Понимать и воспитывать.
Необходимо знать и помнить, что начинать воспитывать ребенка, формировать его характер, поведение необходимо с рождения, а не когда-то потом... Здесь уместно вспомнить мудреца, которого спросили: «Когда можно и нужно начинать воспитывать ребенка?». На что он, узнав возраст малыша, указал на то, что родители опоздали с воспитанием ровно на столько месяцев, сколько сейчас ребенку. Запомните: самыми стойкими навыками взрослого человека являются те, которые он получил в детстве. Привычки, которые вы прививаете ребенку с самого раннего детства, станут в его жизни важнейшими ориентирами. Следовательно, эти привычки должны быть хорошими.
Основные советы
1. Воспитанием ребенка должно заниматься немного людей – конечно, в идеале, сами родители.
2. У малыша должно быть желание научиться всему новому. Стремление к познанию существует у всех здоровых детей, однако все стремления должны стимулироваться. Необходимо каждое достижение малыша замечать и поощрять добрыми словами.
3. Все требования взрослых должны быть выполнимы для ребенка.
4. Не запрещайте ребенку чрезмерно много.
5. Никогда не обещайте ребенку то, чего вы не сможете или не хотите выполнять.
6. Будьте примером для детей, ваши собственные поступки должны быть достойными подражания.
7. Наказание должно следовать сразу же после проступка, наказания никогда не должны быть сильнее самого плохого поступка. Нельзя наказывать детей при посторонних людях или в порыве ярости.
8. Как можно чаще проявляйте свою любовь к ребенку, не скупитесь на похвалу.
Основные типы неверного воспитания
Отвержение — открытая враждебность.
Эмоциональное отвержение ребенка матерью может выражаться в различных по силе проявлениях и проявляться совершенно различно. Только незначительную часть детей родители бросают или отдают на воспитание другим лицам. Подавляющее большинство детей остается в лоне семьи.
Основные причины отвержения детей матерями — их психологическая незрелость, невротизация женщины и, в крайних случаях, развитие психоза. Эти молодые матери пока еще не могут сами адаптироваться к жизни, не способны привязаться к своему ребенку. Нередко такие матери в своем детстве были обделены родительской любовью. В ряде случаев ребенок отвергается из-за того, что его идентифицируют с другими лицами семьи или окружения (его папой, братьями, сестрами), к которым имеются неприязнь, враждебность. Большой риск стать отвергнутыми имеют дети, рожденные вне брака или с целью воздействия на партнёра (чтобы заставить его вернуться, отказаться от алкоголя и пр.).
Одна из причин отвержения малыша его отцом – принятие мнения жены, для которой ребенок нехороший. Это происходит, когда муж занимает подчиненное положение. Другая причина отверждения малыша – обиды или страдания отца, который переживает недостаток любви или сексуального внимания своей супруги.
При явном эмоциональном отвержении могут проявляться признаки открытой враждебности, что проявляется в стиле воспитания по образу «Золушки». Ребенок не удостаивается ласки и внимания, ему постоянно дают понять и почувствовать свою ненужность или виновность в чем-либо, часто говорят, что он мешает родителям в жизни. К нему обращаются в основном чтобы наказать или дать какое-либо поручение.
Жестокое обращение с ребенком.
Крайне важно выявление семей, где имеется не только отвержение, но и явная враждебность с жестокостью к ребенку. Жестокость проявляется:
– в физическом обращении: постоянных подзатыльниках или периодических избиениях, которые могут закончиться увечьем ребенка;
– в сексуальной эксплуатации ребенка в форме совращения, развращения и даже насилия над ним со стороны членов семьи.
К сожалению, первым сигналом жестокого обращения с ребенком могут оказаться одна или чаще множественные травмы, обнаруженные у ребенка, а также и несчастные случаи (ожоги, отравления, бытовые травмы и т.д.). Медицинский работник, соседи, педагоги должны суметь увидеть за единичным инцидентом, а тем более за их серией, особенность семейного воспитания и обязательно вмешаться в судьбу малыша.
Гипоопека — недостаточная забота о ребенке.
Выделяют несколько разновидностей гипоопеки:
• Перфекционизм. Мать убеждает себя и окружающих, что она не может полюбить малыша такого, какой он есть сейчас, однако она его полюбит, когда он станет лучше. В данном случае мать проецирует свою вину (нелюбовь к ребенку) на ребенка. Стремясь к тому, чтобы понравиться родителям, и не получив одобрения, ребенок перестает верить в себя, в свои силы и постепенно у него возникает комплекс вины.
• Гипопротекция. В сущности, это даже не особый тип воспитания, а его полное отсутствие. Не удовлетворяются физические потребности ребенка: его забывают покормить, переодеть, помыть и т.д. Родители совсем не учитывают духовных потребностей ребенка, у которого зачастую нет своих уголка, книжки или игрушки, с ним никто не занимается. Родители не проявляют интереса к вопросам, как их ребенок проведет свободное время, кто его друзья, где они общаются, чем занимаются. Им не интересны переживания ребенка.
• Скрытая гипопротекция.
От предшествующего описания ситуации может быть отлична лишь потому, что родители создают видимость какого-то интереса к вопросам воспитания, только вот дальше «правильных» разговоров дело не идет. Утрированная забота о ребенке проявляется главным образом на людях. Ребенок отлично чувствует лицемерие и пренебрежение к себе, переживает, и, конечно, страдает от отсутствия душевности и тепла.
• Потворствующая гипопротекция характеризуется, с одной стороны, отсутствием контроля за тем, как ребенок себя ведет, с другой – стремлением ограждать его от воспитательных действий педагогов, других взрослых, пытающихся на него повлиять.
Гиперопека – чрезмерная родительская забота.
Родители не могут позволить хоть кому-то вмешаться в их отношения с детьми, они сводят до минимума свои отношения с супругом, друзьями, уменьшают свою активность вне дома. У матерей причиной такого отношения могут быть предшествующие выкидыши, утрата или болезнь ребенка, длительный период бесплодия или невозможность в дальнейшем иметь детей. При таком типе воспитания ребенок становится предметом постоянного любования, восхищения, «кумиром». При этом все его шалости, проступки безоговорочно прощаются. Нередко ребенку навязывается воля родителей.
В результате воспитания по данному типу дети становятся заторможенными, невротичными, у них могут развиться эмоциональная неустойчивость вплоть до нарушения психики, различные фобии и навязчивости. Нередко дети становятся пассивными, подчиненными и зависимыми от многих обстоятельств. Из-за этого они плохо приспособлены к любым меняющимся условиям.
Повышенная моральная ответственность.
Встречается чаще всего в следующих ситуациях:
– родители стремятся заставить ребенка реализовать все то, что не получилось сделать в свое время самим;
– ребенку поручают заботу о другом, более младшем или беспомощном члене семьи (надзор за младшим братом, уход за больной бабушкой). Вынести такой груз ребенок не может. Результатом этого непосильного бремени могут быть психические расстройства в форме невроза.
Противоречивое воспитание.
Это сильное различие в отношении к ребенку между разными членами одной семьи. Совершенно разные стили воспитания в одной семье ведут к конфликтам. Для ребенка создается весьма неблагоприятная психологическая ситуация, противоречивые требования и установки затрудняют его адаптацию, что нередко приводит к развитию невротических черт личности.
Частые смены образцов воспитания.
Нередко происходят при распаде семьи или болезни одного из родителей, что обусловливает нарушение психического состояния того родителя, на плечи которого ложатся основные заботы о ребенке. Резкая смена ситуации в семье часто ведет и к смене типа воспитания, что может нанести ребенку дополнительную травму и нарушить его нормальное психическое и физическое развитие. Чтобы предотвратить такие нежелательные последствия, родители и их близкие должны здраво оценить отношения в семье и постараться нормализовать отношение к ребенку. Этот момент очень важен для социальной адаптации и становления личности маленького человечка.
Формирование характера.
Характер – совокупность наиболее общих, устойчивых черт личности, которыми определяется отношение ребенка к окружающей его действительности и прежде всего его отношения с людьми. Как говорил И.П. Павлов: «Характер представляет сплав врожденного и приобретенного, но у человека роль приобретенного опыта особенно велика». Формирование характера у детей зависит от условий жизни и воспитания. Характер – отражение сложившейся системы воспитания.
Классификация акцентуированных особо выраженных характеров детей (А.Е.Личко).
Гипертимный тип – дети с этим типом характера отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Они вносят во всё происходящее много шума, любят неспокойные компании сверстников, у них в общем хорошие способности, но они неусидчивы и недостаточно дисциплинированны. Учеба даётся таким недям неровно. Настроение у них обычно хорошее, но часто вспыхивают конфликты с родителями или взрослыми, школьными педагогами. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными.
Циклоидный тип – для таких детей характерна повышенная раздражительность, или они склонны к приступам апатии. Подросток с таким типом характера предпочитает находиться в домашней обстановке, в одиночестве. Он тяжело переживает даже незначительные неприятности, а замечания в свой адрес воспринимает с крайним раздражением. Настроение периодами, каждые 2-3 недели, изменяется с приподнято-лиричного на полностью подавленное. Отсюда и название данной особенности характера.
У лабильного типа отмечаются периоды крайней изменчивости настроения, причем оно зачастую меняется совершенно непредсказуемо по самым ничтожным поводам. Подростки хорошо воспринимают и чувствуют отношение к их персоне людского окружения.
Астено-невротический тип характеризует повышенная мнительность и капризность с приступами раздражительности.
Сенситивный тип – таким детям свойственна повышенная восприимчивость ко всем событиям, радостным и грустным. Они не любят шумных компаний, застенчивы и робки на людях. Если есть возможность выбрать, они легко променяют общение со сверстниками на общество малышей или взрослых людей. Они отличаются послушанием, обнаруживают большую привязанность к родителям, у них часто развивается комплекс неполноценности. У этих подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются завышенные моральные потребности к своей особе и окружающим людям.
Психастенический тип характеризуется ранними интеллектуальными способностями, дети склонны к размышлениям и самоанализу, и оценкам поведения других. Такие подростки бывают более сильными в словах, нежели в делах, они одновременно самоуверенны в сочетании с нерешительностью.
У шизоидного типа наиболее существенная черта – замкнутость. Эти дети предпочитают одиночество или компанию взрослого человека. Им сложно понять состояние другого человека, его переживания, им не свойственно сочувствие. В их внутреннем мире слишком много фантазий.
При эпилептоидном типе дети зачастую плаксивы, изводят окружающих своим поведением, особенно в период раннего детства. У них отмечается пристрастие к мучению животных, избиению и издевательствам над младшими и слабыми в детской компании. Они претендуют на роль лидера, проявляют жестокость, себялюбие и властность.
Главные черты истероидного типа – эгоцентризм либо стремление постоянно привлекать к себе внимание. У ребенка с этим типом отмечается склонность к театральным действиям, позерству.
При неустойчивом типе дети обнаруживают черты повышенной склонности или даже патологической тяги к развлечениям, причем неважно, к каким именно. Они склонны к безделью и праздности, предпочитают плыть по течению, слабовольны, не задумываются о своём будущем.
Конформный тип обычно проявляет подчинение, бездумно и некритично соглашаясь с любым авторитетом, слушает большинство в группе. Главное кредо подростков, относящихся к данному типу, «я – как все», это тип приспособленцев, которые ради своего собственного интереса готовы предать товарищей. Что бы они ни натворили, они всегда найдут для себя моральное оправдание.
Характер – динамическое качество личности, он формируется на протяжении всей жизни человека, следовательно, возможна реабилитация детей при неправильном воспитании, которая проводится прежде всего психологами и психотерапевтами.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.