Скажите мой ребенок 5 лет уже умеет считать до 120, причем считает все подряд (очень...
В нашем каталоге собраны вопросы пользователей портала к специалистам самого широкого спектра: от фотографов, до психологов. Ко всем ответам нужно относиться с разумной долей скептицизма и понимать, что любое мнение может быть ошибочным и даже опасным! На свете много разных специалистов и мого различных мнений.
Вопрос: Скажите мой ребенок 5 лет уже умеет считать до 120, причем считает все подряд (очень интересуется), а вот с буквами беда - никак не хочет запоминать, говорит я их лучше посчитаю, Купила множество развивающих игр на изучение алфавита, но интереса ни к одной игрушки не проявляет - как быть? (причем, если прошу назвать букву - спрашивает, а что на эту букву начинается - я говорю - тогда она с неохотой ищет изображение на картинке и показывает - делает как одолжение для меня). Как быть, ка заинтересовать алфавитом? Спасибо.
Если вашему ребенку пока не интересны буквы, причин может быть несколько:
- они ему просто не интересны (тогда только вашим давлением можно ребенка заставить заниматься этой работой, но она не будет эффективной, и всегда будет идти "из-под палки". И результат будет очень посредственным.
- причина в вас. Возможно, вы начинаете со сложного - с графики. Начните со звуков - можно угадывать звуки в словах, хлопать в ладоши, когда вы произносите какой-то звук (например, ж). Играть в слова - то есть уметь слышать начальный звук в слове и конечный. Научиться слышать гласные. Начните с рассказа о гласных звуках, можете попеть их. Потом о согласных - потом петь слоги и хлопать, например, на все слоги со звуком "у". Вы говорите медленно Мо, Ма, Ми, Му - и тут ребенок хлопает, и т.д.
Когда ребенок будет хорошо слышать звуки, вы можете подойти к тому, что у каждого звука есть свое обозначение, свой братик, что-ли. Есть алфавит на магнитах - начинайте соотносить звук и букву - просто играя на холодильнике.
Допустим у вас сегодня звук А, буква А, и вы едите Арбуз. Так будет интереснее и веселее.
Для домашних условий такой подход оправдан.
Чтение и обучение чтению мы рекомендуем проводить у специалиста, так как родители часто по незнанию совершают ошибки (ну хотя бы звук и букву- постоянно путают терминологию), или провоцируют запинки в чтении, так как учат читать без опоры на гласную. Есть множество нюансов и главное в этом вопросе - не навредить, чтобы в школе не пришлось переучивать.
Что касается счета...
Ваш малыш ощущает эти цифры - как количество? Он понимает разницу между 12 и 120?
Важнее развить понимание величин цифр, чем зазубривание слов. Хотя, возможно, у вас с этим всё в порядке.
Про буквы...
Расскажите, в подходящий момент, историю про мальчика, которому было интересно продолжение сказки, а маме было совсем некогда ему её читать. Сочините сами. Или про Филиппика (Л. Толстотой) и другие. Дайте ребёнку повод и время подумать.
Пишите записки папе, бабушке, подружке. А когда читаете вслух книжки малышу, водите пальчиком по слогам слов. Главное развить понимание, что слово - это предмет, или человек, или действие. ;-) Наталья Ивановна.
Здравствуйте, Светлана!
Для начала давайте будем радоваться, что ребенок считает! Это здорово, что ему процесс учебы, счета доставляет удовольствие. Этот процесс нужно только поддерживать. В самом деле, ребенок С УДОВОЛЬСТВИЕМ осваивает навыки абстрактного мышления - давайте хвалить его за это! Нельзя перебить одно удовольствие другим.
Затем давайте спрячем на пару недель, а то и месяц все, что Вы купили для изучения букв. Соглашусь с мнением опытного воспитателя - на данном этапе надо просто взять паузу. А во время паузы будем хитрить. Во-первых, ребенок должен видеть Вас и домашних с книжкой и видеть, что Вам там очень интересно читать (в ответ на просьбу малыша, например, скажите - сейчас страничку дочитаю, очень интересно, и пойдем гулять). Когда читаете сказку на ночь - остановитесь на самом интересном месте. Я даю ребенку книжку и говорю - а теперь ты читай сам. Он еще не умеет, и я на это не рассчитываю, важен факт - теперь читаешь ты (несколько дней подряд). Посмотрим картинку, красивую заглавную букву - и читаю ему дальше.
Затем подумаем на свежую голову, отвлекаясь от сделанных развивающих пособий: а для чего вам изучать алфавит, то есть буквы? Я задаю этот вопрос, чтобы вы ответили - я хочу, чтобы ребенок научился читать. Если ваш ответ совпадет с моим, то у меня есть еще два вопроса.
Первый - а почему вы уверены, что Вашему ребенку именно сейчас пора учиться читать? Если ответ - "потому что вокруг все сверстники читают", или "я боюсь, что он будет плохо учиться в школе", или "потому что племянник/старший малыш/я сама/муж и пр. в этом возрасте давно уже читали" или иные подобные формулировки, то они не принимаются за 100% истинную родительскую заботу. Простите меня, грешащую регулярно тем же самым, но здесь родительского самолюбования и желания доказать себе и всем, что мой малыш лучше или. как минимум , не хуже других, больше, чем истинной заботы о развитии ребенка. Он будет читать! И Вы, возможно, еще будете говорить ему - "клади книжку и ложись спать!" раза по три за вечер. Но сейчас важно определить, почему Вы решили, что ему пора читать. Если ему пора - ему будет интересна ЭТА - буквенная - знаковая система. Она же ничем, собственно, не отличается от цифровой с точки зрения обработки информации мозгом. Это тоже логическая цепочка знак-символ. И если ребенок с интересом считает, то и читать он будет.
Тогда возникает второй вопрос. Как сделать так, чтобы ему захотелось читать? Заметьте - не изучать буквы, а читать, то есть знать, что интересного содержится в книжке? Ответ прост - ему должно быть интересно то, что вы читаете и захотеться самому этому научиться. Для этого мы с вами показываем собственный пример (см. упражнение выше), даем навык самостоятельного "чтения" (тоже выше), рассказываем старый советский стишок "Как хорошо уметь читать" и говорим. что он обязательно узнает, что написано в книжке про , к примеру, Пинноккио, надо только потерпеть. Ведь буквы - это те же цифры. Только интереснее.
Третий момент. А каким способом учить читать? Несомненно, вы купили много разных пособий и книжек. Заслуживает уважения совет про рассказывание историй. Есть еще методика, когда ребенку говорят, что к нему прилетал Карлсон, когда он спал. Он оставил ему письмо под подушкой. Под подушкой и правда обнаруживается конверт, в котором что-то написано (крупно одно слово). дальше вы его читаете и просите (от имени Карлсона) это же слово найти в комнате. Например, банан. Находится банан, соответственно подписанный. Назавтра ждем еще одно письмо - с апельсином, потом - с грушей, а потом - со словом, на котором на фрукте не достает букв. Надо сравнить и нарисовать "беглянок".
Собственно, так или иначе, можно обставить "вхождение" в процесс чтения. Но я хотела спросить немного о другом. Можно учить буквы, (потом мучительно в садике переучивать звуки), можно учиться по кубикам Зайцева (многие говорят, что эта методика дает отличный результат, так она основана на логике и музыке, то есть определенных кодировках, то, возможно Вам подойдет этот вариант), можно - по различным методикам. Лично мне нравятся кубики Чаплыгина, они логопедические, в нашем городе недешевые, но своему сыну, наблюдающемуся у логопеда, я хочу купить их. Потому что именно они ему, на мой взгляд, подходят. Вот это, собственно, я и хотела сказать. Каждому ребенку - своя методика обучения чтению. В свое время. Обязательно - с удовольствием! И с осознанием - какая Вы хорошая, заботливая мама, что так понимаете своего сына! Удачи Вам! И считайте с удовольствием, а мы будем у Вас учиться!
И еще встречный вопрос - вам нужно механическое запоминание букв или осознанное - соотнесенное со звуком? Судя по тому, что ребенок у вас считает до 120, напрашивается вопрос: а он понимает, что у каждого числа есть своей символ - это цифра. У чисел есть состав - это состав числа. Есть числа четные и нечетные. Или он их как стишок запомнил? Некоторые дети в возрасте 2 лет знают весь алфавит - и что? Дети знают стишок, в котором неосознанно идет перечисление каких-то непонятных для них звуков, но не алфавит.