В этой статье мы поговорим о проблемах, с которыми дети сталкиваются, начиная овладевать устной речью. Точнее, это даже не проблемы, а временные трудности, которые в большинстве случаев исчезают, когда ребенок получает достаточно жизненного опыта.
Немного о речи детей.
Первые звуки и слова ребенок произносит внутри своей семьи. Близкие находятся рядом с малышом постоянно, поэтому понимают его – особенно это касается мамы. Часто случается так, что родня просит мать «перевести» слова малыша. Взрослых умиляет, как ребенок пытается разговаривать, поэтому они могут долго не замечать, как он говорит и насколько это правильно. Часто дети «застревают» в таком состоянии: они видят положительную реакцию взрослых и думают, что все делают правильно. В итоге другие дети и взрослые оказываются не в силах элементарно их понять.
Почему возникают проблемы?
Навыки общения закрепляются именно внутри семьи, поэтому ее членам важно самим стараться правильно строить предложения и произносить слова, ведь ребенок учится именно у них. Нужно много разговаривать с ребенком: буквально что вижу, то пою – все свои действия правильно и отчетливо проговаривать, поправляя ребенка, если он говорит неверно. Доказано, что ребенок, с которым много и часто говорят, быстрее начинает говорить сам, чем когда с ним говорят мало и только по необходимости. Не требуйте от малыша точного и правильного воспроизведения слов – это просто невозможно, ведь он еще слишком мал. Подавайте пример правильной речи. Ребенок буквально впитывает речь взрослых, интонацию, произношение и даже слова-паразиты. Именно поэтому очень важно уделять особое внимание собственной речи дома.
Дети могут долгое время общаться без слов, жестами, мимикой показывать, что им нужно в данный момент. Удивительно, но близнецы общаются так между собой очень долго, и их родителям рекомендуется как можно раньше подключать к их играм других детей, желательно постарше. Так дети будут учиться общаться словами и получать опыт живого общения.
Особенности общения.
Маленькие дети еще не умеют общаться спокойно, как взрослые. Они кривляются, прыгают, дергают друг друга, издают разнообразные звуки, кричат – чем громче, тем лучше. При таком общении они почти не слышат друг друга, не улавливают суть слов. Но для развития навыков общения этот этап необходим.
Бывает, что в возрасте около 1,5 лет, когда только начинается общение вне семьи, ребенку достаточно самого себя. Он может играть как бы сам с собой, что-то говоря себе под нос и не вступая в контакты с другими детьми и взрослыми. Даже если он взаимодействовал с детьми, давал или забирал игрушки, то все равно может сказать, что играл один. Со взрослыми дело обстоит иначе. Дети видят в них пример и общаются более конструктивно, уже отдавая себе отчет, что крики и кривляния неуместны.
Общение ребенка со сверстниками часто осложняется отсутствием необходимых навыков, например, если он в раннем возрасте не получал нужного примера и учился сам, как мог. Казалось бы, что здесь такого? Общается как может.
Но дело в том, что если оставить все как есть, то у ребенка позже могут возникнуть серьезные проблемы, он не сможет завести друзей, не сможет подойти, чтобы познакомиться. Дети, у которых достаточно навыков общения, будут держаться от него подальше, потому что им он будет неинтересен.
Вытекающие проблемы.
Теперь представьте, что будет у этого ребенка с самооценкой. Он будет думать, что он «изгой», что «никому не нужен», скорее всего, прибьется к группе таких же «неконтактных» детей. В итоге он, конечно, получит все необходимые навыки, но с большим трудом, преодолев множество психологических стрессов и даже травм. То же самое может происходить и в общении со взрослыми, но это менее травматичная ситуация, так как взрослый человек может сразу обратить внимание на своеобразное общение ребенка и принять необходимые меры. Нужно как можно раньше начать работать с ребенком в этом направлении.
Маленький словарный запас.
Это тоже особенность общения детей. Когда ребенок становится постарше, общение приобретает для него другое значение. Он начинает общаться со всеми на равных, но его словарный запас еще слишком мал в силу маленького жизненного опыта. На определенном этапе неумение выразить свои мысли словами может повлечь непонимание со стороны сверстников.
Рекомендации психолога:
Постарайтесь как можно спокойнее относиться к тому, как начинает говорить малыш. Чем естественнее это будет, тем лучше для вас и вашего ребенка. Маленькие дети очень чутко чувствуют настроение и настрой своих родителей. Если вы будете переживать или сильно концентрироваться на этом вопросе, ребенок автоматически сделает вывод, что с ним что-то не так. Так уж устроены дети. «Если мама уделяет моей речи так много внимания, – думает ребенок, – значит я что-то неправильно делаю, я плохой и у меня ничего не получится». Вот почему я бы не хотела называть это проблемой в самом начале статьи. Постарайтесь давать ребенку другой посыл: «У тебя все получится, ты молодец, я помогу тебе!»
Много и подробно рассказывайте ребенку обо всем, причем делать это должны все члены семьи. Хорошо, когда есть бабушки и прабабушки, которые знают много разных стишков, потешек, песенок, загадок и считалок. Можно спеть малышу песню, почитать книжку – всё это поможет увеличить его словарный запас.
Полезно играть в игры, где нужно будет рассказывать о каких-то предметах или явлениях. Можно играть и дома, и на прогулке, и по дороге детский сад. Дети с большим энтузиазмом включаются в такие забавы. Попутно они запоминают свойства предметов (цвета, формы и так далее) и проговаривают их.
Задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы дать ему возможность как можно полнее самому рассказать о чем-то. Например: «Что ты сегодня делал в детском саду?» А если спросить: «Вы играли сегодня в детском саду?», – у ребенка будет только один вариант ответа: «Да».
Детей очень важно слушать!
Если ребенок почувствует, что вы его не слушаете или слушаете невнимательно, он просто замкнётся в себе и будет рассказывать вам о своих переживаниях редко и только по необходимости.
К сожалению, из-за занятости большинству родителей сложно уделять ребенку достаточное количество времени. Можно придумать ежедневный ритуал: например, вечером, перед сном, выделить 10-15 минут, чтобы просто поговорить с ребенком. Пусть он расскажет вам, что его беспокоит, о чем он мечтает, что его, возможно, тревожит. Поговорите, почитайте книжку, уложите ребенка спать. Хорошо, если участвовать в этом будут и мама, и папа. Важно на раннем этапе развития речи ребенка понять, есть ли у него какие-то физические проблемы, которые помешают ему начать нормально говорить. С этим нужно сразу обращаться к логопеду. Когда ребенок становится постарше, с ним можно начинать писать и читать – это тоже форма речи. Так ребенок быстрее научится правильно говорить.
Не коверкайте речь.
Иногда родители, бабушки и дедушки разговаривают с ребенком подобным образом: ав-ав, би-би, и так далее. Долго этим увлекаться не стоит, дети быстро все запоминают и, скорее всего, будут употреблять такие слова сами. Ваши дети достойны красивой и полноценной речи. Не менее важны интонации. Старайтесь не менять вашего обычного тона. Интонировать важно тогда, когда вы читаете какое-либо произведение.
В целом, проблемы общения важно исправлять в раннем возрасте, просто уделяя общению больше внимания. Тогда ребенок быстро начнет говорить хорошо и правильно.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.