Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.
Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.
В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.
Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми.
- Разложи картинки по порядку. Какое время года следует за зимой, какое - за весной и т.д. Какое время года перед летом, какое наступает после осени, какое между зимой и летом?
- Запомни и повтори: дом - санки - молоко - лапша - автомат...
- Хлопнуть в ладоши, когда поднимаю синий флажок; положить руки на колени, если поднимаю голубой флажок.
- Найди одинаковые предметы, соедини их линией. Игра «Одень по сезону»
Задачи: закреплять знания о временах года, развивать связную речь, временные ориентировки, учить выбирать одежду в соответствии с сезоном.
- Узнай и назови, что нарисовано.
- Если звучит бубен, подними руки вверх; если звенит колокольчик, опусти их вниз.
- «Переплетённые линии» Проследить глазами все линии без помощи рук и найти конец каждой линии.
- Посчитай и скажи, сколько раз я хлопну в ладоши.
- У кого такая же фигура? (Поочерёдно показываются карты с изображением геометрических фигур.)
- Назвать по цвету и расположить все круги а) в порядке уменьшения их размеров; б) в порядке увеличения их размеров.