Для нервной системы является характерным раздражимость, проводимость, реактивность. Всякое познание окружающего мира, прежде всего, основано на восприятии раздражений, которые приходят в центральную нервную систему со всех органов чувств. Раньше других у ребенка формируется кожная (поверхностная) чувствительность и интерорецепция (чувствительность от внутренних органов). Глубокая чувствительность — проприорецепция (от мышц, связок и суставов) — начинает формироваться несколько позже, когда появятся движения. Все пути чувствительности готовы к восприятию раздражений ко времени рождения ребенка. Наиболее развитой оказывается поверхностная чувствительность (реакция прикосновения, поглаживания) от кожи лица, губ, конечностей. Раздражение передается по чувствительным волокнам к клеткам ядер черепно-мозговых нервов или к клеткам задних рогов спинного мозга. От чувствительных клеток раздражение передается на двигательные клетки, в связи с чем возникает ответная двигательная реакция.
Первые движения.
В первые месяцы жизни ребенок реагирует на раздражение не только местным, но и общим ответным действием. Ответную реакцию можно получить не только на прикосновение, но и на укол (болевое ощущение), на изменение температуры окружающей среды. Участки чувствительной и двигательной сферы, рано включающиеся в деятельность, покрываются миелином раньше других. Раздражения, идущие от внутренних органов, локализуются преимущественно в брюшной полости, поэтому дети в любом случае жалуются на боли в животе. С возрастом идет совершенствование и дифференциация форм чувствительности. С развитием корковых структур (после 3 лет) становится возможным выявить состояние всех видов глубокой чувствительности: стереогноз, двумерно-пространственное чувство, дискриминацию и др.
Всякое движение (произвольное и непроизвольное) рефлекторно. Рефлексы могут быть различной степени сложности и замыкаться на разных уровнях нервной системы. В реакции на раздражение участвуют чувствительные, вставочные и двигательные нервные волокна. По мере созревания нервных клеток спинного мозга появляется первая рефлекторная деятельность. Развитие двигательных функций появляется еще во внутриутробном периоде. На 20-й неделе у ребенка появляются первые движения (шевеление), он стучит ножками, затем включаются движения верхних конечностей и в последние месяцы перед рождением появляются движения головой. На момент рождения должны быть сформированы и готовы к деятельности все структуры спинного мозга и ствол головного мозга, где располагаются ядра черепно-мозговых нервов и особенно ядро блуждающего нерва, регулирующего деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной системы и всех внутренних органов.
После рождения.
Первый вдох и выдох ребенка являются рефлекторными. Приложенный к груди ребенок должен сосать, это врожденный рефлекс. У младенца рано появляются защитные двигательные реакции, пищевое и лабиринтное сосредоточение, когда ребенок успокаивается при сосании или укачивании. После рождения у ребенка еще некоторое время сохраняется повышенный мышечный тонус и близкая к внутриутробной поза. Постепенно, к полутора—двум месяцам, мышечный тонус нормализуется, появляются хаотичные непроизвольные движения, некоординированные и быстрые по темпу, указывающие на включение черной субстанции (регулятор тонуса) и паллидума, что составляет экстрапирамидную систему мозга. В это же время появляется комплекс оживления, когда ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого.
Во втором периоде развития ребенка формируется зрительное сосредоточение: ребенок следит за движущейся игрушкой, рассматривает пальцы своих рук, играет с ними, пытается дотянуться до игрушки, висящей перед ним. Это действие указывает на формирование определенной функциональной системы: рука, глаз, мозжечок, обеспечивающий координацию действия руки под контролем зрения. Вначале ребенок многократно промахивается, берет то выше или ниже, то в одну или другую сторону, пока касается игрушки или захватывает ее. Так формируется метричность (учет расстояния до предмета), определенная функциональная система.
Далее..
К шести месяцам ребенок начинает самостоятельно садиться, при этом значительно расширяется кругозор, восприятие и использование игровых предметов. Все игрушки, предлагаемые ребенку, должны быть не только интересны, но и озвучены. Это очень важное сочетание зрительных и слуховых раздражений, приходящих в нервную систему одновременно, соединяясь между собой, образуя представление о данном предмете. Дотянувшись до игрушки, ребенок не только прикасается к ней, но и захватывает ее, что дает основание формированию мелкой моторики и глубокой чувствительности. Во втором полугодии совершенствуется и усложняется моторная функция, ребенок становится более активным, начинает ползать, стоять, а затем и ходить. Непроизвольные движения сменяются произвольными, что указывает на включение более высоких уровней нервной системы. К одному году ребенок начинает ходить, что указывает на своевременное развитие моторной сферы. Теперь ребенок может не только дотянуться рукой до игрушки, но и подойти к ней, показывая при этом формирующийся интерес и игровую деятельность.
Речь.
Очень важным является речевое развитие ребенка. В первые три месяца жизни ребенок издает отдельные звуки, по которым окружающие могут оценить его состояние: спокоен или недоволен, реакция на холод и голод. Во вторые три месяца жизни ребенок произносят более активно звуковые компоненты, привлекая к себе внимание близких. Эти звуки получили название «гуление», связаны с подкорковыми отделами и не зависят от наличия слуха ребенка. Во втором полугодии включается новый уровень деятельности нервной системы — кора головного мозга, при этом появляется лепет, зависящий от слуха ребенка, состояния нервной системы и окружающей обстановки (разговаривают ли с ним, эмоционально общаются). Из речи окружающих ребенок выбирает звуки, которые он может произнести. Первыми включаются в деятельность губы, так как они принимали активное участие в сосании, поэтому ребенок повторяет губные звуки, произносит их и прислушивается. Вначале лепет бедный, только одни губные звуки, медленно и редко повторяющиеся. Постепенно лепет становится активнее, разнообразнее и повторяется более длительное время. На момент конца первого года жизни из лепета формируются первые лепетные слова, направленные к определенному лицу.
На втором году жизни значительно активизируется общая моторная и речевая деятельность ребенка. Ходьба ребенка обусловливает знакомство с окружающими предметами. Мать или воспитатель называют предметы, соотносят их, привлекая внимание ребенка. Так формируется пассивный словарь, на базе которого в дальнейшем будет развиваться активный словарь. Чем больше внимания уделяют ребенку окружающие, тем больше знаний накапливается у него, тем активнее развивается речь и все высшие психические функции. Ощупывать предметы, играть с ними, создавая новые формы связей — тактильно-кинестетическую и моторную, слухо-зрительную, формируя объединение всех отделов в коре головного мозга, которое создает свои функциональные системы.
За время второго года жизни ребенка общие моторные навыки становятся более активными и дифференцированными, постепенно улучшается артикуляционная моторика, обусловливая возможность произнесения звуков. Расширяется пассивный и активный словарь. Ребенок, еще не сформировав слова, связывает одно с другим, что лежит в основе связной речи. В этот период активизируется познавательная деятельность, игровой процесс, интерес к общению, окрашенные эмоциональной реакцией. К концу второго года жизни ребенок произносит 200—300 слов, структура которых еще не сформирована (могут присутствовать отдельные слоги, редукции слоговых элементов, упрощения и др.).
После двух лет…
Во время третьего года жизни значительно активизируется общая моторика, улучшается произношение отдельных звуков, появляется интерес к прослушиванию и запоминанию коротких стишков и сказок, перенос прослушанного на игровую деятельность, разворачивается способность к подражанию, интонационному повтору. Сенсорная активность (зрительная, слуховая, тактильно-кинестетическая) обеспечивает новый уровень формирования познавательной деятельности. Активизируется речевое развитие: фраза становится более развернутой, количество используемых слов достигает 1000 (к концу третьего года), отмечаются грамматические конструкции, речь становится более связной и понятной. Трехлетний возраст в анатомии, физиологии, невропатологии, педагогике является критическим периодом, так как включаются наиболее высокие уровни нервной системы, обусловливающие формирование программы моторной, эмоциональной, речевой сфер, появляется самосознание «я».
После трех лет меняется внешний облик, физическое и психомоторное развитие ребенка. Дети становятся более крепкими, моторно более ловкими, реже болеют, самостоятельно себя обслуживают, появляется потребность в общении, в игровом процессе, увеличиваются запасы общих понятий. Подготовленный ребенок переходит из яслей в детский сад. Определяется эмоциональное отношение к окружающим. Большое значение приобретают мотивация деятельности, усидчивость, внимание и память, с которыми ребенок выполняет определенные задания. К этому времени активизируется мелкая моторика: дети собирают пирамидку, матрешку, а затем и мозаику, правильно держат карандаш или ручку. Из года в год совершенствуется общая и мелкая моторика, дети начинают рисовать и лепить,
у них формируется представление о пространстве, в частности, понятие о схеме тела, что отражается в рисунке я игровых процессах.
К 5—6 годам должна быть сформирована своя функциональная речевая система (звукопроизношение, фонематический слух, лексика и грамматические конструкции, произвольная речевая деятельность) в форме устной речи, являющейся базой письменной речи. Новый сложный этап в развитии ребенка — подготовка к обучению в школе.
Вот так, в результате ряда последовательного включения, накопления и скачков в развитии нервной системы при ведущем участии высших отделов коры головного мозга образуется многоуровневая функциональная система, обеспечивающая сложную эмоциональную, речевую и психомоторную деятельность человека.
Для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений очень важно знать последовательность речевого и психомоторного развития для выявления возможного отставания в развитии и необходимости специализированной помощи ребенку.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей