Мой муж занимается ювелирными украшениями – он оценщик. Я часто прошу его рассказать о правильном уходе за драгоценностями. Приведу вам интервью с ним.
«По долгу работы мне часто доводится сталкиваться с тем фактом, что люди не умеют ухаживать за ювелирными изделиями. А поскольку большинство ювелирных изделий, безусловно, принадлежит женщинам, то этот рассказ для них», – рассказывает специалист.
Какие бывают виды золота.
Золото в натуральном своем виде – ярко-жёлтый металл; оно очень мягкое, а потому в чистом виде встречается лишь в позолоте, некоторых монетах, в банковских слитках, ну и в самородках, конечно. В ювелирных изделиях золото используется только с лигатурой, т.е. с примесями, которые делают его более твердым и устойчивым к механическим повреждениям. При использовании лигатуры золото меняет свой цвет.
Самый привычный золотой сплав жёлтого цвета, к которому мы привыкли, изготавливается с использованием в качестве лигатуры меди и серебра в равных пропорциях. То есть, в обручальном кольце 585-ой пробы содержится 58,5 процента золота, а оставшиеся 41,5 процента в равных долях (по 20,75%) делят между собой медь и серебро.
Если из сплава убрать серебро и оставить лигатурой только медь, то сплав станет розово-красного цвета – его часто называют червонным золотом. Не стоит путать червонное золото с монетами-червонцами (10 рублей). Червонцы при Николае II и в 1920-ых годах были 900-ой пробы, а потому многие считают, что червонное золото – высокопробное. Это не так. Помимо монет, 10 рублей при Николае II выпускались в виде банкнот красного цвета, отсюда и пошло название красного медьсодержащего золотого сплава. Кстати, с 1947 по 1991 годы 10-рублёвые банкноты также были красного цвета.
Использование в качестве лигатуры одного серебра дает сплав зелёного цвета. Казалось бы, жёлтое золото и белое серебро… да, а сплав получается зелёным. Это ещё не самое удивительное. Но вернёмся к зелёному золоту. Оно очень популярно в Турции и арабских странах, например в Египте. Теперь вы понимаете, что если изделие состоит из жёлтого, красного, зелёного и белого золота – то просто в разных частях изделия использована разная лигатура.
Отдельный разговор про белое золото.
Вполне понятно, что белым сплав становится от белых металлов в сплаве. Начнём с самого дорогого – это платина. Сплав получается твёрдым, тяжёлым и очень дорогим. В реальности платина в качестве лигатуры используется только в люксовых ювелирных изделиях из-за своей дороговизны. Палладий сейчас почти не используется как добавка в белое золото, так как сплав получается более тусклый и менее белый, чем при добавлении платины, но при этом всё-таки он намного дороже ширпотребной белой лигатуры. В подавляющей части ювелирных изделий из белого золота используется смесь никеля, кадмия и магния. Она самая дешёвая как в стоимости металлов, так и в стоимости обработки сплава.
Для усиления белого цвета иногда применяют родирование. Родий – драгоценный металл белого цвета платиновой группы, но из-за своей хрупкости в ювелирном производстве используется лишь как покрытие. Именно поэтому, вы, скорее всего, никогда и не слышали о родиевых изделиях. Их попросту нет. Родий наносят на изделие, как наносят золото в качестве позолоты, только при родировании поверхность ювелирного изделия становится белой.
Цветное золото.
Несколько слов хочется сказать о золотых изделиях других цветов. В рекламе вы можете встретить украшения из фиолетового, тёмно-зелёного, голубого, синего, коричневого и даже чёрного золота. Но это экзотика, и в широкой продаже их ожидать не стоит. Дело в том, что подобные цвета золото получает от сплава с металлами, с которыми золото не может образовать стабильных прочных соединений, а потому такие сплавы хрупкие как хрусталь. Их ещё называют металлидами. Из металлидов делают вставки в ювелирные изделия или экспонаты для ювелирных выставок, не предназначенные для повседневного ношения или применения.
Что это за металлы и сплавы? Алюминий даёт сплав с золотом фиолетового цвета, калий – оливкового, рубидий – тёмно-зелёного, индий – голубого, железо с хромом – синего. Для получения сплавов коричневого и чёрного цветов, помимо нестабильной сложносоставной лигатуры, золото подвергается специальным термическим и химическим обработкам и покрытиям.
Уход за ювелирными украшениями.
Начнем с главного врага золота, это жидкий металл – ртуть. Золото – отличный металл, оно не окисляется и не ржавеет, устойчиво к температурам и не вступает в реакцию почти со всеми кислотами, но вот от взаимодействия с ртутью оно ведёт себя как кусок сливочного масла на горячей сковороде. И хотя сейчас ртутные тонометры не продаются, а ртутью не лечатся, у населения ртутьсодержащих предметов ещё очень много (например, обычные градусники), поэтому исключите возможность контакта золотых украшений с ртутью даже в очень небольших количествах.
Ювелирные украшения из драгоценных металлов и камней деформируются, царапаются, засоряются. Цепочки и браслеты растягиваются или рвутся. Камни трескаются, откалываются или выпадают. Всего этого можно избежать, если соблюдать несколько простых правил.
1. Работая на кухне, в огороде, гараже или где-то ещё, ювелирные украшения необходимо снимать – в первую очередь кольца. Ведь мало кому придёт в голову выкапывать картошку или штукатурить стену в вечернем платье и в туфлях на шпильке, а вот в изделиях из драгоценных металлов все это почему-то делают довольно часто.
2. Самое простое и неприятное – банальная грязь. У многих ювелирных изделий, в первую очередь у колец и серёжек, с обратной стороны имеются выемки, пазы, щели, в которые набивается крем для рук, мыло, пот, пыль, а также то, с чем вы соприкасаетесь: пищевые жиры, земля и т.д. Получившийся состав, как правило, липкий как пластилин, поэтому просто водой его не смыть. Удобнее всего вычищать его старой зубной щёткой с мыльной водой (но не с мылом!). Случается, что и она не всегда может помочь, поэтому лично я иногда использую деревянные зубочистки: они длинные, тонкие и ими удобно прочищать различные щели. Потом пройдитесь щёткой – сначала твёрдой, затем мягкой.
3. Если изделие с камнями, то с обратной стороны под каждым камушком есть маленькое отверстие, оно необходимо, чтобы пропускать лучи света – иначе камень не будет блестеть. Отверстия эти также необходимо тщательно прочищать. Если камешки на ваших ювелирных изделиях перестали ярко блестеть, это сигнал – пора бы их почистить. Некоторые пытаются кипятить свои ювелирные изделия, якобы от этого грязь «сама отстанет». Не отстанет, а вот вред изделию можно нанести весьма серьёзный.
Изделия с камнями (любыми разновидностями) нельзя нагревать. От нагрева камни, а также многие эмали и вставки органического происхождения (кость, коралл, янтарь, перламутр, кожа и т.д.) трескаются и даже рассыпаются.
Если пропал блеск.
Со временем, даже при очень бережном обращении, ювелирные изделия покрываются мелкими царапинами и становятся тусклыми. Вдобавок к этому серебряные украшения темнеют. Лучше всего это устраняется полировкой. Можно сходить в ювелирную мастерскую, где вам отполируют изделия, а можно купить полировальную салфетку и самостоятельно полировать на досуге свои украшения. Полировальные салфетки продаются практически в любом крупном ювелирном магазине (салоне), и различаются по цвету: для золота жёлтые, для серебра белые – перепутать их сложно. Крупные и глубокие царапины рекомендуют устранять всё же с помощью профессионалов.
Но не все поверхности можно полировать. Например, матовую поверхность, а также поверхности с покрытиями, такими как родиевое покрытие на золотых и серебряных изделиях (родирование), и золотое покрытие на серебряных изделиях (позолота) трогать нельзя. От полировки они просто стираются с поверхности. Некоторые виды чернения на серебряных изделиях тоже лучше не трогать.
На мне серебро темнеет.
Хочется задержаться на вопросе о потемнении серебра. Люди очень часто задают вопрос, почему оно темнеет, или объясняют это явление своими болезнями и проблемами с обменом веществ. Запомните для себя – серебро не темнеет! Оно, как и золото, не окисляется.
Что же меняет цвет? Ювелирные изделия, как уже упоминалось, не делают из чистого золота или серебра, а в сплавах чаще всего содержится медь. Вот она-то и темнеет при взаимодействии с серой или сероводородом. Эти элементы содержатся как в атмосфере (особенно в крупных городах), так и в человеческом поте и кожном секрете.
«Травмы» ювелирных изделий.
Ювелирные изделия не нужно бросать, ударять. При ударах из-за своей мягкости они деформируются, камни из них выпадают. Если вам подарили кольцо с бриллиантом, не спешите царапать им оконное стекло. Да, бриллиант твёрже стекла, но, во-первых, бриллиант оставляет царапины на стекле лишь под определённым углом, во-вторых, мелкими бриллиантиками (которых подавляющее большинство) поцарапать что-либо в принципе невозможно, а в-третьих, под нагрузкой лапки каста (крепления, держащего бриллиант) могут погнуться, и камень выпадет. А зачем вам это? Проверить подлинность бриллианта можно практически в любом ломбарде за 50-200 рублей.
Что делать, если ваше ювелирное изделие сломалось?
В случае повреждения цепочки и браслеты вытягиваются и даже рвутся, в зависимости от толщины и типа плетения. Замки на цепочках и браслетах ломаются или пружина в них изнашивается со временем, тонкий язычок в замках со временем стирается. Кольца от нагрузки часто гнутся, и даже лопаются, особенно когда в руках носят тяжёлые сумки из магазина. В серьгах обычно гнутся или ломаются застёжки. Ну и, конечно, из всех видов изделий иногда выпадают камни.
Во всех этих случаях необходимо отнести изделие в ювелирную мастерскую. О чем спросить и как проверить мастера-ювелира, я расскажу в следующей части нашей беседы.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.