Многие из нас очень занятые люди, и практически у всех не хватает времени на домашние дела и общение с собственными детьми. Однако все мы хотим, чтобы наши дети росли приученными к порядку, самостоятельными и дисциплинированными. Ведь как хорошо, только представьте себе – ребенок с утра встал, сам заправил свою постель, сам умылся, сам оделся, пошел на кухню, приготовил себе завтрак, поел, помыл за собой посуду и убрал со стола.
Думаете, это фантастика или ребенку около 30 лет :D ? А вот и ошибаетесь, все это способен проделать и 8-10-летний малыш, при соответствующем воспитании и обучении. А обучение следует начинать уже с годовалого возраста, и тогда уже к 8 годам вы и получите результат, описанный выше. А иначе никак! То есть, вам придется на первых порах проявить максимум терпения и выдержки и уделить процессу воспитания и приучения ребенка к самостоятельности и порядку свое личное время.
Это как выращивать яблоню – сначала вы ухаживаете за молодым саженцем, поливаете его, удобряете, прививаете, тратите на все это кучу своего времени и усилий, зато потом, по прошествии некоторого времени, можете наслаждаться плодами своего труда – вкусными сочными яблоками без единой червоточины!
Продолжая аналогию с яблоней, можно сказать, что, как всем нам прекрасно известно, яблоко от яблони недалеко падает. Так что и в вашей семье то же самое – если никто из вас не соблюдает порядок и перекладывает все домашние дела друг на друга, то и ребенок будет вам во всем подражать.
Так что сначала возьмитесь за себя и организуйте свой дом таким образом, чтобы наводить в нем порядок было легким, увлекательным и несложным делом. Чтобы даже маленькому ребенку было кое-что под силу. Так с чего же следует начать?
Вашему ребенку исполнился год, и он уже кое-что умеет. Особенностью этого возраста (которая будет длиться еще лет до 3-4) является хорошая обучаемость и подражание взрослым во всем. В этом возрасте ребенок уже вполне способен собрать за собой игрушки, но вам придеться делать это вместе.
Чем меньше игрушек, тем легче убирать, не так ли? Так что, если игрушек у вас слишком много, разработайте систему ротации – разделите все игрушки на отдельные кучки и сложите их по пакетам (пусть в каждом пакете будет по 8-10 игрушек максимум). Можете пронумеровать их по дням недели или по неделям месяца и уберите все пакеты, кроме одного, куда-нибудь подальше.
Организуйте удобные и доступные места хранения игрушек. Маленькому ребенку проще всего будет просто складывать все игрушки без разбору в одну коробку или корзину. Игра закончилась? Начинайте убирать игрушки сами, а ребенок, подражая вам, продолжит и закончит наводить порядок сам.
Хорошо бы придумать для процесса уборки игрушек какое-нибудь слово, сигнализирующее о том, что игрушкам пора в коробку. Это должно быть какое-то простое запоминающееся и короткое слово, которое можно повторять несколько раз (например, «ту-ту», «чух-чух» или «бай-бай», намекая, что игрушкам пора уходить или ложиться спать).
Иногда, видя как ребенок неумело, неуклюже и крайне медленно собирает игрушки, у вас может появиться соблазн по-быстренькому собрать все самой. Не делайте этого ни в коем случае! Вы рискуете так и не приучить ребенка убирать за собой и в дальнейшем вам придется взваливать все домашние дела только на себя. Вы этого хотите?
Что еще может делать ребенок в этом возрасте?
- Складывать не только игрушки, но и книжки и журналы в стопки или кучки (желательно тоже в какую-нибудь корзину или коробку).
- Выкладывать постиранное белье из стиральной машины (с фронтальной загрузкой) в тазик.
- Вешать свою верхнюю одежду после прогулки на детскую вешалку (конечно же, при условии, что вешалка висит достаточно низко).
- Относить свои мокрые штанишки в корзину для белья (опять же, при условии ее доступности).
- «Мыть полы», если дадите ему влажную тряпочку (правда на этом этапе такое мытье не принесет чистоты, скорее наоборот). Здесь главной задачей будет показать ребенку, что домашние дела – это весело и интересно.
5 главных принципов вашего поведения в процессе приучения ребенка к порядку:
1. Хвалить, хвалить и еще раз хвалить! Пусть ребенок пока еще делает все неумело, неправильно и медленно. Пусть вам придется потом все переделывать (ведь вы же не ждете от ребенка по-настоящему качественной работы в таком возрасте?).
2. Терпение, терпение и еще раз терпение и выдержка! Никаких понуканий, никаких «Давай быстрее! Ну что ты там копаешься! Мы уже опаздываем!» Если вы реально куда-то опаздываете, сделайте все сами и не привлекайте пока ребенка. Занимайтесь воспитанием, только если никуда не торопитесь.
3. Хорошее настроение, положительные эмоции, веселье и радость должны царить во время процесса обучения. Не занимайтесь с ребенком, если вы нервничаете или у вас плохое настроение.
4. Не мешайте ему подражать! Наоборот, всячески поощряйте его порывы к наведению порядка. Только предоставьте ему безопасные условия. Ребенок хочет помыть посуду? Дайте ему посуду из пластика и налейте в тазик воды, дайте красивую губку и пусть себе моет. Ребенок хочет постирать? Налейте воды, дайте ему носовые платочки и покажите, как их стирать. Все эти занятия могут увлечь ребенка на целый день!
5. Никогда его не ругайте за добрые намерения (а у ребенка в этом возрасте все намерения – добрые). Каждое ваше ругательное, злое слово будет убивать эти добрые намерения одно за другим, пока не убьет их все. Только не удивляйтесь потом, откуда берутся злые дети.
Постепенно и планомерно приучая ребенка к соблюдению порядка, вы закладываете в него ростки, которые в дальнейшем облегчат жизнь и ему, и вам.
Напоследок – прикол: специальный костюм-швабра для малыша, чтобы просто так не ползал!
Автор: Джулия Деловая
Источник:
http://poryadokvdome.com/2011/07/02/kak-priuchit-godovalogo-rebenka-k-poryadku/