МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
Опрос
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
Развитие моторных функций ребенка / Ребенок до года / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

Развитие моторных функций ребенка
Развитие моторных функций ребенка


Для нервной системы является характерным раздражи­мость, проводимость, реактивность. Всякое познание ок­ружающего мира, прежде всего, основано на восприятии раздражений, которые приходят в центральную нервную систему со всех органов чувств. Раньше других у ребенка формиру­ется кожная (поверхностная) чувствительность и интерорецепция (чувствительность от внутренних органов). Глу­бокая чувствительность — проприорецепция (от мышц, связок и суставов) — начинает формироваться несколько позже, когда появятся движения. Все пути чувствитель­ности готовы к восприятию раздражений ко времени рож­дения ребенка. Наиболее развитой оказывается поверхно­стная чувствительность (реакция прикосновения, погла­живания) от кожи лица, губ, конечностей. Раздражение передается по чувствительным волокнам к клеткам ядер черепно-мозговых нервов или к клеткам задних рогов спинного мозга. От чувствительных клеток раздражение передается на двигательные клетки, в связи с чем возни­кает ответная двигательная реакция.

Первые движения.
В первые месяцы жизни ребенок реагирует на раздражение не только мест­ным, но и общим ответным действием. Ответную реакцию можно получить не только на прикосновение, но и на укол (болевое ощущение), на изменение температуры окружаю­щей среды. Участки чувствительной и двигательной сфе­ры, рано включающиеся в деятельность, покрываются миелином раньше других. Раздражения, идущие от внут­ренних органов, локализуются преимущественно в брюш­ной полости, поэтому дети в любом случае жалуются на боли в животе. С возрастом идет совершенствование и диф­ференциация форм чувствительности. С развитием корко­вых структур (после 3 лет) становится возможным выя­вить состояние всех видов глубокой чувствительности: стереогноз, двумерно-пространственное чувство, дискрими­нацию и др.
Всякое движение (произвольное и непроизвольное) рефлекторно. Рефлексы могут быть различной степени слож­ности и замыкаться на разных уровнях нервной системы. В реакции на раздражение участвуют чувствительные, вста­вочные и двигательные нервные волокна. По мере созре­вания нервных клеток спинного мозга появляется первая рефлекторная деятельность. Развитие двигательных фун­кций появляется еще во внутриутробном периоде. На 20-й неделе у ребенка появляются первые движения (шевеле­ние), он стучит ножками, затем включаются движения верхних конечностей и в последние месяцы перед рожде­нием появляются движения головой. На момент рождения должны быть сформированы и готовы к деятельности все структуры спинного мозга и ствол головного мозга, где располагаются ядра черепно-мозговых нервов и особенно ядро блуждающего нерва, регулирующего деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной системы и всех внут­ренних органов.

После рождения.
Первый вдох и выдох ребенка являются рефлекторны­ми. Приложенный к груди ребенок должен сосать, это врожденный рефлекс. У младенца рано появляются защит­ные двигательные реакции, пищевое и лабиринтное сосре­доточение, когда ребенок успокаивается при сосании или укачивании. После рождения у ребенка еще некоторое вре­мя сохраняется повышенный мышечный тонус и близкая к внутриутробной поза. Постепенно, к полутора—двум месяцам, мы­шечный тонус нормализуется, появляются хаотичные не­произвольные движения, некоординированные и быстрые по темпу, указывающие на включение черной субстанции (регулятор тонуса) и паллидума, что составляет экстрапи­рамидную систему мозга. В это же время появляется комп­лекс оживления, когда ребенок отвечает улыбкой на улыб­ку взрослого.
Во втором периоде развития ребенка формируется зри­тельное сосредоточение: ребенок следит за движущейся иг­рушкой, рассматривает пальцы своих рук, играет с ними, пытается дотянуться до игрушки, висящей перед ним. Это действие указывает на формирование определенной функ­циональной системы: рука, глаз, мозжечок, обеспечиваю­щий координацию действия руки под контролем зрения. Вначале ребенок многократно промахивается, берет то выше или ниже, то в одну или другую сторону, пока каса­ется игрушки или захватывает ее. Так формируется метричность (учет расстояния до предмета), определенная фун­кциональная система.

Далее..
К шести месяцам ребенок начинает самостоятельно са­диться, при этом значительно расширяется кругозор, вос­приятие и использование игровых предметов. Все игрушки, предлагаемые ребенку, должны быть не только интересны, но и озвучены. Это очень важное сочетание зрительных и слуховых раздражений, приходящих в нервную систему одновременно, соединяясь между собой, образуя представление о данном предмете. Дотянувшись до игрушки, ребе­нок не только прикасается к ней, но и захватывает ее, что дает основание формированию мелкой моторики и глубо­кой чувствительности. Во втором полугодии совершенствуется и усложняется моторная функция, ребенок становится более активным, начинает ползать, стоять, а затем и ходить. Непроизволь­ные движения сменяются произвольными, что указывает на включение более высоких уровней нервной системы. К одному году ребенок начинает ходить, что указывает на своевременное развитие моторной сферы. Теперь ребенок может не только дотянуться рукой до игрушки, но и по­дойти к ней, показывая при этом формирующийся интерес и игровую деятельность.

Речь.
Очень важным является речевое развитие ребенка. В пер­вые три месяца жизни ребенок издает отдельные звуки, по которым окружающие могут оценить его состояние: спо­коен или недоволен, реакция на холод и голод. Во вторые три месяца жизни ребенок произносят более активно зву­ковые компоненты, привлекая к себе внимание близких. Эти звуки получили название «гуление», связаны с под­корковыми отделами и не зависят от наличия слуха ребен­ка. Во втором полугодии включается новый уровень дея­тельности нервной системы — кора головного мозга, при этом появляется лепет, зависящий от слуха ребенка, состо­яния нервной системы и окружающей обстановки (разго­варивают ли с ним, эмоционально общаются). Из речи ок­ружающих ребенок выбирает звуки, которые он может произнести. Первыми включаются в деятельность губы, так как они принимали активное участие в сосании, поэтому ребенок повторяет губные звуки, произносит их и прислу­шивается. Вначале лепет бедный, только одни губные зву­ки, медленно и редко повторяющиеся. Постепенно лепет становится активнее, разнообразнее и повторяется более длительное время. На момент конца первого года жизни из лепета формируются первые лепетные слова, направленные к оп­ределенному лицу.
На втором году жизни значительно активизируется об­щая моторная и речевая деятельность ребенка. Ходьба ре­бенка обусловливает знакомство с окружающими предме­тами. Мать или воспитатель называют предметы, соотно­сят их, привлекая внимание ребенка. Так формируется пассивный словарь, на базе которого в дальнейшем будет развиваться активный словарь. Чем больше внимания уделяют ребенку окружающие, тем больше знаний накап­ливается у него, тем активнее развивается речь и все выс­шие психические функции. Ощупывать предметы, играть с ними, создавая новые формы связей — тактильно-кинесте­тическую и моторную, слухо-зрительную, формируя объединение всех отделов в коре головного мозга, которое создает свои функцио­нальные системы.
За время второго года жизни ребенка общие моторные навыки становятся более активными и дифференциро­ванными, постепенно улучшается артикуляционная моторика, обусловливая возможность произнесения звуков. Рас­ширяется пассивный и активный словарь. Ребенок, еще не сформировав слова, связывает одно с другим, что лежит в основе связной речи. В этот пери­од активизируется познавательная деятельность, игровой процесс, интерес к общению, окрашенные эмоциональной реакцией. К концу второго года жизни ребенок произно­сит 200—300 слов, структура которых еще не сформирова­на (могут присутствовать отдельные слоги, редукции сло­говых элементов, упрощения и др.).

После двух лет…
Во время третьего года жизни значительно активизируется об­щая моторика, улучшается произношение отдельных звуков, появляется интерес к прослушиванию и запоминанию коротких стишков и сказок, перенос прослушанного на иг­ровую деятельность, разворачивается способность к подра­жанию, интонационному повтору. Сенсорная активность (зрительная, слуховая, тактильно-кинестетическая) обеспе­чивает новый уровень формирования познавательной дея­тельности. Активизируется речевое развитие: фраза стано­вится более развернутой, количество используемых слов достигает 1000 (к концу третьего года), отмечаются грам­матические конструкции, речь становится более связной и понятной. Трехлетний возраст в анатомии, физиологии, невропатологии, педагогике является критическим перио­дом, так как включаются наиболее высокие уровни нервной системы, обусловливающие формирование программы мо­торной, эмоциональной, речевой сфер, появляется самосоз­нание «я».
После трех лет меняется внешний облик, физическое и пси­хомоторное развитие ребенка. Дети становятся более креп­кими, моторно более ловкими, реже болеют, самостоятель­но себя обслуживают, появляется потребность в общении, в игровом процессе, увеличиваются запасы общих понятий. Подготовленный ребенок переходит из яслей в детский сад. Определяется эмоциональное отношение к окружаю­щим. Большое значение приобретают мотивация деятель­ности, усидчивость, внимание и память, с которыми ребе­нок выполняет определенные задания. К этому времени активизируется мелкая моторика: дети собирают пира­мидку, матрешку, а затем и мозаику, правильно держат карандаш или ручку. Из года в год совершенствуется об­щая и мелкая моторика, дети начинают рисовать и лепить,
у них формируется представление о пространстве, в част­ности, понятие о схеме тела, что отражается в рисунке я игровых процессах.
К 5—6 годам должна быть сформирована своя функци­ональная речевая система (звукопроизношение, фонемати­ческий слух, лексика и грамматические конструкции, про­извольная речевая деятельность) в форме устной речи, являющейся базой письменной речи. Новый сложный этап в развитии ребенка — подготовка к обучению в школе.
Вот так, в результате ряда последовательного включения, накопления и скачков в развитии нервной си­стемы при ведущем участии высших отделов коры голов­ного мозга образуется многоуровневая функциональная си­стема, обеспечивающая сложную эмоциональную, речевую и психомоторную деятельность человека.
Для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений очень важно знать последовательность речевого и психо­моторного развития для выявления возможного отставания в развитии и необходимости специализированной помощи ребенку.

© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей



Дата: 30 марта 2011

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Поместить ссылку в:
добавить комментарий

Статьи по теме:

Поддержка стойкой лактации.
Рекомендуем прочесть!

Можно ли кормить ребенка грудью в общественных местах?

Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
 Уход за новорожденным
 Здоровье новорожденного
 Кормление грудью
 Все о прививках
 Развитие ребенка
 Игры и игрушки
 Пособие на ребенка
 Детское питание
 Идем в поликлинику
 Мама, папа, теперь нас больше!
От года до 3-х
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты