Отправка сообщения о замеченной ошибке

Адрес страницы:
//crazymama.ru/article.php?a=1&id_article=1021&id_cat=30


Ошибка:



Комментарий:



ввести контактные данные войти на сайт под своим логином


Сообщение об ошибке отправлено
МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
Наш клуб
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
Что умеет новорожденный / Здоровье новорожденного / Ребенок до года / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

Что умеет новорожденный
Что умеет новорожденный

Малыш, который появился на свет, так слаб и беспомощен. Ему требуется много заботы, любви и вашего тепла. Однако, у малыша есть уже и свои умения, которые ему даны природой для адаптации к внешнему миру. Мы говорим о рефлексах новорожденных – именно они, наличие их или отсутствие, говорят о здоровье малыша, или наличии определенных проблем. Проявления этих рефлексов, их выраженность могут помочь доктору вовремя заметить неврологическую или другую патологию и оказать малышу своевременную помощь.

Что это такое – рефлекс?

Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. Другими словами, это набор реакций малыша на определенные внешние раздражители, которые проявляются специфическими двигательными и эмоциональными проявлениями. Рефлексы нужны ребенку для обеспечения его жизнедеятельности на первых этапах. Они в основном носят защитный характер, или тесно связаны с пищевым поведением и поддержанием жизнедеятельности на определенном уровне.

Все рефлексы делятся на безусловные, с которыми малыш родился, заложенные изначально на генетическом уровне, унаследованные от предков. Вторая группа - это условные рефлексы, которые формируются у крохи с началом самостоятельной жизни, и помогающие ему в адаптации. В период новорожденности проверяют в основном безусловные рефлексы. Их можно условно разделить на группы: оральные, спинальные и позотонические. Основные отличия заключаются в том, что оральные рефлексы замыкают свою дугу в головном мозге, в самых глубоких его структурах, спинальные – замыкаются на уровне различных сегментов спинного мозга. Позотонические замыкаются сложно – сразу в нескольких отделах спинного мозга, и отвечают за способность новорожденного распределить мышечный тонус соответственно его положению в пространстве. Со времененем они затухают. Как только ребенок овладевает навыками поднятия и удержания головы, сидения и стояния, они сменяются уже на мезэнцефальные. Это так называемые симметричные цепные рефлексы, которые контролируются средним мозгом – это правильная постановка рук и ног, таза и выпрямление тела при поворотах и наклонах головы.

Как правильно проверить?

На правильную оценку рефлексов зависит состояние ребенка – когда он ел, когда он спал и насколько малышу комфортно в данных условиях. Например, сытый малыш менее активно будет давать оральные рефлексы. Предупредите врача перед осмотром, когда малыш кушал последний раз, и как давно он спал. Кроме того, для осмотра надо выбрать тихое теплое место, желательно с естественным освещением, ребенок должен быть полностью обнажен. Врач сначала оценит позу малыша, его внешний вид, внимательно посмотрит, как он реагирует на окружающее. Кроме этого, врач оценит его двигательную активность, спонтанные движения рук и ног, реакцию на свет и звук.

Все врачи знают сроки появления и исчезновения различных рефлексов. Некоторые остаются на всю жизнь, другие должны быстро исчезать. Поэтому будут оценивать не только наличие того или иного рефлекса но и его сочетание с другими. Врач последовательно проверит и оценит рефлексы, начиная с простых, переходя к сложным, или вызывающим у крохи беспокойство. Кроме наличия самого рефлекса, необходимо отметить его симметричность с обеих сторон, усиление или ослабление рефлекса, появление патологических проявлений.
Не стоит заниматься выявлением рефлексов самостоятельно – это должен осуществлять только специалист – не все из них приятны крохе, и своими неосторожными движениями вы можете навредить ребенку. Врач же владеет техникой проверки рефлексов, и его работа не вызовет дискомфорта у малыша, позволив провести оценку быстро и качественно.

Проверяем оральные рефлексы

Данная группа рефлексов играет жизненно важную роль в развитии малыша, обеспечивая его возможность питания – с помощью набора рефлексов малыш может сосать. Эти рефлексы должны вызываться с первых минут жизни, но у недоношенных малышей они могут вызываться не в полном объеме. Все зависит от степени и срока рождения.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина), является эволюционно самым древним. На его основе складываются разнообразные руко-ротовые реакции ребенка, малыш познает мир изначально ртом и руками. Первые 2 месяца он выражен очень ярко, затем начинает ослабевать и в три месяца можно уловить лишь отдельные его компоненты. Проводится путем надавливания на область ладошки малыша большим пальцем, при этом кроха открывает рот и сгибает головку. Вызывается в норме у всех новорожденных, более выражен у голодного ребенка. При поражении ЦНС обнаруживается вялость рефлекса, а при неврологических нарушениях у детей старше 2 месяцев не выявляется его затухания.

Хоботковый рефлекс – вызывается легким постукиванием кончиком пальца в области циркулярной (круговой) мышцы рта. В результате происходит вытягивание губ «хоботком». Этот рефлекс входит в комбинацию сосательных движений и в норме вызывается до 2-3 месяцев. При неврологических проблемах ребенка его угасание задерживается.

Искательный рефлекс (поисковый Куссмауля) – вызывается поглаживанием фалангой пальца в области уголка рта. Не дотрагиваясь до каймы губ. В ответ вызывается опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя. Если же надавить на середину нижней губы, это приведет к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы. Рефлекс вызывают осторожно – не вызывая дискомфорта у крохи, потому как при болевом раздражении происходит только поворот головы в противоположную сторону, что может спутать врача. Более выражен рефлекс перед кормлением. А при его исследовании стоит еще обратить внимание на интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами. Этот рефлекс присутствует до 3-4 месячного возраста, сменяясь реакцией на зрительный раздражитель – малыш оживляется при виде груди или бутылочки. На основе эго формируются мимические реакции, перед тем как захватить сосок многие малыши раскачивают головкой и улыбаются. Важно оценить симметричность данного рефлекса и его выраженность, отсутствие рефлекса с одной стороны может говорить о поражении лицевого нерва.

Сосательный рефлекс – возникает с рождения в ответ на раздражение губ, полости рта и нёба. Если вложить малышу в рот сосок или мизинец, он начинает активно осуществлять сосательные движения. Рефлекс сохраняется обычно до 12-18 месяцев. Его отсутствие говорит о тяжелых неврологических проблемах.

Спинальные рефлексы

Основным рефлексом является защитный рефлекс новорожденного. Если кроху положить на живот, происходит рефлекторный поворот головки в сторону. Этот рефлекс выражен с рождения малыша. Угнетение же данного рефлекса говорит о тяжелом поражении нервной системы, равно как и выраженное поворачивание головы, и ее запрокидывание назад.

Рефлекс опоры и автоматической походки крохи вызывается с рождения, конечно, ни стоять ни ходить кроха не может. Но за счет врожденных рефлексов можно наблюдать феномен опорной реакции. Если держать ребенка подмышки на весу, он поджимает ножки, но если его поставить стопами на ровную поверхность, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах и всей стопе. Такая положительная реакция опоры ног является подготовительным этапом к шаговым движениям. Если малыша слегка подать вперед телом и головкой, то он сделает несколько шаговых движений – автоматическая походка. Иногда при походке малыши перекрещивают ноги на уровне голеней и стоп. Это не патология и связано с более сильным сокращением мышц-сгибателей, что является физиологичным для новорожденности. Этот рефлекс физиологичен только до 1-1.5 месяцев.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание. Для проверки рефлекса кроху кладут на живот на твердую ровную поверхность, голову кладут ровно по средней линии тела. В таком положении он совершает движения, подобные ползающим. А если к подошвам подставить ладонь, ребенок рефлекторно отталкивается от нее ножками, усиливает ползающие действия, скоординированности действий рук и ног, однако, не отмечается. В положении на боку и спине подобных действий не возникает. Рефлекс вызывается с 3-4 дня и угасает к 4 месяцам жизни. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, рожденных в асфиксии, при травмах и кровоизлияниях в ЦНС.

Верхний и нижний хватательные (с рефлексом Робинзона). Проявляется у новорожденных, если надавить на ладошки. При этом кроха обхватывает пальцы, что его можно слегка приподнять вверх. Физиологичен до 3-4 месяцев и позднее сменяется произвольным захватыванием предметов.
Аналогичный рефлекс вызывается на ножках. При надавливании на подушечку стопы происходит подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев – так называемый физиологический рефлекс Бабинского.

Рефлекс Галанта – проводится в положении ребенка на животе. Производится раздражение кожи спины, врач проводит пальцем по околопозвоночной линии, при этом малыш выгибает спину по дуге, отгибаясь от исследователя. Нога со стороны раздражения разгибается в области колена и тазобедренного сустава. Обычно начинает выявляться с 5-6 дня и физиологичен до 3-4 месяцев жизни, запаздывание рефлекса, равно как и его позднее угасание опасны с плане поражения нервной системы.

Рефлекс Переза – проводится в последнюю очередь, так как вызывает негативную реакцию со стороны малыша. Обычно малышу, повернутому спинкой верх, проводят пальцем по выступающим остистым отросткам позвонков направлении от копчика к шее. При этом малыш начинает плакать. Кричать, приподнимть головку, разгибать туловище, подгибая верхние и нижние конечности. Обычно он вызывается с рождения и угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс Моро – или объятий. Имеет несколько методик проведения и состоит из двух фаз. Обычно его вызывают ударом по поверхности, где лежит кроха на расстоянии около 15 см, либо приподниманием его разогнутых ножек и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. В результате – ответная реакция проходит в две фазы. Первая – это отведение рук в стороны и открывание кулачков, через некоторое время ручки возвращаются в исходное положение. Рефлекс выражен после рождения и при переноске ребенка на стол можно наблюдать его еще в родзале. Обычно угасает к 4-5 месяцам.

Надсегментарные позотонические рефлексы

Эти рефлексы отвечают за важнейшие этапы развития малыша – способность держать головку, сидеть, ползать, стоять и ходить. Они тесно связаны с мышечным тонусом крохи и его регуляцией - распределением тонуса при изменении положения тела в пространстве. Кроме периферических нервов в формировании этих рефлексов задействованы еще и отделы головного мозга – продолговатого и среднего.

К рефлексам продолговатого мозга относят:
Ассиметричный шейный тонический рефлекс вызывается при поворачивании головки лежащего на спине ребенка таким образом, чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча. При этом происходит разгибание руки и ноги, к которым обращено личико, и сгибание противоположных. Обычно более выражена в ручках, в ногах бывает не всегда.
Симметричный шейный тонический рефлекс – сгибание головки приводит к повышению тонуса в мышцах-сгибателях рук и мышцах-разгибателях ног.
Тонический лабиринтный рефлекс исследуют в положении на спине, у крохи отмечается максимальное повышение тонуса в разгибательных группах мышц, а в положении на животе – в сгибательных.

Наблюдаются с периода новорожденности до 2 месяцев и постепенно переходят в рефлексы с вовлечением среднего мозга. Вначале эти рефлексы зачаточные. Начинаются с лабиринтного установочного рефлекса на голову – малыш начинает выпрямлять головку при перемене положения тела. Этот рефлекс стимулирует развитие цепи последовательных рефлексов, помогающих приспосабливать туловище к вертикальному положению. Развиваются так называемые цепные симметричные рефлексы, обеспечивающие установку шеи, туловища, рук, таза и ног малыша. К ним относятся:
- шейная выпрямляющая реакция – если поворачивать голову в сторону, за нею следует и поворот всего туловища в ту же сторону. В результате формирования этого рефлекса ребенок примерно к 4 месяцам может повернуться из положения на спине на бочок.
- туловищная выпрямляющая реакция – при соприкосновении стоп малыша с опорой происходит выпрямление головы. Это отчетливо можно наблюдать с первого месяца жизни.
- выпрямляющий рефлекс туловища становится выраженным к полугоду жизни, сменяя собою примитивную шейную выпрямляющую реакцию. Ребенок может повернуть туловище и головку относительно таза.
- защитная реакция рук заключается в разведении их в стороны, вытягивание вперед или отведение назад в ответ на внеземное изменение положения туловища, создает предпосылки для баланса тела в вертикальном положении.
- защитный рефлекс Ландау является частью выпрямляющих реакций. Если малыша подержать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он начнет поднимать голову, затем наступает сокращение мышц спины и ног и иногда малыш изгибается дугой. Этот рефлекс появляется полностью к 4.5 месяцам. А отдельные его элементы прослеживаются и ранее.


© 2010 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей



Дата: 14 сентября 2010

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Оценка: 5 средняя оценка: 5 (голосов: 1)
Поместить ссылку в:

Статьи по теме:

Темперамент детей - условия взаимодействия.
Рекомендуем прочесть!

Безопасность наших детей.
Рекомендуем прочесть!

Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
От года до 3-х
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты