми что были привлечены для подготовки в сад. Одновременно проводится повторное психофизиологическое обследование детей, признанных не готовыми к школе при первом обследовании. Во время повторного исследования детей целесообразно проводить анкетирование родителей на предмет выявления у детей синдрома дефицита внимания и гиперактивности, который существенно затрудняет обучение этих детей и требует дополнительных медико-профилактических мероприятий.
Определяет, готов ли ребенок к обучению в школе, обычно врач, учитывая медицинские и психофизиологические критерии, немаловажна и роль родителей. Медицинскими являются критерии уровня биологического развития, состояния здоровья в момент осмотра, острая заболеваемость за предшествующий год.
Когда пора?
Биологическую зрелость определяют по зубной формуле и расценивают, как замедление развития, соответствующее возрасту или ускоренное развитие.
Психофизиологические критерии — результаты выполнения теста Керна-Иерасека (нарисовать человека, срисовать короткую фразу «Он ел суп», группы точек), качество звукопроизношения (наличие дефектов), результат выполнения мотометрического теста. Каждое задание теста Керна-Иерасека оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
- Ребенок считается готовым к школьному обучению в том случае, если его биологический возраст соответствует или опережает паспортный, и если он получил в сумме 3-5 баллов за тест Керна-Иерасека и имеет положительный результат за выполнение мотометрического теста (положителен, если ребенок вырезает за 1 минуту 7/8 круга диаметром 7 см).
- Ребенок считается условно зрелым, если получает 6-9 баллов за тест Керна-Иерасека и имеет положительный результат за выполнение мотометрического теста.
- Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отстающие в биологическом развитии, а также не выполнившие тест Керна-Иерасека (9-15 баллов) независимо от выполнения других тестов при повторном исследовании, имеющие дефекты звукопроизношения.
Исследование проводится медицинской сестрой или воспитателем детского сада, а также медицинской сестрой или врачом поликлиники.
Перед поступлением в школу (6-7 лет) педагог-психолог определяет интеллектуальный уровень развития и дает заключение о степени готовности к обучению в школе: «к обучению в школе готов», «подготовлен слабо», «не готов» и дает соответствующие рекомендации.
Организованные дети, не готовые к школьному обучению, по психофизиологическим показателям (незрелые), временно не допускаются в школу. Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям с отставанием биологического развития:
1. Рост ниже среднего, ниже 10 центиля по местным стандартам физического развития;
2. Прибавка в росте за последний год менее 4 см;
3. Полное отсутствие постоянных зубов.
Организованные дети остаются в подготовительной группе на следующий год, а не организованных рекомендуют определить в подготовительную группу детского сада.
Дети, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, которые пока не подлежат обучению в общеобразовательной школе, направляются в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса об обучении ребенка в специальной (коррекционной) образовательной школе.
Группы здоровья
Но почему же при равной подготовке к саду или школе, одни дети ходят туда, практически не болея, а другие постоянно сидят на больничном? Все дело в том, что изначально уровень здоровья и сопротивляемости инфекциям у малышей различен, и все они относятся к разным группам здоровья. Выделяют пять групп здоровья на основании совокупности большого количества признаков – самыми адаптированными для детского сада и в последующем школы являются дети первой и второй А групп.
Подробнее об определении группы здоровья будет рассказано отдельно.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей