В детской психотерапии есть такое направление - терапия сказками. Сказка, которую рассказывают ребенку - это не просто некая история о том, о сем, о деде, о бабке. Сказка помогает ребенку сориентироваться в нашем взрослом мире.
"Расскажи мне сказку", - часто просит ребенок, а мы обычно спешим, нам некогда. А жаль, ведь сказка - это не просто времяпрепровождение для ребенка, но и уникальная возможность поговорить с ним о том, что его волнует, беспокоит, пугает. Сказки рассказывают о добре и зле и вечной борьбе между ними, о несправедливости и справедливости. Существует даже такое направление в детской психотерапии - рассказывание терапевтических сказок. Итак, что такое терапевтическая сказка? Это сказка, которая помогает ребенку, рассказывая о том, что ему близко, демонстрируя ему разные варианты решения проблемы. Сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми, наиболее важные передавались из поколения в поколение.
С этой целью могут использоваться как сказки хорошо известные и часто рассказываемые без всякой терапевтической цели, так и те, которые родители могут придумать специально для своего ребенка. Из общеизвестных сказок можно отметить следующие: "Мама для мамонтенка" (очень подходит для приемных детей), "Волк и семеро козлят" (о том, что бывает, когда не прислушиваешься к маминым советам о безопасности), "Золушка" (о соперничестве между сестрами), "Мальчик с пальчик" (ощущение беззащитности) и многие другие, которые помогают ребенку справляться со страхами, решать проблемы, рассказывают о школе. Но бывает, что такие сказки не воспринимаются ребенком как советы и решения, и тогда приходится придумывать сказку именно для него.
КАК СОЧИНЯТЬ СКАЗКУ?
1. Обдумайте проблему, которая беспокоит ребенка: постарайтесь понять, как он воспринимает проблемную ситуацию. Важно задуматься об этом именно с позиции ребенка. Если, например, вас беспокоит, что ребенок не хочет учиться, это совершенно не значит, что ребенка беспокоит то же самое. Попробуйте сначала просто поговорить с ним, выслушав его объяснения, почему он не хочет ходить в школу. Возможно, причина в том, что у него нет друзей?
2. Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка? Какие практические шаги, решения вы хотите предложить ребенку?
3. Рассказ следует начинать с описания героя или героини, у которых были бы сходные проблемы. Вашему ребенку будет проще идентифицироваться с персонажем истории, если вы сделаете его максимально похожим на ребенка. Желательно дать ему (ей) имя, похожее или хотя бы начинающееся на ту же букву, ему должно быть столько же лет, сколько ребенку, он может внешне напоминать ребенка, иметь столько же братьев и сестер, жить в таком же доме и т. д.
4. Рассказывая о вашем сказочном герое, не забудьте упомянуть о достоинствах ребенка, сильных сторонах его характера, качествах и талантах.
5. Внимательно следите за ребенком, когда вы рассказываете. Если ребенку скучно, то, вероятно, вы не угадали, что беспокоит ребенка. Если вы затрудняетесь в выборе дальнейшего направления рассказа, вы можете спросить у ребенка: "Как ты думаешь, что было дальше?", "Что он сделал?" и т. д. Вероятнее всего, ребенок подскажет вам, куда двигаться дальше.
6. Если ребенок задает вопросы или комментирует ваш рассказ, это очень хороший признак - значит, вы задели его своим рассказом, угадали, что его беспокоит. С другой стороны, это подсказка для вас, о чем еще он хотел бы услышать. Не оставляйте эти комментарии без внимания.
7. Если вы точно не знаете, что беспокоит ребенка в какой-то ситуации, попробуйте описать ситуацию и спросить его, что было дальше, что расстроило героя и т. д.
8. Учитывайте уровень развития ребенка - не усложняйте рассказ, не затягивайте его, если ребенку трудно удержать внимание продолжительное время.
Часто родителей беспокоит то, как сказать ребенку о том, что он приемный. В соответствии с предлагаемой схемой в первую очередь сформулируйте проблему (то, о чем вы хотите рассказать, то, что, на ваш взгляд, важно для ребенка, что может его беспокоить) и продумайте те мысли, которые вы хотели бы донести до ребенка. Итак, первый этап сочинения сказки - это создание главного героя, с которым ребенок мог бы идентифицироваться. Наиболее простой путь - "Жил-был мальчик, которого звали (имя, созвучное имени ребенка), ему было столько-то лет (соответственно возрасту ребенка). Он жил с мамой и папой (бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и т. п.) в большом доме. Больше всего он любил играть в..." То есть герой просто срисовывается с ребенка. Такой путь хорош для маленьких детей и для более старших детей, в возрасте около 10 лет. Для детей же 5-8 лет более удачным может быть вариант не столь прямой. У каждого ребенка есть любимый сказочный герой - важно выбрать не того, кто ситуативно симпатичен ребенку, а героя, который был бы интересен ему на протяжении продолжительного времени, в которого он играет. Это может быть совершенно неожиданный для вас выбор. Так, например, для моего ребенка на протяжении нескольких лет таким героем является младший поросенок из трех поросят. Однако даже этого героя необходимо "привязать" к жизни ребенка, добавив детали, по которым ему было бы проще связать себя с этим образом.
Затем наделяем этого героя положительными чертами, желательно теми, которые есть у ребенка (их можно преувеличить), или теми, которых у него нет, но нам кажется, что они помогли бы ему в данной ситуации: веселый, смелый, умеет справляться со сложностями, справедливый и т. п. Не стоит излишне идеализировать сказочного героя, чтобы ребенок не решил, что тот может справиться с любыми сложностями, а он, ребенок, нет - именно потому, что он не так хорош.
А дальше начинается собственно история. Итак.
"Жил-был мальчик, его звали Никита, ему было 5 лет. Больше всего он любил играть в машинки и слушать книжки. Он был очень хороший мальчик - веселый, умный, любопытный, хотя и не всегда слушался старших. Так получилось, что его мама не сразу нашла его. Сначала он жил в таком доме, где живут детки, у которых нет родителей. Это чем-то похоже на детский садик, только детей оттуда не забирают вечером, они остаются там ночевать. Но вот однажды мама с папой нашли его и забрали домой. Они очень хорошо жили все вместе, но Никита боялся, что родители могут опять отвезти его в этот дом и выбрать другого мальчика. Он очень старался слушаться, чтобы этого не произошло. Однако он уставал все время слушаться и начинал вести себя очень плохо, и родители сердились на него. Однажды мама очень сильно рассердилась на Никиту, ругала его и поставила в угол. Он стоял в углу и думал, не вернут ли его обратно. И вдруг подошла мама и сказала, что он может выйти из угла. А Никита вместо того, чтобы обрадоваться, заплакал. Мама испугалась и спросила у него: "Почему ты плачешь?" Когда он объяснил, мама обняла его и сказала, что они никогда никуда его не отдадут, потому что он самый настоящий их сын, а то, что родился он у другой женщины, это ничего не значит, просто так получилось". Никита успокоился - он поверил маме, ведь мама его никогда не обманывала".
Эта сказка, даже скорее история, ведь в ней нет волшебства и сказочных героев, помогает ребенку понять, что его переживания нормальны, так же могут думать и другие дети, и еще раз дает родителям возможность донести до ребенка то, что они его любят и для них не важно, как он появился в их доме.
Мы предлагаем вашему вниманию несколько сказок, все они связаны с проблемами приемных детей, прямо или косвенно рассказывая об этом.
Сказка "Ничей" подойдет для тех детей, которые помнят о детском доме и которым непонятно, зачем вообще нужна семья, что связывает людей, живущих вместе. Эта сказка хороша для тех детей, которые защищаются, говоря, что им никто не нужен. Именно для них хороша иносказательность сказки, а не история, рассказанная в лоб.
"Сказка про то, как аист ошибся адресом", придуманная одной мамой для своего ребенка, представляет один из вариантов того, как объяснить ребенку, почему у него была другая мама и как он попал в семью.
"Мама для мамонтенка" - известная сказка, по которой сделан мультфильм. Эта сказка также хороша, чтобы показать ребенку, что дети по-разному находят своих родителей. Опять же в силу иносказательности эту сказку можно использовать как повод для разговора с ребенком, который не знает о своем происхождении.
"Мышка и Мышутка" - сказка о том, как мама и ребенок находят друг друга. Важный момент в этой сказке - это когда Мышутку начинают дразнить и то, как происходит примирение в конце истории. Эта сказка может дать повод для обсуждения с ребенком того, что делать, если его дразнят в связи с его происхождением, что является одной из важных тем для многих приемных родителей.
"Нужно ли собаке кукарекать" - сказка, направленная на решение двух основных проблем. Традиционно для предлагаемой серии сказок, рассказывает об отношениях между приемными родителями и ребенком. Изюминкой этой сказки является предлагаемое в ней объяснение причин, по которым курица бросает своих детей.
"Птица Найденыш" - классическая сказка на тему сирот и приемных детей. Эта сказка написана братьями Гримм, что позволяет прочитать ее, не фиксируя излишне внимание ребенка на теме, среди других сказок этих авторов."Слон Хортон высиживает яйцо" - замечательная сказка в стихах, поднимающая важную проблему: чей ребенок в том случае, если у него есть мама и есть "биологическая мать".
"У солнца" - еще одна история, в которой просто и очень красиво рассказывается о том, как ребенок находит семью.
Все эти истории и сказки, сочиненные разными авторами, конечно же, не охватывают всех проблем, которые волнуют приемных родителей и их детей. Многих из них не предлагают никаких конкретных решений. Однако огромная ценность этих сказок состоит в том, что они дают возможность задуматься и обсудить эти проблемы. Очень часто родители, в принципе, знают, что они хотят сказать ребенку, однако совершенно не представляют, с чего начать. Такие истории - прекрасное начало разговора.
О сказках можно не только разговаривать с ребенком, но и играть в них, давая ему возможность развить сюжет, дополнив его новыми поворотами - как проблемами, так и решениями. Сказки можно рисовать - как наиболее понравившиеся моменты, так и всю историю в виде комикса. По сказке можно поставить детский спектакль или разыграть ее с марионетками. Не пугайтесь, если ребенок просит вновь и вновь повторить сказку, - это значит, что вы угадали: именно эта сказка важна для него сейчас.
Антонина Щепина