Беременность
К беременной было особое отношение на Руси. Больше всего это проявлялось в деревнях, хоть и рожали в то время чаще, но сами роды были особенным событием для жителей. Беременную женщину везде обсуждали: кто отец, на каком сроке, гадали, кто родится мальчик или девочка. К беременной относились мягче, не давали ей тяжелую работу, хотя свою основную работу будущая мама должна была выполнять вплоть до родов. Часто женщины рожали, работая в поле или справляясь по хозяйству. Беременность считалась чем-то таинственным и личным, поэтому беременная скрывала как можно дольше, то, что она носит ребенка. К тому же люди в то время, особенно в глубинках верили, что чем больше народу будет знать о предстоящих родах, тем больнее и продолжительнее они будут проходить. Случалось, что женщина ехала в телеге с поля и просилась выйти вроде как опорожниться, а сама через минут двадцать, полчаса возвращалась с ребенком в подоле. Пуповину в таких случаях перерезали ножом, согретым на костре. Приближающиеся роды скрывали от соседей и даже родственников. Чтобы роженица удачно разродилась, о родах должны были знать только мать или свекровь и повитуха. С одной стороны беременную почитали, и считалось, что ей присуще благотворно влиять на окружающих и даже вещать или лечить.
Но все же существовало мнение, что у нее две души и поэтому она постоянно находится на рубеже этого и потустороннего мира, что очень пугало людей. Женщине в последние месяцы беременности не разрешалось крестить детей, быть дружкой или просто принимать участие в свадебных обрядах. Считалось, что если беременная женщина переступит через острый предмет, например нож, то роды будут тяжелые, а переступив через коромысло, впоследствии родит горбатого малыша. Запрещалось пинать кошек, свиней, так как будут болеть ноги, а ребенок родится с щетиной. Нельзя было беременной также: выходить из дома после наступления темноты, присутствовать при строительстве дома, шить одежду для ребенка, есть сросшиеся(двойные) плоды, разглядывать уродцев или калек.
Роды
В семьях крестьян было принято рожать в местах укромных и тихих. Некоторые уходили рожать в баню, проводя там еще несколько дней после родов. Первый месяц после родов, а иногда и больше, женщина считалась «нечистой». Ей запрещалось брать в руки икону, святить хлеб, пить священную воду, ходить на праздник в гости или церковь. В некоторых деревнях родственники родившей так же считались «нечистыми». Для принятия родов приглашали специально обученного человека- повитуху. Обычно ей являлась пожилая женщина или старушка, обязательно вдова и имеющая своих детей. Иногда знания повитухи получали по «наследству» от более старой и опытной бабушки, но чаще опыт приобретался на практике с помощью необходимых обрядов и различных лекарственных или магических средств.
Повивальную бабку выбирали не сварливую, добрую, так как считалось, что характер повитухи передается ребенку. Так же смотрели и на то счастлива ли была в браке повитуха, здорова ли ,как живут сейчас дети принятые ею. Каждая повитуха имела свои заговоры, травки, способы лечения различных болезней. Например, для облегчения родов, некоторые использовали заговоры и различные подручные средства: ртуть, серебряные монеты, личинки и т.д. Повитухам приходилось часто бросать свои дела и идти принимать роды, так как их отказ помочь роженице считался большим грехом.
Обычно помощницу приглашали перед началом родов, об этом никто не должен был знать.Чтобы роды прошли быстрее, повитуха охлаждала или наоборот «распаривала» живот. Обычно роженицу поили рвотным, считалось, что после этого потуги пойдут сильнее. Иногда рожениц заставляли стоять на протяжении всех схваток, чтобы ребенок быстрее вышел. Для этого же рожавшую старались всячески испугать: могли окатить ее ледяной водой или приглашали мужика с улицы для того, чтобы он стучал в дверь и по-всякому ругался на рожавшую. Также для скорейшего розрождения распахивали в церкви царские врата, открывали и отмыкали в доме все, что можно. Муж и родственники расстегивали одежду на себе. В одних деревнях было запрещено присутствие мужа при родах, а в других наоборот приветствовалось. Участие мужа заключалось в чтении молитв, моральной поддержке жены (стоять рядом, держа за плечи). Иногда мужа раздевали совсем или переодевали в женскую одежду, заставляли кричать и стонать вместе с женой, чтобы часть боли перешла мужу.
После родов
Рожденную девочку заворачивали в полотенце, которое позже вешали над колыбелькой. Если рождался мальчик, его пеленали в мужскую рубаху. Повитуха перевязывала пуповину ребенка нитками или волосами матери, а перерезала ее хлебным ножом или серпом. Бывало, ребенок рождался как бы «обмершим», в таких случаях его окунали в холодную воду на пару секунд и шлепали ладонями по попке. Если это не помогало, то малышу делали «искусственное дыхание»: вводили в носик гусиное перо, брали за ножки и опускали вниз головой, дули в задний проход, старались «откричать» младенца, громко называя имя отца родившегося грудничка.
Если малыш рождался здоровеньким, повитуха его принимала и изгоняла послед. Делалось это в разных местностях по своему: где «выкликали» детское место, говоря «кис, кис, кис» и подергивая пуповину; выманивали послед на сахар; поили роженицу соком из свежего кала лошади; привязывали к пуповине кочергу, а к другому концу собаку и таким образом вытягивали детское место. Извлеченный послед применяли по-разному: сушили и использовали как оберег или для лечения различных заболеваний; закапывали вместе с куском черного хлеба, яйцом и салом в лапте с правой ноги. Иногда отрезали кусочек от последа и относили в различные места. Выбор места зависел от желаний родителей относительно будущего ребенка: если отнести послед к церкви - ребенок, когда вырастет, будет священником, оставить у торговой лавки - будет купцом.
После рождения младенца, повитуха исправляла «недостатки» его внешности: слегка мяла голову, делая ее боле округлой; сжимала ноги, исправляя их кривизну; при излишне припухлых сосках у младенца повитуха высасывала предполагаемое молоко.Воду после первого купания выливали под рассаду, чтобы ребенок быстро рос. Для того, чтобы кожа ребенка была белой, его первый раз купали в молоке или квасе, а чтобы был румяным его попку мазали кровью из пуповины. Умывали младенца материнским молоком. Считалось правильным кормить девочек из левой груди, а мальчиков из правой.
Обычно повивальная бабка помогала родившей женщине в течение трех дней после родов, в ее обязанности входило не только принять младенца, а и убрать в избе, приготовить пищу, ухаживать за матерью и младенцем. В некоторых случаях, например, когда в семье больше некому было помочь, повитуха жила в доме родившей до того времени пока та полностью восстановится и выйдет на работу. Повитух очень уважали. Считалось, что связь повивальных бабок и принятых детей очень крепкая. В народном календаре даже была особая дата-8 января, в этот день повитух всячески задабривали, угощали, одаривали.
© 2010 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей