Режим для детей раннего возраста.
Наиболее важен режим для детей до трёх лет – они очень остро реагируют на любые перемены. Их нервная система еще очень нежная и ранимая, они быстро устают и перевозбуждаются, что сказывается на поведении и сне, поэтому к ним нужен особый подход.
Давайте сначала поговорим о том, как примерно составить режим дня малыша до трех лет, а потом распланируем день дошкольника, который ходит в садик или занимается дома.
На что обращать внимание?
При составлении режима дня учитываются многие факторы: состояние здоровья, общий семейный режим и особенности ребенка, ведь есть дети «совы», а есть «жаворонки». Исходя из особенностей биоритмов для этих двух категорий детей, режимы будут отличаться. Одни рано встают (в 6-7 утра) и рано ложатся (в 20-21 час), другие бодрствуют допоздна (до 23 часов), но и встают поздно (в 9-10 утра).
В ранний возрастной период – с рождения до 2-3 лет – происходит быстрый рост и развитие детей, изменяются их физиологические особенности и потребности.
В первые месяцы жизни центральная нервная система функционально ослаблена, длительные внешние раздражители могут вызвать ее истощение. Поэтому на активное бодрствование ребенка этого возраста отводится 5-7 часов, и через каждые 2 часа ребенок должен засыпать.
Длительность сна можно рассчитать по формуле 22 – 1/2m, где m – число месяцев.
Длительность сна у детей старше года можно рассчитать по формуле 16 – 1/2n, где n – число лет.
Перепутал день и ночь?
В первый месяц жизни у ребенка отсутствует правильный ритм сна и бодрствования. Сон обычно недостаточно глубокий, бодрствование вызывается в основном раздражениями, действующими на интерорецепторы. Во время приема пищи активность поддерживается пищевым возбуждением и сосательными движениями. После насыщения ребенок быстро засыпает. Внешние раздражители вследствие недостаточного развития клеток коры головного мозга не воспринимаются. К концу первого месяца жизни ребенка при правильной организации режима дня формируется суточный ритм бодрствования и сна. С развитием функций коры головного мозга длительность непрерывного бодрствования увеличивается, а частота и длительность дневного сна уменьшаются.
Когда нужно кушать?
Дети раннего возраста, особенно первого года жизни, нуждаются в особом питании. В идеале нужно стремиться кормить своего малыша исключительно грудью хотя бы до полугода, а затем рационально и поэтапно вводить прикормы, сочетая их с естественным вскармливанием. Если же ребенок получает адаптированные молочные смеси, у него должен быть более строгий режим питания, хоть и приближенный к естественному ритму. После года режим питания становится более упорядоченным. Грудные кормления в основном остаются на ночь, сон и моменты ласки и общения с малышом.
Прием пищи должен соответствовать возрасту и индивидуальным потребностям ребенка:
• от 1 до 5 месяцев – 7-8 раз в сутки с ночным перерывом 6 часов на ИВ, и по требованию на ГВ.
• с 5 до 12 месяцев – 5-6 раз в сутки с ночным перерывом 8 часов;
• от 1 года до 3 лет – 4-5 раз в день;
• с 3 лет и старше – 3-4 раза в день.
Что учитывать в режиме дня?
При организации режима дня детей раннего возраста необходимо учитывать малую подвижность, инертность нервных процессов. Ребенку этого возраста трудно переходить от одной деятельности к другой, он не может по первому требованию прекратить выполняемое действие и переключиться на следующее. Также поведение ребенка находится в большой зависимости от удовлетворения его органических потребностей – утоления голода, необходимости сна.
В возрасте от 2 до 10 месяцев у детей ярко выражена пищевая доминанта, поэтому в режиме предусматривается определенная последовательность основных компонентов: сон – прием пищи – бодрствование. Отдохнувший во время сна ребенок с аппетитом ест, удовлетворив потребность в еде – бодрствует в хорошем настроении. Время бодрствования используется для гигиенического ухода и занятий – с ним можно поиграть, погулять, сделать массаж и гимнастику. Время бодрствования дети сначала проводят в манеже или на руках родителей, затем, овладев навыками ползания, – на огражденной барьером части пола. Для стимуляции самостоятельной деятельности ребенка обязателен набор разнообразных ярких игрушек. Не стоит покупать их слишком много: ребенку необходимы игрушки по возрасту, безопасные и удобные.
В возрасте от 9-10 месяцев до полутора лет влияние пищевой доминанты ослабевает. Ребенок становится более деятельным, последовательность основных компонентов в режиме переходит на сон – бодрствование – кормление. Число периодов сна сокращается до двух, время бодрствования увеличивается и проводится активнее. Расширяется самостоятельная деятельность ребенка. Для игр по возможности нужно оборудовать специальные игровые комнаты. Летом игры лучше проводить на свежем воздухе. В холодное время года ребенку нужно гулять – как минимум 2 раза в день по 2 часа.
В режиме дня ребенка от полутора до двух лет остается один дневной сон продолжительностью 2,5-3 часа. Длительность непрерывного бодрствования увеличивается до 5-5,5 часов. Сокращение времени на еду, умывание, одевание создает возможность для более продолжительных и разнообразно организованных самостоятельных игр, специальных занятий.
Вне зависимости от того, ходит ребенок в ясли или нет, ему в течение недели планируется 10-11 занятий: 4 занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающими предметами, 3 занятия по дидактическим играм, 2 занятия по развитию движений и 2 музыкальных занятия. Ежедневно проводят по два занятия продолжительностью 8-10 минут каждое, в первой и во второй половине дня. Занятия проводятся или отдельно с малышом, если это мама или папа, или с небольшими группами (в садике, развивающем центре), не более 5–6 человек, так как детям этого возраста свойственны неустойчивость внимания, невозможность длительного сосредоточения, частое отвлечение.
Режим дня в первые 3 года жизни ребенка меняется несколько раз. Постановка воспитания и обучения, организация распорядка дня находят отражаются на динамике нервно-психического, физического развития, в поведенческих реакциях ребенка. Если режим правильно составлен, точно выполняется, индивидуализирован в отношении тех, у кого имеются отклонения в здоровье, все дети спокойны, активны, подвижны, заняты разнообразной самостоятельной игровой деятельностью. Изменения поведения, проявляющиеся в беспричинном частом плаче, капризах, отказе от еды, трудном и длительном засыпании, свидетельствуют о несоответствии режима возрасту и функциональным возможностям центральной нервной системы ребенка и служат сигналом для обязательной коррекции распорядка дня.
Режим дня детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста – это особая группа. С одной стороны, они уже не такие маленькие и чувствительные, как дети младше трех лет. С другой стороны – тоже подвержены негативным влияниям при нарушении привычного уклада жизни. При составлении для них режима дня учитываются особенности их высшей нервной деятельности. Нервная система все еще неустойчива. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, иррадиация возбуждения – над ее концентрацией. Впрочем, дети этого возраста уже могут на определенное время сосредоточивать внимание на одном предмете или виде деятельности.
Конечно, важно и питание ребенка, которое должно быть как минимум четырехразовым, и его ночной и дневной сон. Но в дошкольном возрасте, наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений и режимных моментов, ставится задача обучения детей правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитания художественного вкуса.
Важно приучать детей и к посильному труду. Трудовое воспитание дошкольников складывается из самообслуживания, посильного участия в поддержании чистоты и порядка, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и животными. Работа, связанная с интенсивной деятельностью, не должна превышать 15 минут. Более легкая деятельность хозяйственно-бытового характера может длиться дольше – до 25–30 минут. С 4 лет начинается подготовка детей к обучению в школе.
Режим детских садов.
Дети этого возраста чаще всего посещают дошкольные детские учреждения (садики или специальные частные центры-сады), где распределяются по группам:
в младшую группу входят дети 3-4 лет,
в среднюю – 4–5 лет,
в старшую – 5–6 лет
и подготовительную – 6–7 лет.
В режиме дня младшей группы на сон (и дневной, и ночной) отводится 12-12,5 часов, из них 2 часа – на дневной сон (чаще всего). Для приема пищи отводится 2,5 часа – дети кушают медленно, на каждый прием пищи у них уходит от 30 до 45 минут, ведь им пока еще сложно управляться со столовыми приборами и салфетками. Прием пищи для детей ясельного возраста организуется через каждые 3-3,5 часа, а для детей дошкольного возраста – через 3,5-4 часа.
Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3-4 часов, а летом – почти все время бодрствования. Ежедневно проводится одно организационное занятие. Также отводится время на воспитание культурно-гигиенических навыков.
В режиме дня средней группы длительность сна и приема пищи сохраняется без изменений, а вот организационные занятия становятся сложнее и продолжительнее.
В режиме дня детей старшей группы на сон отводится 11,5 часов (из них 1,5 часа – на дневной), на прием пищи – 2 часа. Ежедневно проводится 2 занятия. Все остальное свободное время занимают игры: утром до завтрака, в первой половине дня до обеда, во второй половине дня после сна, после полдника и вечером перед сном. Особое значение имеют игры и прогулки на свежем воздухе. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо большую часть времени проводить на свежем воздухе – в общей сложности не менее 4 часов.
В подготовительной группе длительность сна и бодрствования такая же, как и в старшей группе. Обязательные занятия удлиняются и усложняются. После возвращения из детского сада домой вечерние игры и прогулки на свежем воздухе продолжаются до 19 часов. В 19 часов дети ужинают и в 20-21 час ложатся спать. Для восстановления работоспособности необходим длительный ночной сон продолжительностью 10 часов.
Если малыш по каким-то причинам не посещает детский садик, родителям нужно максимально приблизить расписание его дня к садиковскому – дело в том, что режимы для садов разработаны физиологами на основе знаний о работе организма ребенка и наиболее полноценно отвечают его возрастным нормам. Кроме того, родители должны либо сами заниматься с ребенком развитием речи, письма и творчества, либо водить его в различные центры – для общения со сверстниками и развития способностей.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.