Как часто нас восхищает детская непосредственность и доверчивость! Малыши такие милые со своими смешными словечками, бесконечными «почему» и горячим желанием все знать. Некоторые взрослые пытаются всячески подогреть детскую любознательность, отвечая на все, даже самые нелепые вопросы ребенка; другие, наоборот, отмахиваются: «Тебе еще рано это знать, не приставай!»; третьи говорят то, что считают нужным, а остальные «почему» игнорируют.
Как сохранить доверие ребенка и в то же время привить ему здоровую осторожность? Ведь если малыш не найдет ответа у родителей, он вряд ли успокоится и, скорее всего, пойдет искать ответ у других, не всегда компетентных людей. И в следующий раз, когда возникнет проблемная ситуация, он обратится не к родителям, а к тому, кто раньше его внимательно слушал и понятно все объяснял. Только неизвестно, кто это будет и как этот «учитель» воспользуется детской доверчивостью.
Так что же воспитывать в ребенке: осторожность, недоверие, бдительность, учить полагаться лишь на себя или, наоборот, растить открытого, дружелюбного человека? Кому доверять, а кому не стоит? Чего не хватает именно вашему малышу — осторожности или открытости? Если эти и другие вопросы интересуют вас, давайте попробуем разобраться вместе.
Доверяю — значит люблю!
Очень важно, чтобы ребенок вам доверял. Ведь отношения, заложенные в детстве, оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь. И какой станет эта жизнь, как ваш сын или дочь будет строить отношения с другими людьми, во многом зависит от родителей.
Маленькому человеку необходимо комуто доверять, иначе ему очень сложно вступать в этот мир и осваиваться в нем. Наладить с ребенком добрые откровенные отношения в детстве гораздо легче. Главное, чтобы вы были честны и терпеливы с малышом. Часто родители думают, что, зарабатывая деньги, обеспечивая детей сейчас, потом они найдут для них время. Но это заблуждение: сегодня вам не до детей, а завтра им будет не до вас. И в том, что ваш ребенок вырос черствым, замкнутым, вечно занятым человеком, надо будет винить только себя.
Вы пришли с работы, устали, а дочка спешит поделиться своими успехами или неудачами в детском саду. Попросите ее нарисовать прошедший день в садике. На какоето время девочка будет занята, а вы сможете отдохнуть. Только потом не забудьте обсудить ее рисунок и выслушать. Иначе в следующий раз дочь не захочет делиться с вами своими проблемами.
В то же время и излишняя опека может создать массу проблем. Не стоит ограждать сына или дочь от всех тревог и волнений, необходимо учить ребенка противостоять трудностям. Люди, которые в детстве были изолированы от разного рода неприятностей, испытывают значительные затруднения, сталкиваясь с проблемами во взрослой жизни. «Тепличный» ребенок вырастает либо эгоистом, который считается только с собственным мнением, либо пугливым неуверенным человеком, не умеющим самостоятельно принимать решения.
Чтобы малыш вырос чутким и внимательным, надо научить его сопереживать, понимать, что близким тоже может быть плохо, одиноко, грустно. Тогда он будет знать, как вести себя в такой ситуации, стараться чем-то помочь. С самого детства следует внушать ребенку, что нужно не только чтобы тебя любили, но и самому любить. В противном случае кроха привыкнет, что все им восхищаются, балуют, и во взрослой жизни будет искать такую же слепую любовь, не давая ничего взамен.
Вот почему так важно создать дома атмосферу взаимной любви и доверия. Необходимо, чтобы малыш был уверен, что в семье он может поделиться любыми проблемами, что для него всегда найдется время, что его любят таким, какой он есть, и что бы ни случилось, рядом будут близкие люди. Ведь если он не найдет этого дома, то будет искать в школе, во дворе, на улице. И кто знает, что он найдет…
Бди!
Воспитывая в ребенке открытость и дружелюбие, надо помнить о «двух сторонах медали». С одной стороны, открытое, свободное восприятие мира помогает малышу легче общаться со сверстниками, развивать свои способности. С другой — нужно учить ребенка здоровой осторожности, бдительности. Конечно, не стоит запугивать кроху страшными историями о том, как «один мальчик пошел с незнакомым дядей» и что из этого вышло. Можно переусердствовать и развить повышенную тревожность. У слишком впечатлительных детей ее проявления могут быть различны: потеря аппетита, плохой сон, резкие перепады настроения, истерики… Так что осторожность и благоразумие следует воспитывать постепенно.
Поскольку у дошкольников и младших школьников игра является одним из важнейших видов деятельности, прививать малышу осторожность лучше всего именно в игре. Попробуйте разыграть различные ситуации: например, что делать, если незнакомый человек пытается заговорить или что-то обещает; как вести себя с малознакомыми людьми; кому можно доверять, а с кем нужно быть осторожнее. Для этого можно вместе с ребенком разработать систему «тайных» знаков (например, контур человека зачеркнут красным цветом или рядом восклицательный знак — опасно общаться с незнакомыми людьми на улице). Пусть малыш подумает, что может представлять опасность во дворе, в школе, дома, а потом вы вместе обсудите, как себя вести в опасной ситуации. Можно поиграть в игру «верно — неверно»: например, ребенок называет опасную ситуацию, а вы — ее решение. Не обязательно говорить верный ответ, пусть малыш сам вас исправит.
Ситуация: «На светофоре горит красный свет».
Ваш ответ: «Надо быстро перебежать через дорогу».
Правильное решение: «Надо подождать, пока загорится зеленый свет, посмотреть налево, дойти до середины улицы — посмотреть направо, а потом переходить дальше».
Кстати, осторожность должна носить здоровый характер и ребенок не должен страдать от излишней недоверчивости и бдительности. К этому склонны дети впечатлительные, ранимые, чересчур тревожные. Слова взрослых они принимают очень близко к сердцу, постоянно думают о плохом, переживают, становятся неуверенными в себе. Чрезмерно осторожный ребенок постоянно находится в напряжении, не может расслабиться даже с близкими людьми, что со временем может привести к нервному срыву. Тревожному человеку трудно находить общий язык с другими людьми (ведь он никому не доверяет!), он стремится все делать сам (так как не может положиться на других), не умеет отдыхать (ему все время кажется, что может произойти что-то ужасное). Помочь такому человеку можно, хотя во взрослом возрасте научить любить и доверять гораздо труднее. Отсюда вывод: делайте все в свое время.
Итоги: не навреди!
Воспитывая малыша, важно помнить: все люди разные и то, что подходит для одного, не годится для другого. Поэтому не старайтесь превратить славного общительного непоседу в мрачного недоверчивого буку. Пусть будет самим собой: веселым, открытым, жизнерадостным.
Как мы уже говорили, главное, чтобы ребенок доверял вам. Но и с вашей стороны должны быть откровенность и доверие. Дети не прощают лжи. Будьте последовательны в своих словах и действиях. Не давите на малыша, старайтесь говорить с ним на равных.
Не стоит думать, что ваш ребенок не допустит ни одной ошибки в жизни, не ошибается тот, кто ничего не делает. Ваша задача — помочь малышу избежать опасных ситуаций, но не всегда в ваших силах сделать так, чтобы он смог воспользоваться этими советами. И если ребенок пострадал по своей неосторожности или доверчивости, ни в коем случае не ругайте его. Он и так испугался, ударился, потерялся. Маленький человек пережил стресс, пусть даже по своей вине. Если хотите, чтобы малыш извлек из этой ситуации урок, поговорите, разберитесь, почему так случилось. Объясните ребенку, что вы не хотите лишний раз ругать его и читать мораль, просто вы очень любите его и переживаете. Очень важно, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось, он всегда может прийти к вам, вы его выслушаете и поймете. Но ответственность за свои поступки он все-таки должен нести сам.
Тест: «Доверчивый котенок или осторожный лис?»
Отметьте галочками утверждения, которые, как вам кажется, относятся к вашему ребенку.
1. Мой ребенок очень ласковый.
2. Он обожает плюшевые игрушки.
3. Ему нравится играть одному.
4. Мой ребенок любит, когда к нам приходят гости.
5. У моего крохи почти нет друзей в саду.
6. Он всегда аккуратно складывает свою одежду и игрушки.
7. Мой ребенок — фантазер.
8. Малыш долго привыкал к детскому саду или вообще не ходил туда.
9. Мой кроха не очень общительный.
10. Он очень самостоятельный.
11. Ему нравится подвижные шумные игры.
12. Мой ребенок быстро привыкает к новым людям.
13. Он никогда не жалуется.
14. Ему с трудом даются точные науки.
15. Он никогда открыто не проявляет свои эмоции.
16. Малыш обожает рисовать.
17. Он подолгу привыкает ко всему новому.
18. Мой ребенок очень активный.
19. Кроха спокойный и рассудительный.
20. Он редко доводит начатое дело до конца.
Если для вашего ребенка верны утверждения 1, 2, 4, 7, 11, 12, 14, 16, 18, 20.
Ваш малыш открыт и доверчив, возможно, он непоседа и нередко попадает в смешные и не очень смешные ситуации. Он умеет мечтать и, скорее всего, не лишен способностей. Важно развивать его творческие задатки (по этому поводу можно проконсультироваться с воспитателем или психологом). Хотя, конечно, некоторая осторожность вашему ребенку не повредит. Если вы придумаете интересную и забавную игру, в ходе которой он научится быть осторожнее, успех гарантирован. Ну, а если не хватает фантазии или времени, вот несколько вариантов:
* Можно сводить малыша в зоопарк, но не просто так, а чтобы он понаблюдал, как звери играют, прячутся, охотятся. Подойдет и фильм о животных. Потом поиграйте с крохой, попробуйте поохотиться, как пантера, или порезвиться, как медведица с медвежатами. Затем проговорите (вернее, проиграйте), как ведет себя человек в опасной ситуации (дома, на улице и т.д.).
* Придумайте вместе стихи или коротенькие рассказы на опасные темы. Например: «Если я встретил злую собаку; застрял в лифте; не выключил кран», «Незнакомец на улице: кто он?». Не слишком заботьтесь о совершенстве формы, главное, чтобы ребенок задумался, как он поведет себя в той или иной ситуации, какие возможны выходы.
* Также можно сделать плакаты, где будут изображены опасные ситуации и возможные пути выхода из них.
* Игра «Кто самый внимательный». В эту игру можно играть и дома, и во дворе, и в электричке.
Предложите малышу в течение нескольких минут внимательно изучить свою комнату, вид из окна или иллюстрацию в книге (желательно, чтобы картина была четкой, яркой и сюжетной). После чего попросите отвернуться или закрыть глаза и ответить на ваши вопросы. Например: какое время года изображено на картине, сколько игрушек на полке, сколько птиц во дворе и т.д. Потом поменяйтесь ролями: пусть ребенок проверит, насколько внимательны вы.
* Игра «Закончи сказку». Можно взять любую сказку или придумать новую. Важно начать рассказывать историю, а продолжение и конец вы придумаете вместе с ребенком. Если малыш придумает чересчур мрачное продолжение и несчастливый конец, предложите ему подумать, как еще можно дополнить сказку, чтобы у героя (героини) все сложилось удачно. Например, как можно было избежать опасной ситуации, кто способен помочь персонажу, кому надо было верить, а с кем быть осторожнее. Если у ребенка не получается придумать позитивное продолжение, помогите ему, создав нужное настроение. Но ни в коем случае не воспринимайте негативно попытки малыша (пусть и не очень удачные).
* Сюжетно-ролевая игра «Найди выход». Чтобы ребенок знал, как вести себя в сложных ситуациях, и не растерялся, необходимо проиграть их с вариантами решения. Это могут быть ситуации на темы «Один на улице», «Дорога из школы домой», «Неудачный день». Вы предлагаете, а дети пытаются разыграть ситуацию и возможные последствия. Взять, например, «Неудачный день». Вы начинаете рассказ, а малыш наглядно изображает его. «Одна девочка проспала утром и опоздала на урок. Ей написали замечание в дневник. Накануне вечером она смотрела интересный фильм и не подготовилась к уроку, а ее вызвали к доске и поставили двойку. К тому же она поссорилась с подружкой, которая не дала ей списать, и пришлось девочке возвращаться из школы одной. Как назло пошел дождь, а зонтика у нее не было. Тогда девочка села на скамейку и заплакала. Тут к ней подошел незнакомец и ласково спросил, что случилось и почему она плачет». Как должна повести себя девочка? Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми на улице? Почему нельзя? Как себя с ними вести? Важно разобрать как можно больше вариантов потенциального поведения. Быть может, ребенок сам предложит верное решение или его подскажете малышу вы. Необходимо, чтобы кроха знал, как можно и нужно себя вести в той или иной ситуации. В любом случае это придаст ему уверенности и заставит задуматься, прежде чем доверять первому встречному.
Если для вашего ребенка верны утверждения 3, 5, 6, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 19.
Похоже, с вашим малышом не очень много хлопот. Он особо не шалит, может подолгу играть один, послушен, содержит в порядке свои игрушки и одежду. Возможно, он даже слишком самостоятелен для своего возраста. Это, конечно, замечательно. Ваш ребенок осторожен, не слишком общителен, наверняка знает, как вести себя с незнакомыми людьми, поэтому вряд ли поддастся на какую-то авантюру. Но у него могут возникнуть другие проблемы. Следите, чтобы ваш малыш учился играть, общаться, иначе его отношения со сверстниками будут складываться непросто. Вашему чаду не нужна большая компания, но двое-трое друзей не повредят. Может, у вас не всегда хватало времени на ребенка, или это наследственность, но ему надо учиться доверять людям. Не только маме и бабушке, но и друзьям, другим родственникам. Хотя, возможно, ваш кроха чувствует себя комфортно и так. Будьте рядом, будьте готовы его выслушать и помочь. Главное, чтобы малыш чувствовал вашу любовь и доверие, а если он не слишком щедр на эмоции, что ж, это его индивидуальная особенность. Не заставляйте его, пусть он редко улыбается, зато эта улыбка — от души.
Ниже мы приводим игры и занятия, которые помогут ребенку избавиться от излишней тревожности или страхов.
* Рисунок «Мне не страшно». Предложите малышу нарисовать то, чего он боится больше всего (собаку, чудовище, машину, змей). А потом попросите на этом же рисунке что-то изменить, чтобы стало не страшно, а смешно. Смотри, чудовище обожает пить молоко из блюдца, как котенок. Машина, у которой лопнуло колесо, очень грустная, и ее жаль. А собака громко лает, потому что с ней никто не хочет играть. Пусть в неприятных, страшных вещах ребенок учится находить смешное.
* Игра «Герой». Попросите малыша изобразить себя в виде героя любой сказки. После того как рисунок будет готов, расспросите кроху, что делает его герой, хороший он или плохой, сильный или слабый, почему? В зависимости от того, какой персонаж будет нарисован, придумайте, какие приключения его ждут, что с ним может случиться; с кем он будет дружить или бороться, кого спасать. Важно, чтобы ребенок нашел в своем герое как можно больше положительных черт и выработал у него активную жизненную позицию. Например, малыш рисует зайчика, потому что он маленький и слабый, а вы акцентируйте внимание на том, что он быстро бегает, умеет запутывать следы, дружит с другими зверятами, добрый, всем помогает.
* Игра «Фантазеры». Поможет снять напряжение и развить воображение. Участники по очереди пытаются мимикой и жестами передать какое-то действие, настроение или предмет. А остальные угадывают. Задача — как можно интереснее, смешнее, ярче изобразить задуманное. Тот, кто угадывает, становится ведущим. Усложните задачу, пытаясь изобразить известные песенки, сказки или мультфильмы (можно стараться передать как сюжет, так и название).
Если для вашего ребенка верны утверждения из первой и второй групп.
Ваш малыш бывает как очень осторожным, так и слишком доверчивым. От чего это зависит, сказать сложно: может, от настроения или погоды, а может, от оценок в школе. Ребенок непредсказуем. Сегодня он разложил по полочкам игрушки и книжки, аккуратно заправил постель и самостоятельно выучил уроки, а на следующий день прогулял школу и подрался с одноклассником. Малыш может быть как открытым и доверчивым, так и замкнутым и молчаливым. Можно посоветовать только одно: не отмахиваться от вопросов и проблем малыша, когда он захочет ими поделиться. Помогать в сложных ситуациях, но не пытаться разрешить их за него. Пусть он будет уверен, что вам можно доверять в любом случае.
Будет просто замечательно, если вы вместе с ребенком сделаете необычный календарь, который позволит быть в курсе дел вашего малыша, любых изменений его настроения, поможет установить доверительные отношения с ребенком, а также узнать, что его беспокоит. Этот календарь подойдет как для 5-летнего карапуза, так и для 10-летнего школьника.
Вам понадобится: кусок плотного картона формата А4, 12 тетрадных листов в клетку (можно взять целиком тетрадь, только без обложки), простой и цветные карандаши, линейка и степлер. Каждый тетрадный лист надо разделить на квадраты, число которых соответствует количеству дней в месяце (например, январь — 31 квадрат). В верхнем левом углу каждого квадрата нужно написать дату. Прикрепить листы к картону так, чтобы было удобно переворачивать. Пусть ребенок раскрасит календарь по своему усмотрению и повесит на видное место: скажем, над письменным столом или на двери в комнате. А дальше, в зависимости от настроения, отмечает дни в календаре.
Если кроха еще не умеет рисовать, он может просто закрашивать дни тем или иным цветом. Только заранее договоритесь, какой цвет, что обозначает (например, желтый — радость, зеленый — нормальное состояние, красный — злость, черный — неудачный день). И, конечно, вы должны обсуждать, почему малыш раскрасил день тем или иным цветом. Что его напугало, обрадовало или рассердило? А вдруг вы сами были несправедливы к ребенку и он затаил обиду? Лучше сразу разобраться в сложившейся ситуации, ведь малышу может быть нужна ваша помощь, поддержка или просто дружеский совет.
Возможно, такой календарь поможет вам узнать, когда у вашего ребенка произошло что-то важное, когда он чувствовал себя одиноко или, наоборот, когда его душа пела.
Если ваш малыш не захочет делать «волшебный календарь», придумайте для него какую-нибудь другую игру, которая будет способствовать сближению и взаимопониманию.