В конце сороковых годов двадцатого века в филадельфийском Институте ускоренного развития ребенка работал молодой врач-нейрохирург Глен Доман. Все свое время он занимался проблемами обучения детей с тяжелыми поражениями нервной системы и травмами головного мозга. В процессе работы Доман пришел к выводу, что, стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга вцелом. Тогда был определен приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира. Результат превзошел все ожидания: дети, занимающиеся по методике Глена Домана, начинали не только читать, но и отлично развивались физически. В итоге больные, серьезно отставшие ребятишки начинали по всем показателям опережать в развитии своих здоровых ровесников.
К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их \"мягкой революцией\" в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста - до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. \"Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года\" - считает Доман .
После такого триумфа Глен Доман не без основания пришел к выводу: если моя система обучения принесла такие плоды в случае с больными детьми, то какие ошеломляющие результаты могут быть при её внедрении в жизнь здоровых детей!
Методика и цели обучения
Доман убежден, что в основе любого знания, любого умения, любой профессии лежат факты.
\"Они составляют базу, на которой будет построено знание. Без фактов нет знания. Есть усредненный набор фактов - есть среднее по уровню знание. Если набор фактов велик, то база знаний выше среднего\". Факты - основа знаний, знания - базис интеллекта.
Итак, цель занятий - познакомить детей с тысячами ясных, точных, интересных фактов. И факты эти, подобно компьютерной программе, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. Например, раздел \"Биология\", категория \"насекомые\", биты \"фотографии насекомых\", или - раздел \"Литература\", категория \"Детские писатели\", биты \"портреты писателей\". Изображения любых битов информации должны быть наклеены на картонные карточки определенного размера. (28 на 28 см.) На оборотной стороне надписывается наименование бита, например, \"это насекомое - божья коровка\". Доман подчеркивает, что ребенку должен сообщаться четкий, точный факт, а не мнение. То есть, утверждение \"какое красивое насекомое - божья коровка\" уже не будет правильным названием бита информации.
Как проходят занятия?
Несколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают (не дают в руки, а именно показывают на расстоянии не менее 45 см. от лица) и называют карточки, представляющие биты знаний разных категорий. Показывают очень быстро, 1 секунда на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости. Как правило, ребенок усваивает один бит информации (т.е. один факт-карточку) за тридцать показов.
За родителями признается бесспорное право разработать собственную, отличную от домановской, классификацию фактов по разделам и категориям. Сам автор методики среди различных областей знаний считает приоритетными чтение и математику. по его мнению, именно они больше всего влияют на интеллектуальное развитие ребенка.
Математика
Методика строится на постулате, что ребенок вместо абстрактных цифр и знаков представляет количество. Доман предлагает обучая детей математике показывать ребенку что-то в определенном количестве. Что? Да вот хотя бы картонные точки. Красные на белом фоне. Ведь именно этой цветовой гаммы следует придерживаться при обучении малышей. Карточки с точками (от 1 до бесконечности) следует показывать ребенку регуляро и с достаточной интенсивностью: 1-2 секунды на каждую. Продолжительность одного занятия не более 10-15 секунд. И так несколько раз в день. Со временем это научит малыша буквально молниеносно определять количество предметов, не пересчитывая их. Навык поможет детям отлично справляться с арифметическими действиями, в уме оперируя большими числами. При этом важно учитывать: начинать обучение надо тогда, когда ребенок четко представляет себе, что означает, к примеру, фраза: «На столе лежат два яблока, а рядом с ними четыре тарелки»
Чтение
Суть методики обучения малыша схода с той, что испольуется в математике: визуальный способ запоминания. Те же картонные карточки, но вместо точек на ни изображено слово. Большими красными буквами на все том же белом фоне. Доман утверждает, что по прошествии какого-то времени ребенок самостоятельно поймет законы, по которым письмо передает устную речь. На карточках пишем слова «мама», «папа», «интуиция», «дом». В общем, все что угодно. Доман предлагает постепенно увеличивать продолжительность и количество занятий. А когда малышу исполниться 2 года, с ним можно начинать изучать иностранные языки
Энциклопедические зания
При знакомстве малыша с билогией, географией и другими науками работает тот же принцип карточек. Звери, цветы, планеты – на карточке может быть изображено вес что угодно.
Физическое развитие
Доман разработал целую систему физического развития детей. В первую очередь, считает ученый, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц кроха будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать его так, чтобы это было психологически комфортно, стараться исподволь развить врожденные рефлексы.
Доман рекомендует учить малыша делать все, что только возможно - вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика). Развивая его таким образом, еще во время первого года жизни можно создать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он утверждает, что дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.