Физическое развитие ребенка.
При решении проблем, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, в медицине вообще и в педиатрии в частности учитывается характер биологических изменений, происходящих в организме в процессе его роста и развития. Здоровье ребенка или подростка характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем функций его органов. Организм человека находится в процессе непрерывного развития. Процесс этот продолжается во время внутриутробного развития, затем детства, юношества и зрелого возраста, и протекает неодинаково. Наиболее интенсивная степень развития наблюдается в детские и юношеские годы, а в зрелые года процесс замедляется.
Чтобы знать особенности развития и понимать, где кончается норма и начинается патология, нужно поговорить об анатомо-физиологических особенностях органов и систем малыша.
Кожа и подкожная клетчатка.
Кожа играет в жизни человека огромную роль. Она не только ограждает организм от неблагоприятных влияний внешней среды, но и связывает его с этой средой благодаря многочисленным нервным рецепторам, которые в ней заложены.
Кожа у новорожденных и грудных детишек имеет тонкий роговой слой, рыхлый эпидермис, нежную, недоразвитую базальную мембрану. Связь между эпидермисом и дермой очень слабая. Кровеносные сосуды хорошо развитые, широкие. Потовые железы практически не работают до 3-4 месяцев из-за незрелости потоотделительных центров. Сальные железы начинают функционировать уже во время эмбрионального периода, и после рождения выделяют много секрета. У детей ясельного и дошкольного возраста кожа остается тонкой, нежной и легкоранимой. С возрастом кожа грубеет, роговой слой утолщается, развивается базальная мембрана. Подкожно-жировой слой у доношенных новорожденных детей хорошо развит, он способствует защите ребенка от потери тепла и служит запасом питательных веществ. В дальнейшем его рост приостанавливается и зависит от физического развития и питания. Нервные кожные рецепторы у ребенка поначалу развиты недостаточно, а защитные функции кожи несовершенны, поскольку она тонкая и нежная, и любая трещина или ссадина может пропустить в организм какую-нибудь инфекцию.
Кроме того, кожа детишек имеет более высокую способность к восстановлению дефектов, причем практически без рубцов, по сравнению с кожей взрослых людей. Заживление и восстановление целостности кожных покровов после мелких травм у детей происходит гораздо быстрее, чем у взрослых.
Кожа – важный орган в процессе теплорегуляции. У детей из-за недостаточного развития функции теплорегуляции в центральной нервной системе происходит энергичная отдача через поверхность кожи большого количества влаги и тепла, а теплорегуляция еще плохо работает. Поэтому при пониженной температуре воздуха происходит активное переохлаждение тела ребенка, при повышенной температуре – перегревание, особенно в раннем возрасте. Выделительная способность кожи у малышей развита достаточно, вместе с потом из организма выделяются вода и ряд продуктов обмена. Под дыхательной функцией кожи понимается процесс отдачи углекислоты и воды в атмосферу с поверхности кожи, в процессах обмена организма малыша эти функции кожи играют важную роль. Кожа выполняет бактерицидную функцию, которая отражает состояние иммунной реактивности организма. Эта функция с возрастом становится более выраженной.
Костно-мышечная система.
Скелет новорожденного состоит из костей и хрящевой ткани. Особенно много хрящевой ткани в позвоночнике, запястьях, тазе. С возрастом костная ткань постепенно замещает хрящевую ткань. Строение костей у грудных детей обычно волокнистое, в них достаточно немного минеральных солей, но много воды и развита сеть кровеносных сосудов. Из-за этой особенности кости малышей достаточно гибкие и мягкие, недостаточно прочные, легко могут искривляться под воздействием внешних факторов. Ближе к двум годам строение костей начинает приближаться к строению костей взрослых людей. В 12 лет скелет подростка почти не отличается от скелета взрослого. Самый активный рост черепа происходит в первый год жизни ребенка и сравнительно быстро – до четырех лет. После этого кости черепа растут очень медленно.
У новорожденного позвоночник выпрямлен и не имеет физиологических изгибов. По мере роста малыша, с возникновением у него новых умений, начинают появляться физиологические изгибы позвоночника. Шейный лордоз (изгиб вперед) начинает обнаруживаться в двухмесячном возрасте. Грудной изгиб появляется в 6 месяцев, а поясничный лордоз – после года. Правильный и постоянный шейный изгиб формируется к 7 годам, в области поясницы – ближе к 12-15 годам. Позвоночник ребенка обладает большой гибкостью. Подвздошная, седалищная и лобковая кости срастаются в единую кость таза только к 17-18 годам.
У новорожденного и грудного малыша первого полугодия жизни форма грудной клетки цилиндрическая или в виде усеченного конуса. В поперечнике нижний отдел превышает поперечник в верхнем отделе. В первые полгода жизни рост самих легких немного опережает по росту грудную клетку. Ребра имеют почти горизонтальное положение. Межреберные промежутки широкие. Эпигастральный угол большой. Со второго года жизни размер грудной клетки удлиняется. Ребра занимают более косое направление, физиологически опускаются, межреберные промежутки становятся более узкими, эпигастральный угол уменьшается. Форма грудной клетки малыша сглаживается к 6-7 годам, а окончательные очертания принимает примерно в 12-13 лет. Длинные кости достаточно долго остаются с хрящевыми прослойками между диафизом и эпифизом. В клетках эпифизарного хряща продолжительное время сохраняется способность к размножению, из-за чего кость может расти в длину. Полностью замещение эпифизарного хряща костной тканью происходит только к 25 годам. Кости запястья только намечаются у новорожденного, а к 7 годам, постепенно развиваясь, они становятся видимыми на рентгеновских снимках. Процесс их окостенения завершается к 10-13 годам. К этому же времени заканчивается окостенение фаланг пальцев. Эту особенность необходимо учитывать при обучении письму и не перегружать руку ребенка первого года обучения в школе.
С костной системой тесно связана мышечная система. Мышцы новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо. Мышечное волокно намного меньше волокна взрослого. Увеличивается мышечная масса в процессе роста ребенка. Крупные мышцы развиваются только к 6-7 годам, а мелкие и в этом возрасте недостаточно совершенны. В связи с этим точная координация движений страдает, детям еще трудно производить мелкие и точные движения. Малышей дошкольного и младшего школьного возраста приучают выполнять ритмичные движения, вырабатывают у них способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакции. К 9-12 годам движения детей становятся более координированными, мышечная сила нарастает. Особо активно развивается мускулатура в период полового созревания, нарастает сила и точность движений. У мальчиков мышечный тонус обычно лучше, чем у девочек. Формирование и рост мышечных волокон заканчиваются к 20-23 годам.
Дыхательная система.
Строение верхних дыхательных путей у грудных детей имеет характерные особенности. Носик меньше размерами, короче, нижние носовые ходы отсутствуют. Слизистые оболочки в носике нежные, богаты кровеносными сосудиками. Все эти особенности приводят к частому затруднению дыхания через нос. Решетчатая пазуха носа и гайморова полость у грудного ребенка еще недоразвиты, а лобной и основной пазух вообще пока нет. После первого года жизни полости постепенно развиваются. Глотка у грудного ребенка сравнительно узкая, евстахиева труба короткая и широкая, ее отверстие находится ниже и ближе к хоанам, поэтому часто воспаление из носоглотки попадает в евстахиеву трубу, вызывая воспаление среднего уха.
Гортань у грудничков имеет воронкообразную форму и удлинена, хрящи в ней мягкие и податливые, голосовая щель уже, чем у взрослых, истинные голосовые связки короткие, поэтому у детей этого возраста звонкий голос. Слизистая оболочка гортани нежная, богата кровеносными сосудами и лимфоидной тканью, поэтому легко развивается стеноз гортани при небольших воспалительных процессах. Трахея имеет воронкообразную форму и узкий просвет, хрящи ее мягче и податливее, слизистая оболочка нежная, обильно снабжена кровеносными сосудами, число слизистых желез небольшое. Бронхи узкие, хрящи у них мягкие, слизистая оболочка сухая с малым количеством слизистых желез, но богато оплетена сетью кровеносных сосудов. Эти особенности часто приводят к воспалительным процессам и наступлению стеноза.
Легкие развиваются весь период детства – постепенно увеличивается объем и формируется легочная ткань. Дифференцировка легкого выражается в уменьшении одних гистологических элементов и появлении других. Обилие в детском легком интерстициальной ткани с большим количеством лимфатических сосудов и респираторных бронхиол также является одной из особенностей органов дыхания, с которыми связаны частые воспалительные процессы в легких. Дифференцировка легкого заканчивается к 7 годам, а затем в основном идет его рост. Дыхательная поверхность легких и количество крови, протекающее через легкие в единицу времени, у детей относительно больше, чем у взрослых. Меньший объем грудной клетки и конусообразность ее формы обуславливают в состоянии покоя меньшую вентиляцию легких при дыхании. Необходимая легочная вентиляция обеспечивается у детей главным образом путем увеличения числа вдохов в минуту и в меньшей мере – за счет увеличения глубины дыхания. С возрастом глубина дыхания увеличивается, уменьшается его частота и повышается ритмичность.
С возрастом также изменяется тип дыхания. Детишки грудного возраста имеют грудобрюшной тип дыхания, преобладает диафрагмальное. В начале второго года дыхание становится смешанным, затем постепенно начинает переходить на диафрагмально-грудной тип дыхания, причем иногда будет преобладать первый тип дыхания, а в другой раз – второй вид. К возрасту 3-4 года грудной тип дыхания начинает преобладать над диафрагмальным. Разницу в дыхании по половому признаку отчетливо можно выделить к 7-14 годам. В пубертатном периоде и в период полового созревания дыхание у мальчиков становится брюшным, у девочек — грудным.
Сердечно-сосудистая система.
С развитием легких и функций дыхания тесно связано развитие сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Периоды роста и дифференцировки сердца совпадают с периодичностью развития легких. Наиболее активно сердце вырастает за первые два года жизни крохи. В дошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца происходит не столь активно, и вновь усиливается в препубертатный период и в начале пубертатного. К возрасту 16 лет масса сердца возрастает в 10 раз по сравнению с первоначальной величиной.
Положение сердца зависит от возраста ребенка. До 2-летнего возраста оно располагается в поперечном направлении и выше, чем у взрослых. После двухлетнего возраста сердце приобретает косое положение. Форма сердца в грудном возрасте может быть овальная, конусовидная, шаровидная. В школьном возрасте сердце детей приобретает форму, свойственную взрослому человеку. За период детства значительно изменяется внутреннее строение сердца, дифференцируется структура сердечной мышцы (миокарда), эндокарда и нервной системы сердца. Миокард у детей более чувствительный к различным инфекционным и неинфекционным патогенным агентам и более подвержен повреждениям при различных заболеваниях, но в то же время восстанавливается быстрее, чем у взрослых. У детей артерии широкие и развиты сильнее, чем вены; хорошо развита капиллярная сеть. Развитие сосудистой сети заканчивается примерно к 12 годам. Пульс у ребенка более частый, чем у взрослого, и тем чаще, чем ребенок младше. На частоту пульса влияет много факторов, он поддается большим индивидуальным колебаниям, легко учащается. Артериальное давление у детей понижено в сравнении с взрослыми и также отличается большой лабильностью.
Часто функциональные неполадки в работе сердечно-сосудистой системы начинаются в период полового созревания, вызваны они вегетативными расстройствами, нервными и эндокринными влияниями на мышцу и нервно-сосудистый аппарат сердца. Может наблюдаться незначительное расширение границ сердца влево, выслушиваться более сильные тоны при аускультации, определяться функциональный систолический шум на верхушке сердца или на легочной артерии. Все эти нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы в пубертатный период являются переходной фазой на пути к полному завершению развития сердца.
Во второй части материала мы поговорим об остальных органах и системах.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.